Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Сапрыгиной Л.Ю, судей Вдовиченко И.М, Данилкиной А.Л.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края на решение Курчатовского районного суда г. Челябинска от 9 марта 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Челябинского областного суда от 17 июля 2023 года, вынесенные по административному делу N 2а-800/2023 по административному иску Умарова Алпамыса Кинжагалеевича к администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи, Департаменту архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи, заместителю директора департамента архитектуры и градостроительства г. Сочи Долгополой Н.В, директору департамента архитектуры и градостроительства г. Сочи Литвинец Д.В. о признании незаконным уведомления, о возложении обязанности выдать уведомление.
Заслушав доклад судьи Вдовиченко И.М. об обстоятельствах дела и доводах кассационной жалобы, пояснения представителя административного истца Иванова В.В, возражавшего против доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Умаров А.К. обратился в суд с административным иском, в котором просил признать незаконным уведомление департамента архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи (далее - департамент архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации г. Сочи) от 27 октября 2022 года N 24395417 о несоответствии, указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, установленным параметрам и (или) допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке с кадастровым номером "данные изъяты", расположенном по адресу: г. Сочи, Хостинский район, с. Прогресс, пер. Ахунский; обязать департамент архитектуры и градостроительства г. Сочи выдать Умарову А.К. уведомление о соответствии, указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома со следующими параметрами: площадь застройки 168, 5 кв.м, высота здания - 6, 6 м, количество надземных этажей - 2, отступы от границ земельного участка: переменный отступ - минимум 3 м, установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке с кадастровым номером N "данные изъяты", расположенном по адресу: г. Сочи, Хостинский район, с. Прогресс, пер. Ахунский.
В обоснование административного искового заявления указано, что административный истец является собственником земельного участка, общей площадью 499 кв.м с кадастровым номером "данные изъяты" (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенный вид использования: для индивидуального жилищного строительства), расположенный по адресу: г. Сочи, Хостинский район, с. Прогресс, пер. Ахунский, о чем в ЕГРН внесена запись N "данные изъяты"-23/236/2022-1. В результате незаконных действий административного ответчика Умаров А.К. лишен возможности вести строительство жилого дома. В соответствии с частью 1 статьи 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации истец неоднократно направлял в адрес административного ответчика уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства о намерении возвести на принадлежащем ему земельном участке объект индивидуального жилищного строительства. Ответчик без законных к тому оснований отказывает истцу в выдаче соответствующего уведомления.
Решением Курчатовского районного суда г. Челябинска от 9 марта 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Челябинского областного суда от 17 июля 2023 года, оспариваемое уведомление признано незаконным, на административного ответчика возложена обязанность повторно рассмотреть уведомление Умарова А.К. от 5 сентября 2022 года, направленное в департамент архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации г. Сочи, о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства, о намерении возвести на принадлежащем Умарову А.К. земельном участке с кадастровым номером "данные изъяты" объект индивидуального жилищного строительства.
В кассационной жалобе, поданной в суд первой инстанции 16 октября 2023 года, администрация муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края просит об отмене принятых по делу судебных актов по мотиву их незаконности и необоснованности, с принятием нового решения об отказе в удовлетворении административных исковых требований.
Иные лица, участвующие в деле, в суд кассационной инстанции не явились, извещены надлежащим образом. На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы, заслушав пояснения представителя административного истца, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 указанного Кодекса.
Таких нарушений судами при разрешении данного спора не допущено.
Задачами административного судопроизводства являются защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, укрепление законности и предупреждение нарушений в сфере административных и иных публичных правоотношений (пункты 2, 4 статьи 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Необходимым условием признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления незаконным по смыслу положений статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации является наличие совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
Положениями статьи 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрен уведомительный порядок строительства объектов индивидуального жилищного строительства.
Основания для направления застройщику уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, предусмотрены в части 10 статьи 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, содержащей исчерпывающий перечень оснований направления заявителю такого уведомления о несоответствии, в том числе, когда: указанные в уведомлении о планируемом строительстве параметры объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не соответствуют предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами и действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве (пункт 1); размещение указанных в уведомлении о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не допускается в соответствии с видами разрешенного использования земельного участка и (или) ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующими на дату поступления уведомления о планируемом строительстве (пункт 2).
На основании части 11 статьи 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации в уведомлении о несоответствии должны содержаться все основания направления застройщику такого уведомления с указанием предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, которые установлены правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательных требований к параметрам объектов капитального строительства, которые установлены настоящим Кодексом, другими федеральными законами, действуют на дату поступления уведомления о планируемом строительстве и которым не соответствуют параметры объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, указанные в уведомлении о планируемом строительстве, а также в случае недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке - установленный вид разрешенного использования земельного участка, виды ограничений использования земельного участка, в связи с которыми не допускается строительство или реконструкция объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома.
Если строительство или реконструкция объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома планируется в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения и в уведомлении о планируемом строительстве не содержится указание на типовое архитектурное решение, в соответствии с которым планируется строительство или реконструкция таких объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в срок не позднее двадцати рабочих дней со дня поступления этого уведомления направляет застройщику способом, определенным им в этом уведомлении, предусмотренное пунктом 2 части 7 настоящей статьи уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке либо о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке (пункт 3 части 8 статьи 51.1. Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Получение застройщиком уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке от уполномоченных на выдачу разрешений на строительство федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления либо ненаправление указанными органами в срок, предусмотренный частью 7 или пунктом 3 части 8 настоящей статьи, уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке считается согласованием указанными органами строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома и дает право застройщику осуществлять строительство или реконструкцию объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в соответствии с параметрами, указанными в уведомлении о планируемом строительстве, в течение десяти лет со дня направления застройщиком такого уведомления о планируемом строительстве в соответствии с частью 1 настоящей статьи. Данное право сохраняется при переходе прав на земельный участок и объект индивидуального жилищного строительства или садовый дом, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 1 - 3 части 21.1 статьи 51 настоящего Кодекса. При этом направление нового уведомления о планируемом строительстве не требуется (часть 13 статьи 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Градостроительные регламенты являются составной частью правил землепользования и застройки (ч. 2 ст. 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Виды разрешенного использования земельных участков устанавливаются в градостроительных регламентах правил землепользования и застройки, в которых в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, кроме этого указываются: предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства; ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации; расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности территории объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур и расчетные показатели максимально допустимого уровня территориальной доступности указанных объектов для населения в случае, если в границах территориальной зоны, применительно к которой устанавливается градостроительный регламент, предусматривается осуществление деятельности по комплексному развитию территории (пункт 3 части 2 и часть 6 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
При подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом, в том числе функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом поселения (за исключением случая, установленного частью 6 статьи 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации), генеральным планом городского округа, схемой территориального планирования муниципального района (пункт 2 части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Установление основных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства является обязательным применительно к каждой территориальной зоне, в отношении которой устанавливается градостроительный регламент (часть 2 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В решении Городского Собрания Сочи от 29 декабря 2009 года N 202 "Об утверждении Правил землепользования и застройки на территории муниципального образования город-курорт Сочи" (далее - ПЗЗ) под градостроительным регламентом понимаются устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, а также применительно к территориям, в границах которых предусматривается осуществление деятельности по комплексному развитию территории, расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности соответствующей территории объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур и расчетные показатели максимально допустимого уровня территориальной доступности указанных объектов для населения.
При рассмотрении дела установлено, что Умарову А.К. на праве собственности принадлежит земельный участок, общей площадью 499 кв.м, кадастровый номер "данные изъяты" (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенный вид использования: для индивидуального жилищного строительства), расположенный по адресу: г. Сочи, Хостинский район, с. Прогресс, пер. Ахунский, о чем в ЕГРН внесена запись N "данные изъяты"
Названный земельный участок расположен в границах территории объекта культурного наследия.
Умаров А.К. 23 марта 2022 года направил в департамент архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации г. Сочи уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства о намерении возвести на принадлежащем ему земельном участке объект индивидуального жилищного строительства.
В уведомлении от 19 апреля 2022 года N 24252241 департамент архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации г. Сочи сообщил истцу о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства параметров объекта строительства, установленным параметрам и (или) допустимости размещения объекта строительства на земельном участке. Истцу в целях недопустимости превышения предельных параметров разрешенного строительства, в частности коэффициента использования территории, рекомендовано предоставить поэтажный план предполагаемого к строительству объекта индивидуального жилищного строительства, а также указано, что вид разрешенного использования земельного участка (земли под домами индивидуальной жилой застройки) не соответствует градостроительному регламенту.
15 июля 2022 года в ЕГРН внесены изменения в вид разрешенного использования земельного участка - "для индивидуального жилищного строительства".
5 сентября 2022 года Умаров А.К. вновь направил в департамент архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации г. Сочи уведомление аналогичного содержания, приложив к нему описание внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства, схематическое изображение планируемого к строительству объекта на земельном участке, поэтажный план предполагаемого к строительству объекта индивидуального жилищного строительства с экспликацией помещений, общей площадью 256 кв. м.
27 октября 2022 года департамент архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации г. Сочи направил истцу уведомление N 24395417 о несоответствии параметров, указанных истцом в уведомлении, предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объекта капитального строительства. Указано, что согласно представленной экспликации помещений, отсутствует общая площадь жилого здания. Рекомендовано истцу предоставить поэтажный план с отображением всех проектных размеров (осевых, габаритных, внутренних), включающих экспликацию помещений с отображением показателя общей площади каждого этажа планируемого к строительству объекта, посчитанной согласно п. 10.2, 10.3 Приложения к приказу Росреестра от 23 октября 2020 года.
Кроме того, о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке в качестве основания указано, что данный земельный участок расположен в границах территории объекта культурного наследия. Для принятия решения о возможности хозяйственного освоения земельного участка необходимо представить в адрес Управления государственной охраны объектов культурного наследия Краснодарского края результаты археологических исследований на территории земельного участка.
Согласно заключению Управления государственной охраны объектов культурного наследия от 13 января 2023 года, хозяйственное освоение земельных участков с кадастровыми номерами "данные изъяты", общей площадью 1936 кв. м для объекта "Земельный участок для ИЖС" по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, с. Прогресс, пер. Ахунский, представляется возможным при условии выполнения требований действующего законодательства. Регулирование застройки на рассматриваемой территории определяется задачами общего композиционного единства облика города и входит в компетенцию департамента архитектуры и градостроительства администрации города Сочи.
Разрешая спор по существу и частично удовлетворяя административный иск, суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, исходил из того, что оспариваемое уведомление не соответствует положениям действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, и ограничивает права истца, как собственника земельного участка без предусмотренных на то законных оснований. Данный вывод мотивирован нарушением частей 11, 13 статьи 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, что выразилось в несоблюдении срока направления уведомления истцу. Кроме того, в уведомлении от 27 октября 2022 года указаны основания о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке, которые отсутствовали в ранее направленном уведомлении от 19 апреля 2022 года. Сведения, которые застройщик должен указать в уведомлении, носят закрытый характер и не содержат требований о предоставлении поэтажного плана с отображением всех проектных размеров (осевых, габаритных, внутренних), включающих экспликацию помещений с отображением показателя общей площади каждого этажа планируемого к строительству объекта, посчитанной согласно пунктов 10.2, 10.3 Приложения к приказу Росреестра от 23 октября 2020 года.
Отказывая в удовлетворении требований об обязании департамента архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации г. Сочи выдать Умарову А.К. уведомление, суд первой инстанции исходил из того, что поскольку разрешение указанного вопроса действующее законодательство относит к исключительной компетенции органов местного самоуправления, в силу чего понуждение административного ответчика к принятию такого решения является ограничением права органа местного самоуправления на самостоятельное решение вопросов местного значения в пределах предоставленных законодательством полномочий.
Не согласиться с данными выводами у суда кассационной инстанции оснований не имеется, поскольку они основаны на нормах материального права, регулирующих спорные правоотношения, и фактических обстоятельствах дела, подтвержденных собранными доказательствами.
Параметры жилого дома (садового дома) должны соответствовать параметрам объекта индивидуального жилищного строительства. Объект индивидуального жилищного строительства - это отдельно стоящее здание с количеством надземных этажей не более чем три, высотой не более двадцати метров, которое состоит из комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании (пункт 39 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Вопреки доводам кассационной жалобы, суды пришли к обоснованному выводу о незаконности отказа департамента архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации г. Сочи в форме уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке.
Доводы кассационной жалобы о том, оспариваемое уведомление о несоответствии не противоречит требованиями закона, поскольку административным истцом не представлены результаты археологических исследований, являются несостоятельными, сделанными без учета установленных обстоятельств по делу и положений норм материального права.
В целом доводы кассационной жалобы повторяют правовую позицию административного ответчика в суде первой инстанции и в апелляционной жалобе.
Таким образом, с учетом установленных судами фактических обстоятельств применительно к приведенным положениям части 10 статьи 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, содержащей исчерпывающий перечень оснований направления заявителю уведомления о несоответствии, суды, применив правила пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, пришли к правильному выводу о признании незаконными уведомления о несоответствии. Суд первой инстанции обоснованно указал на необходимость устранения допущенного нарушения путем повторного рассмотрения ранее поданного административным истцом уведомления (пункт 1 части 3 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации). Указанные выводы, вопреки приведенным доводам в жалобе, соответствуют обстоятельствам дела и требованиям закона, регулирующего спорные правоотношения.
Доводы, положенные в обоснование кассационной жалобы, являлись предметом тщательной проверки судебных инстанций, выводов судов не опровергают и не могут повлечь удовлетворение кассационной жалобы, поскольку не содержат в себе данных, которые не были бы учтены судами при рассмотрении дела, а также имели бы юридическое значение для отмены либо изменения обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке.
Приведенные доводы в кассационной жалобе выводы судов не опровергают, не содержат фактов, которые влияли на обоснованность и законность оспариваемых судебных актов, не свидетельствуют о том, что при рассмотрении данного дела судами были допущены существенные нарушения норм права, которые могли бы служить основанием для отмены решения суда первой инстанции и апелляционного определения.
При таких обстоятельствах, предусмотренные статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основания для отмены или изменения решения суда первой инстанции и апелляционного определения отсутствуют.
Нарушений процессуального закона влекущих безусловную отмену обжалуемых судебных актов судами не допущено.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Курчатовского районного суда г. Челябинска от 9 марта 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Челябинского областного суда от 17 июля 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края - без удовлетворения.
Принятые по настоящему делу судебные акты могут быть обжалованы путем подачи кассационной жалобы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня принятия апелляционного определения (за вычетом срока рассмотрения кассационной жалобы Седьмым кассационным судом общей юрисдикции).
Мотивированное определение изготовлено 22 декабря 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.