Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Поддымова А.В, судей Александровой К.А. и Найденовой О.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Кочанова И.И. на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Тульского областного суда от 31 октября 2023 года по административному делу по административному исковому заявлению Кимовского межрайонного прокурора Тульской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Кочанову И, И. о прекращении действия права владения оружием.
Заслушав доклад судьи Поддымова А.В, объяснения Кочанова И.И. и представителя Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Тульской области Серегиной Е.Г, поддержавших доводы кассационной жалобы, прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Серебрякова А.А, возражавшего против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Кимовский межрайонный прокурор Тульской области, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением к Кочанову И.И. о прекращении действия права владения оружием, предоставленного ему на основании разрешения на хранение и ношение оружия и патронов к нему серия РОХа N 19670230.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что в ходе проведения прокурорской проверки соблюдения законодательства в области оборота оружия установлен факт выдачи Управлением Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Тульской области (далее - Управление Росгвардии по Тульской области) 20 июня 2019 года Кочанову И.И. лицензии на приобретение одной единицы огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия.
12 августа 2019 года Управлением Росгвардии по Тульской области Кочанову И.И. выдано разрешение на хранение и ношение оружия и патронов к нему серии РОХа N 19670230.
Вместе с тем Кочанов И.И. состоит на учете в наркологическом кабинете с диагнозом "Синдром зависимости, вызванный употреблением алкоголя" (код заболевания по МКБ-10 F10), что в соответствии с Перечнем заболеваний, при наличии которых противопоказано владение оружием, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 19 февраля 2015 года N 143, является основанием для прекращения права владением оружием.
Решением Кимовского районного суда Тульской области от 14 июля 2023 года в удовлетворении административного искового заявления Кимовского межрайонного прокурора Тульской области отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Тульского областного суда от 31 октября 2023 года решение Кимовского районного суда Тульской области от 14 июля 2023 года отменено. По делу принято новое решение, которым исковые требования Кимовского межрайонного прокурора Тульской области к Кочанову И.И. удовлетворены. Прекращено действие права на хранение и ношение огнестрельного оружия Кочанова И.И, аннулировано разрешение на хранение и ношение огнестрельного оружия серии N
В кассационной жалобе, поданной 22 ноября 2023 года через суд первой инстанции, поступившей 5 декабря 2023 года в Первый кассационный суд общей юрисдикции, Кочанов И.И. просит апелляционное определение отменить ввиду его незаконности и необоснованности. Указывает на то, что в ходе рассмотрения дела он был снят с диспансерного учета, прошел медицинское обследование, по результатам которого установлено отсутствие у него противопоказаний к владению оружием.
Определением судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции от 7 декабря 2023 года кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции.
Относительно доводов кассационной жалобы Кимовским межрайонным прокурором Тульской области представлены письменные возражения, в которых указывается об отсутствии оснований для ее удовлетворения.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статья 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
По настоящему административному делу такие основания для пересмотра обжалуемого судебного акта в кассационном порядке имеются.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13 декабря 1996 года N 150-ФЗ "Об оружии" (далее - Закон об оружии) лицензия на приобретение, экспонирование или коллекционирование оружия и разрешение на хранение или хранение и ношение либо хранение и использование оружия, ношение и использование охотничьего оружия аннулируются органами, выдавшими эти лицензию и (или) разрешение, и изымаются в случае вынесения судебного решения о лишении гражданина соответствующего специального права, об аннулировании лицензии и (или) разрешения.
Согласно части 1 статьи 6.1 Закона об оружии медицинское освидетельствование на наличие медицинских противопоказаний к владению оружием проводится медицинскими организациями государственной и муниципальной систем здравоохранения в отношении граждан Российской Федерации, впервые приобретающих оружие на основании лицензии, граждан, награжденных оружием, граждан, являющихся владельцами оружия (за исключением граждан Российской Федерации, проходящих службу в государственных военизированных организациях и имеющих воинские звания либо специальные звания или классные чины юстиции), по месту их жительства (пребывания).
Перечень заболеваний, при наличии которых противопоказано владение оружием, устанавливается Правительством Российской Федерации (часть 4 статьи 6.1 Закона об оружии).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 февраля 2015 года N 143 утвержден Перечень заболеваний, при наличии которых противопоказано владение оружием, согласно пункту 2 раздела 1 которого к таким заболеваниям относятся психические расстройства и расстройства поведения, связанные с употреблением психоактивных веществ (в том числе код заболевания по международной классификации болезней МКБ-10 - F10).
Как установлено судебными инстанциями и следует из материалов административного дела, Кимовской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства в области оборота оружия, в ходе которой установлено, что 20 июня 2019 года Управлением Росгвардии по Тульской области Кочанову И.И. выдана лицензия на приобретение одной единицы огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия.
12 августа 2019 года Управлением Росгвардии по Тульской области Кочанову И.И. выдано разрешение на хранение и ношение оружия и патронов к нему серии N.
Вместе с тем Кочанов И.И. состоит на учете в наркологическом кабинете с диагнозом "Синдром зависимости, вызванный употреблением алкоголя" (код заболевания по МКБ-10 F10).
В связи с изложенным, Кимовский межрайонный прокурор Тульской области обратился в суд с административным исковым заявлением к Кочанову И.И. о прекращении действия права владения оружием.
Разрешая административный спор по существу и отказывая в удовлетворении административных исковых требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что нахождение Кочанова И.И. на учете у врача - нарколога с диагнозом "синдром зависимости, вызванный употреблением алкоголя" при доказанности представленными в дело доказательствами факта отсутствия у него заболеваний, при наличии которых противопоказано владение оружием, не является основанием для прекращения права владения оружием.
Суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда первой инстанции и удовлетворяя административный иск, исходил из того, что Кочанову И.И. не могло быть выдано разрешение на хранение и ношение огнестрельного оружия, поскольку на момент выдачи медицинского заключения об отсутствии медицинских противопоказаний и разрешения на хранение и ношение оружия и патронов к нему он состоял на диспансерном учете с диагнозом "синдром зависимости от алкоголя, 2 стадия" (МКБ-10 F10).
Между тем судом апелляционной инстанции при удовлетворении административного иска прокурора не учтено следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 26 Закона Российской Федерации от 2 июля 1992 года N 3185-1 "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" (далее - Закон Российской Федерации от 2 июля 1992 года N 3185-1) одним из видов амбулаторной психиатрической помощи является диспансерное наблюдение.
Согласно части 3 статьи 26 Закона Российской Федерации от 2 июля 1992 года N 3185-1 диспансерное наблюдение может устанавливаться независимо от согласия лица, страдающего психическим расстройством, или его законного представителя в случаях, предусмотренных частью первой статьи 27 названного Закона, и предполагает наблюдение за состоянием психического здоровья лица путем регулярных осмотров врачом-психиатром и оказание ему необходимой медицинской и социальной помощи (часть 3).
Частью 1 статьи 27 Закона Российской Федерации от 2 июля 1992 года N 3185-1 установлено, что диспансерное наблюдение может устанавливаться за лицом, страдающим хроническим и затяжным психическим расстройством с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями.
В силу части 2 статьи 27 Закона Российской Федерации от 2 июля 1992 года N 3185-1 решение вопросов о необходимости установления диспансерного наблюдения и о его прекращении принимается комиссией врачей-психиатров, назначенной руководителем медицинской организации, оказывающей психиатрическую помощь в амбулаторных условиях, или комиссией врачей-психиатров, назначенной органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения.
В соответствии с Инструкцией о порядке учета больных хроническим алкоголизмом, наркоманиями, токсикоманиями и профилактического наблюдения лиц, злоупотребляющих алкоголем, замеченных в немедицинском потреблении наркотических и других одурманивающих средств без клинических проявлений заболевания, утвержденной приказом Министерства здравоохранения СССР от 12 сентября 1988 года N 704, действовавшей на момент постановки Кочанова И.И. на диспансерный учет, диспансерному учету и динамическому наблюдению в амбулаторных наркологических учреждениях (подразделениях) подлежат все лица, которым установлены диагнозы: хронический алкоголизм, наркомания, токсикомания. Исключение составляют лица, обращающиеся за наркологической помощью в кабинеты (отделения) для анонимного лечения больных алкоголизмом и хозрасчетные наркологические амбулатории (кабинеты).
Из материалов дела следует, что 21 июля 2023 года государственным учреждением здравоохранения "Тульский областной наркологический диспансер N 1" (далее - ГУЗ "ТОНД N 1") выдана справка о том, что Кочанов И.И. на диспансерном учете не состоит, согласно заключению врачебной комиссии от 6 июля 2023 года наркологического заболевания у него не выявлено (т.1, л.д.135, об ст.).
Решением врачебной комиссии ГУЗ "ТОНД N 1" от 6 июля 2023 года признано лечение Кочанова И.И. в данном медицинском учреждении в период с 17 мая 2011 года по 23 мая 2011 года и с 11 сентября 2014 года по 19 сентября 2014 года анонимным. Данных за рецидив наркологического заболевания нет. Принято решение удалить строку из электронной информационной базы ГУЗ "ТОНД N 1" о наличии наркологического диагноза (т.1, л.д.193, 238).
Из информации ГУЗ "ТОНД N 1" от 8 августа 2023 года следует, что решение врачебной комиссии о признании лечения Кочанова И.И. в период с 17 мая 2011 года по 23 мая 2011 года и с 11 сентября 2014 года по 19 сентября 2014 года анонимным с автоматическим аннулированием диспансерного наблюдения влечет снятие его с учета в государственном учреждении здравоохранения "Кимовская центральная районная больница" (далее - ГУЗ "Кимовская ЦРБ") (т.1, л.д.237).
Согласно выписке из истории болезни, выданной 22 сентября 2023 года ГУЗ "Кимовская ЦРБ", Кочанов И.И. снят с диспансерного учета в данном медицинском учреждении 11 августа 2023 года (т.1, л.д.155).
Из заключения федерального государственного бюджетного учреждения "Национальный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии имени В.П. Сербского" Министерства здравоохранения Российской Федерации (далее - ФГБУ "НМИЦ ПН им. В.П. Сербского" Минздрава России) от 24 августа 2023 года следует, что по медицинским документам и с учетом того, что в 2011 году лечение Кочанов И.И. проходил анонимно, основания для постановки его в 2011 году на диспансерный учет отсутствовали. В представленных материалах ни одно из клинически значимых нарушений не указано. Данные инструментального обследования и результаты лабораторной диагностики также не указывают на наличие синдрома зависимости от алкоголя. Объективных данных за наличие синдрома зависимости от алкоголя в материалах не представлено. В представленных материалах нет сведений, соответствующих диагностическим критериям пагубного (с вредными последствиями) употребления алкоголя. Факта обращения Кочанова И.И. за анонимной медицинской помощью в 2011 году, когда был оформлен "шаблонный анамнез", а, следовательно, и шаблонный диагноз, для постановки диагноза недостаточно.
То обстоятельство, что в ФГБУ "НМИЦ ПН им. В.П. Сербского" Минздрава России не представлялись сведения об оказании Кочанову И.И. медицинской помощи на условиях анонимности в период с 11 сентября 2014 года по 19 сентября 2014 года, не опровергает выводы медицинских учреждений об отсутствии оснований для постановки его на учет в 2011 году.
При таких обстоятельствах правовых оснований для удовлетворения административного иска прокурора, заявленного по тем основаниям, что Кочанов И.И. состоит на диспансерном учете, не имелось, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, а выводы суда апелляционной инстанции основаны на неправильном применении норм права.
В силу пункта 4 части 1 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд кассационной инстанции, рассмотрев кассационные жалобу, представление с административным делом, вправе оставить в силе один из принятых по административному делу судебных актов.
С учетом изложенного, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции считает апелляционное определение подлежащим отмене с оставлением в силе решения суда первой инстанции.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Тульского областного суда от 31 октября 2023 года отменить.
Оставить в силе решение Кимовского районного суда Тульской области от 14 июля 2023 года.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключается срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции в случае, когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 29 декабря 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.