Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Сапрыгиной Л.Ю, судей Вдовиченко И.М, Данилкиной А.Л.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Давыдова Дмитрия Александровича на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Свердловского областного суда от 28 сентября 2023 года по административному делу N 2а-1398/2023 по административному исковому заявлению Давыдова Дмитрия Александровича к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области, государственному регистратору Онуфриевой Наталье Андреевне о признании незаконным решения об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Вдовиченко И.М. об обстоятельствах дела и доводах кассационной жалобы, пояснения представителя административного истца по доверенности Беловой Т.В, поддержавшей доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Давыдов Д.А. обратился в суд с административным иском о признании незаконным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области (далее - Управление Росреестра по Свердловской области) об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, возложении обязанности.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что является собственником земельных участков с кадастровыми номерами: "данные изъяты". С заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав в отношении образуемого земельного участка истец обратился к ответчику 19 декабря 2022 года, к которому приложил межевой план, подготовленный в связи с образованием земельного участка путем объединения указанных трех земельных участков, решение собственника от 14 декабря 2022 года, согласно которому изменяется вид разрешенного использования исходных земельных участков на "Склады". 10 января 2023 года государственным регистратором было принято решение о приостановлении государственного кадастрового учета на основании пункта 7 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" в связи с тем, что изменение вида разрешенного использования отдельных садовых или огородных земельных участков, образованных из земельного участка, предоставленного СНТ, не допускается. 19 января 2023 года Давыдов Д.А. обратился с заявлением в Управление Росреестра по Свердловской области о предоставлении дополнительных документов: заявления о выходе из членов СНТ от 27 октября 2022 года. Административный ответчик 11 апреля 2023 года в связи с истечением срока приостановления и ввиду неустранения причин, послуживших основанием для приостановления государственного кадастрового учета, принял решение об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета N "данные изъяты"
Решением Верхнепышминского городского суда Свердловской области от 13 июня 2023 года административные исковые требования удовлетворены. Признано незаконным уведомление N "данные изъяты" от 11 апреля 2023 года об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, на Управление Росреестра по Свердловской области возложена обязанность устранить допущенное нарушение прав Давыдова Д.А. путем совершения действий по осуществлению государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав в отношении образуемого земельного участка с внесением сведений о виде разрешенного использования "Склады".
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Свердловского областного суда от 28 сентября 2023 года решение суда первой инстанции отменено, по делу принято новое решение, которым в удовлетворении административного искового заявления Давыдова Д.А. к Управлению Росреестра по Свердловской области, государственному регистратору Онуфриевой Н.А. о признании незаконным решения об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, возложении обязанности отказано.
В кассационной жалобе, поданной в суд первой инстанции 30 октября 2023 года, административный истец, ссылаясь на неправильное применение судом апелляционной инстанции норм материального права, просит апелляционное определение отменить, оставив в силе решение суда первой инстанции.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в связи с чем, на основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия определиларассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 КАС Российской Федерации).
Проверив материалы дела, заслушав пояснения представителя административного истца, оценив имеющиеся в деле доказательства, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу, что судом апелляционной инстанции такого рода нарушения не допущены.
Согласно положениям статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон N 218-ФЗ) государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.
Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости.
В соответствии с частью 1 статьи 14 указанного Федерального закона государственная регистрация прав осуществляется на основании заявления, за исключением установленных данным Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном названным Федеральным законом порядке.
К заявлению о государственной регистрации прав прилагаются документы, являющиеся основанием для осуществления государственной регистрации прав (пункт 2 части 4 статьи 18 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости").
Согласно части 5 статьи 18 Федерального закона N 218-ФЗ не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.
Пунктом 3 части 1 статьи 29 Федерального закона N 218-ФЗ предусмотрено, что государственная регистрация прав включает в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственной регистрации прав.
Как установлено при рассмотрении дела, Давыдов Д.А. является собственником земельных участков, расположенных по адресу: Свердловская область, г. Верхняя Пышма, ул. Петрова, la, СНТ "Геолог-2", с кадастровыми номерами: "данные изъяты" (разрешенное использование - индивидуальное садоводство), "данные изъяты" (разрешенное использование - для ведения гражданами садоводства и огородничества), категория земель - земли населенных пунктов.
Указанные земельные участки образованы, согласно свидетельству N 481 от 22 мая 1995 года, из земельного участка, предоставленного постановлением главы администрации города Верхняя Пышма от 16 мая 1995 года N 495 в постоянное пользование в размере 2, 56 га садоводческому товариществу "Геолог-2".
Кроме того, истцу на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты", расположенный по адресу: "данные изъяты", категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для размещения производственных зданий.
19 декабря 2022 года Давыдов Д.А. обратился в Управление Росреестра по Свердловской области с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав в отношении образуемого земельного участка путем объединения трех земельных участков с кадастровыми номерами: "данные изъяты" и изменении вида его разрешенного использования на склады.
10 января 2023 года государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав приостановлены со ссылкой на положения пункта 24 статьи 54 Федерального закона от 29.07.2017 N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 217-ФЗ) изменение вида разрешенного использования отдельных садовых или огородных земельных участков, образованных из земельного участка, предоставленного созданному до дня вступления в силу настоящего Федерального закона садоводческому или огородническому некоммерческому объединению граждан (за исключением случаев, если такое некоммерческое объединение ликвидировано или исключено из ЕГРЮЛ как недействующее), не допускается.
Уведомлением N КУВД-001/2022-56732259/3 Давыдову Д.А. было отказано в государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав по аналогичным основаниям.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для их удовлетворения и признания уведомления N КУВД- 001/2022-56732259/3 от 11 апреля 2023 года незаконным, поскольку государственный регистратор, приостанавливая, а затем отказывая в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав в отношении вышеуказанных объектов недвижимости по мотиву возможности его проведения после ликвидации юридического лица СНТ "Геолог-2" или его исключению из ЕГРЮЛ как недействующего, вышел за рамки полномочий, предоставленных Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости".
Суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда первой инстанции, исходил из того, что регистрирующим органом отказано в совершении регистрационных действий по изменению вида разрешенного использования земельных участков в соответствии с запретом, установленным частью 24 статьи 54 Федерального закона N 217-ФЗ.
Доводы кассационной жалобы о том, что положения ст. 54 Федерального закона N 217-ФЗ не могут быть применены в отношении принадлежащих истцу земельных участков с кадастровыми номерами "данные изъяты", поскольку для них органом местного самоуправления было принято решение об изменении вида разрешенного использования до вступления в силу данного Федерального закона, основаны на ошибочном толковании норм действующего законодательства и не могут быть приняты во внимание.
Положениями статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации установлен исчерпывающий перечень категорий земель, включающий в себя помимо прочих земли населенных пунктов (подпункт 2 пункта 1).
Земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов (пункт 2).
Согласно статье 30 Градостроительного кодекса границы территориальных зон устанавливаются на карте градостроительного зонирования, а виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства указываются в градостроительном регламенте. Карта градостроительного зонирования и градостроительное регламенты входят в состав правил землепользования и застройки. Правила землепользования и застройки, наряду с прочим, включают в себя положения об изменении видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства физическими и юридическими лицами.
Порядок установления территориальных зон, их виды и состав регулируются нормами статей 34, 35 Градостроительного кодекса.
Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства. Разрешенное использование может быть следующих видов: 1) основные виды разрешенного использования; 2) условно разрешенные вицы использования; 3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними (часть 1 статьи 37 Градостроительного кодекса).
В соответствии с классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным Приказом Росреестра от 10 ноября 2020 года N П/0412, следует, что такой вид разрешенного использования как "склад" (код 6.9), предполагает размещение сооружений, имеющих назначение по временному хранению, распределению и перевалке грузов (за исключением хранения стратегических запасов), не являющихся частями производственных комплексов, на которых был создан груз: промышленные базы, склады, погрузочные терминалы и доки, нефтехранилища и нефтеналивные станции, газовые хранилища и обслуживающие их газоконденсатные и газоперекачивающие станции, элеваторы и продовольственные склады, за исключением железнодорожных перевалочных складов. Таким образом, избранный административным истцом вид разрешенного использования не соответствует назначению спорного земельного участка, образованного из земель, предоставленных садоводческому товариществу.
Таким образом, "ведение садоводства" и "склад" являются самостоятельными видами разрешенного использования.
Как верно отмечено судом апелляционной инстанции, правовое регулирование отношений, связанных с ведением гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд, осуществляется в соответствии с Федеральным законом N 217-ФЗ, специальной нормой которого, предусмотренной частью 24 статьи 54, изменение вида разрешенного использования отдельных садовых или огородных земельных участков, образованных из земельного участка, предоставленного созданному до дня вступления в силу настоящего Федерального закона садоводческому или огородническому некоммерческому объединению граждан (за исключением случаев, если такое некоммерческое объединение ликвидировано или исключено из единого государственного реестра юридических лиц как недействующее), не допускается.
Земельные участки с кадастровыми номерами: "данные изъяты" образованы из земельного участка, предоставленного СНТ "Геолог-2".
В свою очередь, СНТ "Геолог-2", на территории которого находятся названные земельные участки, создано 28 марта 1995 года, то есть до вступления в силу Федерального закона N 217-ФЗ (1 января 2019 года), в настоящее время не ликвидировано и не исключено из ЕГРЮЛ, является действующим юридическим лицом.
С учетом изложенного и в соответствии с требованиями Федерального закона N 217-ФЗ, земельные участки с кадастровыми номерами: "данные изъяты" должны использоваться согласно действующим видам разрешенного использования - индивидуальное садоводство, и, соответственно, для ведения гражданами садоводства и огородничества.
При этом, как верно указано судом апелляционной инстанции, не имеет значения то обстоятельство, что административный истец в настоящее время не является членом СНТ "Геолог-2", поскольку в силу приведенной выше нормы закона правовое значение имеет факт того, что находящиеся у него в собственности земельные участки образованы из земельного участка, предоставленного созданному до дня вступления в силу Федерального закона N 217-ФЗ указанному садоводческому товариществу, Таким образом, вывод суда апелляционной инстанции о правомерности оспариваемого уведомления Управления Росреестра по Свердловской области судебная коллегия кассационного суда общей юрисдикции находит правильным.
Учитывая, что основанием отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта, а в данном случае таких нарушений судом апелляционной инстанции не допущено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Свердловского областного суда от 28 сентября 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Давыдова Дмитрия Александровича - без удовлетворения.
Принятые по настоящему делу судебные акты могут быть обжалованы путем подачи кассационной жалобы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня принятия апелляционного определения (за вычетом срока рассмотрения кассационной жалобы Седьмым кассационным судом общей юрисдикции).
Мотивированное определение изготовлено 25 декабря 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.