Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Козиной Н.М, судей Руновой Т.Д, Зеленовой Е.Ф.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-16/2023 по иску прокурора Чернушинского района Пермского края, действующего в интересах Лобачёва Андрея Сергеевича, к государственному бюджетному учреждению здравоохранения Пермского края "Чернушинская районная больница", Министерству здравоохранения Пермского края о возложении обязанности по оформлению рецепта, обеспечению ланцетами, по кассационной жалобе Министерства здравоохранения Пермского края на решение Чернушинского районного суда Пермского края от 12 января 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 27 апреля 2023 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Руновой Т.Д. об обстоятельствах дела, о принятых по делу судебных постановлениях, доводах кассационной жалобы, объяснения, принявших участие в судебном заседании посредством видеоконференц-связи, представителя Министерства здравоохранения Пермского края Хлебниковой А.Ф, настаивавшей на удовлетворении кассационной жалобы, представителя государственного бюджетного учреждения здравоохранения Пермского края "Чернушинская районная больница" Крюковой Н.Ю, поддержавшей доводы кассационной жалобы, пояснения прокурора Таскаевой А.А, полагавшей кассационную жалобу необоснованной, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Чернушинского района Пермского края, действующий в интересах Лобачёва А.С, обратился в суд с иском к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Пермского края "Чернушинская районная больница" (далее - ГБУЗ ПК "Чернушинская районная больница"), Министерству здравоохранения Пермского края о возложении обязанности по оформлению Лобачёву А.С. рецепта на бесплатное получение расходных материалов, являющихся составной частью системы контроля уровня глюкозы в крови и требующих периодической замены (ланцетов), необходимых для использования по назначению такого медицинского изделия, как глюкометр; возложить обязанность на Министерство здравоохранения Пермского края обеспечить Лобачёва А.С. ланцетами на весь период нуждаемости в соответствии с медицинскими показаниями.
Требования мотивированы тем, что прокуратурой Чернушинского района проведена проверка по обращению Лобачёва А.С. о нарушении ГБУЗ ПК "Чернушинская районная больница" его прав на льготное обеспечение лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения. В ходе проверки установлено, что Лобачёв А.С. является инвалидом 3 группы, состоит на диспансерном учете с диагнозом "данные изъяты", имеет право на льготное получение лекарств федерального уровня финансирования. Для ежедневного определения сахара в крови медицинской организацией ему выдан глюкометр, составной частью которого являются ланцеты, при этом льготный бесплатный рецепт на их приобретение ему не выписывается. Указывает, что не предоставление ланцетов, без которых невозможно функционирование системы контроля уровня глюкозы в крови (глюкометра), выданной бесплатно гражданину по решению врачей по жизненным показаниям, нарушает право Лобачёва А.С. на бесплатное оказание медицинской помощи гражданам.
Решением Чернушинского районного суда Пермского края от 12 января 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 27 апреля 2023 года, исковые требования прокурора Чернушинского района Пермского края в интересах Лобачёва А.С. к ГБУЗ ПК "Чернушинская районная больница", Министерству здравоохранения Пермского края о возложении обязанности по оформлению рецепта, обеспечению ланцетами удовлетворены.
На ГБУЗ ПК "Чернушинская районная больница" возложена обязанность оформить Лобачёву А.С, "данные изъяты" года рождения, уроженцу "данные изъяты", рецепт на бесплатное получение ланцетов для использования глюкометра.
На Министерство здравоохранения Пермского края возложена обязанность обеспечить Лобачёва А.С. ланцетами на весь период нуждаемости в соответствии с медицинскими показаниями.
В кассационной жалобе Министерство здравоохранения Пермского края ставит вопрос об отмене решения суда, просит в удовлетворении исковых требований прокурора Чернушинского района в интересах Лобачева А.С. отказать в полном объеме.
В судебное заседание, начатое 16 ноября 2023 года лица, участвующие в деле, не явились. В судебном заседании, продолженном после перерыва 23 ноября 2023 года, приняли участие посредством видеоконференц-связи представитель Министерства здравоохранения Пермского края Хлебникова А.Ф, представитель государственного бюджетного учреждения здравоохранения Пермского края "Чернушинская районная больница" Крюкова Н.Ю.
Лобачёв А.С, представитель третьего лица Территориального органа Росздравнадзора по Пермскому краю в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Информация о времени и месте судебного разбирательства по настоящему делу заблаговременно была размещена на официальном сайте Седьмого кассационного суда общей юрисдикции. В соответствии со статьями 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия нашла возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
На основании части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Обсудив доводы кассационной жалобы, проверив материалы гражданского дела, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Лобачёв А.С. с 06 апреля 2022 года состоит на диспансерном учете в ГБУЗ ПК "Чернушинская районная больница" с диагнозом "данные изъяты". Указанный диагноз поставлен 05 апреля 2022 года. 06 июля 2022 года ему впервые установлена 3 группа инвалидности сроком до 01 августа 2023 года.
Лечащим врачом назначено лечение: метформин 1000 мг 2 раза в день во время еды постоянно, самоконтроль глюкозы крови не реже 2 раз в неделю 2 раза в день, гликированный гемоглобин 1 раз в 3 месяца.
В связи с отказом предоставления расходных материалов для самоконтроля сахара в крови (тест-полоски, ланцеты) Лобачёв А.С. 12 мая 2022 года обратился в прокуратуру с заявлением о проведении проверки по данному факту.
В ответах ГБУЗ ПК "Чернушинская районная больница", Территориальным органом Росздравнадзора по Пермскому краю указано, что Лобачёву А.С. рецепт на медицинское изделие - тест-полоски был выписан 11 мая 2022 года, обеспечение медицинскими изделиями - ланцетами не предусмотрено постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения".
Прокуратурой Чернушинского района проведена проверка, в ходе которой установлено, что Лобачёв А.С. является региональным льготополучателем в связи с наличием заболевания "данные изъяты", при этом иглами для получения капли крови (ланцетами) не обеспечивается.
Прокурором района 08 июля 2022 года в адрес главного врача ГБУЗ ПК "Чернушинская районная больница" внесено представление об устранении нарушений требований законодательства об охране здоровья.
Главным врачом ГБУЗ ПК "Чернушинская районная больница" 08 августа 2022 года прокурору дан ответ о несогласии с внесенным представлением, поскольку ни Территориальной программой государственных гарантий, ни стандартами медицинской помощи, ни перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов не предусмотрено бесплатное обеспечение, как инвалидов, так и больных, страдающих "данные изъяты".
Из отзыва ГБУЗ ПК "Чернушинская РБ" от 13 декабря 2022 года следует, что за период нахождения на диспансерном учете с диагнозом "данные изъяты" вызовов СМП, плановых и экстренных госпитализаций не было. По ходатайству ГБУЗ ПК "Чернушинская РБ" глюкометр "Акку Чек Актив" получен в Пермском региональном отделении Российского Красного Креста и передан безвозмездно Лобачёву А.С. лично в руки.
Согласно пояснениям представителя ответчика ГБУЗ ПК "Чернушинская РБ", данный глюкометр на баланс больницы не ставился, документы отсутствуют.
Разрешая возникший спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, сославшись на положения статей 39, 41 Конституции Российской Федерации, статей 4, 16, 19, 29, 43, 80 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", статей 6.1, 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", постановлений Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения", от 01 декабря 2004 года N 715 "Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих", распоряжения Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2018 года N 3053-р "Об утверждении перечня медицинских изделий, имплантируемых в организм человека при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также перечня медицинских изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг", исходил из того, что Лобачёв А.С. как лицо, страдающее "данные изъяты", вправе получать бесплатную медицинскую помощь, включая все лекарственные препараты и средства диагностики, необходимые для лечения данного заболевания, в том числе ланцеты, отсутствие которых в указанных перечнях не является основанием для отказа в их предоставлении.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции не может согласиться с выводами судов первой и апелляционной инстанций, полагая их основанными на неправильном применении норм материального права к спорным отношениям и сделанными с нарушением норм процессуального права.
В соответствии со статьей 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.
Согласно пунктами 2 и 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении" решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Приведенным требованиям закона обжалуемые судебные акты не соответствуют по следующим основаниям.
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, является Федеральный закон от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее также - Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
В силу статьи 4 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, в числе которых соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий.
К числу прав граждан в сфере охраны здоровья относится в том числе право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования (часть 2 статьи 19 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
Статьей 29 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" определены способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 5 части 1 статьи 29 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
Медицинскими изделиями являются любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторирования состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека. Медицинские изделия могут признаваться взаимозаменяемыми, если они сравнимы по функциональному назначению, качественным и техническим характеристикам и способны заменить друг друга (часть 1 статьи 38 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
Согласно части 1 статьи 43 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, и гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, оказывается медицинская помощь и обеспечивается диспансерное наблюдение в соответствующих медицинских организациях.
Перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждается Правительством Российской Федерации исходя из высокого уровня первичной инвалидности и смертности населения, снижения продолжительности жизни заболевших (часть 2 статьи 43 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования, средства организаций и граждан, средства, поступившие от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования, и иные не запрещенные законодательством Российской Федерации источники (статья 82 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 года N 715 утверждены перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих. В перечень социально значимых заболеваний включен в том числе "данные изъяты"
В Перечне групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года N 890, в группе "категории заболеваний" поименован "данные изъяты", при амбулаторном лечении которого все лекарственные средства, этиловый спирт (100 г в месяц), инсулиновые шприцы, шприцы типа "Новопен", "Пливапен" 1 и 2, иглы к ним, средства диагностики отпускаются по рецептам врачей бесплатно.
К основным принципам охраны здоровья граждан относится также и принцип социальной защищенности граждан в случае утраты здоровья (статья 4 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"). Указанный принцип в соответствии со статьей 8 названного федерального закона обеспечивается путем установления и реализации правовых, экономических, организационных, медико-социальных и других мер, гарантирующих социальное обеспечение, в том числе за счет средств обязательного социального страхования, определения потребности гражданина в социальной защите в соответствии с законодательством Российской Федерации, в реабилитации и уходе в случае заболевания (состояния), установления временной нетрудоспособности, инвалидности или в иных определенных законодательством Российской Федерации случаях.
Правовые и организационные основы предоставления государственной социальной помощи отдельным категориям граждан установлены Федеральным законом от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (далее также - Федеральный закон от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ).
Статьей 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ определен исчерпывающий перечень категорий граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. К таким гражданам отнесены в том числе инвалиды (пункт 8 статьи 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6.2 названного федерального закона в состав набора социальных услуг включена социальная услуга по обеспечению в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения в объеме не менее, чем это предусмотрено перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, сформированным в соответствии с Федеральным законом от 12 апреля 2010 года N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств", по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.
Правительство Российской Федерации утверждает перечень медицинских изделий, перечень специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, обеспечение которыми осуществляется в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6.2, и порядки формирования таких перечней (часть 2 статьи 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ).
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2018 года N 3053-р утверждены Перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, и Перечень медицинских изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг.
В Перечне медицинских изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг, поименованы иглы инсулиновые, тест-полоски для определения содержания глюкозы в крови, шприц-ручка, инфузионные наборы к инсулиновой помпе, резервуары к инсулиновой помпе.
Ланцеты в названные перечни не включены.
Оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи (статья 13 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации").
Право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы, в соответствии с Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи предусмотрено и частью 2 статьи 19 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".
Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2021 года N 2505 (далее также - Федеральная программа).
Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов устанавливает перечень видов, форм и условий предоставления медицинской помощи, оказание которой осуществляется бесплатно, перечень заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно, категории граждан, оказание медицинской помощи которым осуществляется бесплатно, базовую программу обязательного медицинского страхования, средние нормативы объема медицинской помощи, средние нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, средние подушевые нормативы финансирования, порядок и структуру формирования тарифов на медицинскую помощь и способы ее оплаты, а также требования к территориальным программам государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в части определения порядка и условий предоставления медицинской помощи, критериев доступности и качества медицинской помощи.
В разделе III Федеральной программы государственных гарантий указано, что гражданам медицинская помощь оказывается бесплатно по соответствующим видам заболеваний и состояний (перечень содержится в этом разделе), в том числе при болезнях эндокринной системы.
Согласно разделу V Федеральной программы обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия в соответствии с законодательством Российской Федерации отпускаются по рецептам врачей бесплатно, осуществляется за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации.
Пунктами 3, 14 части 1 статьи 16 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья отнесены: разработка, утверждение и реализация территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающей в себя территориальную программу обязательного медицинского страхования; установление мер социальной поддержки по организации оказания медицинской помощи лицам, страдающим социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и по организации обеспечения указанных лиц лекарственными препаратами.
Во исполнение Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", постановления Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2021 года N 2505 "О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов" Правительством Пермского края утверждена Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов (далее - Территориальная программа Пермского края).
Названная программа, как и Федеральная программа, предусматривает перечень заболеваний и состояний (в числе которых болезни эндокринной системы), оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно, и категории граждан, оказание медицинской помощи которым осуществляется бесплатно (раздел 3 Территориальной программы Пермского края).
В Перечне лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и медицинские изделия отпускаются по рецептам врача бесплатно, и перечень групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты отпускаются по рецептам врача с 50-процентной скидкой (приложение N 4 к Территориальной программы Пермского края), поименованы следующие изделия медицинского назначения: иглы инсулиновые, тест-полоски для определения содержания глюкозы в крови, гипертонический раствор для ингаляций, инфузионные наборы к инсулиновой помпе, резервуары к инсулиновой помпе, система непрерывного мониторинга глюкозы в крови (для обеспечения граждан до 18 лет). Ланцеты в названном перечне не указаны.
Аналогичные нормы содержатся Территориальной программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов, утвержденной Правительством Пермского края 02 марта 2023 года N 152-п.
В части 15 статьи 37 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" содержатся положения о том, что назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи или не предусмотренных соответствующей клинической рекомендацией, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.
При оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан назначение и применение по медицинским показаниям лекарственных препаратов, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, не входящих в перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека, - в случаях их замены из-за индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям по решению врачебной комиссии (пункт 2 части 3 статьи 80 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
Из приведенных нормативных положений федерального законодательства и регионального законодательства Пермского края в их системной взаимосвязи следует, что одним из принципов охраны здоровья граждан в Российской Федерации является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение реализации этих прав государственными гарантиями. Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья граждан являются в том числе средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования.
К числу государственных гарантий в сфере охраны здоровья относится оказание в том числе инвалидам, страдающим заболеванием " "данные изъяты" (социально значимым заболеванием), государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в состав которого входит обеспечение за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (в данном случае за счет средств бюджета Пермского края) лекарственными препаратами и медицинскими изделиями в соответствии со стандартами медицинской помощи без взимания платы. Обеспечение названных лиц медицинскими изделиями, не входящими в соответствующий перечень медицинских изделий при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, осуществляется за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации по медицинским показаниям при наличии решения врачебной комиссии о назначении таким гражданам медицинских изделий.
Следовательно, предоставление инвалиду, страдающему заболеванием " "данные изъяты"" (социально значимое заболевание), медицинских изделий, не входящих в программу государственных гарантий, осуществляется бесплатно, если решением врачебной комиссии ему по жизненным показаниям рекомендовано использование этих медицинских изделий.
Суды нижестоящих инстанций вышеуказанные положения законодательства при разрешении спора применили неправильно, вследствие чего обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения спора, не установили.
Для разрешения заявленных требований суду следовало установить, было ли решением врачебной комиссии Лобачёву А.С. по жизненным показаниям назначено медицинское изделие - ланцет.
Вывод суда первой инстанции о том, что Лобачёв А.С. как лицо, страдающее "данные изъяты", вправе получать бесплатно ланцеты, их отсутствие в перечнях не является основанием для отказа в их предоставлении, основан на неправильном применении вышеуказанных положений законодательства
Выводы суда апелляционной инстанции о том, что к числу государственных гарантий в сфере охраны здоровья относится оказание гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, среди которых " "данные изъяты"", бесплатной медицинской помощи, к такому виду помощи относится контроль уровня глюкозы в крови, который в данном случае Лобачёвым А.С. осуществляется с применением глюкометра, вьщанного бесплатно при содействии ГБУЗ ПК "Чернушинская РБ", использование по назначению такого медицинского изделия как глюкометр невозможно без расходных материалов к нему, а именно без ланцетов, не основаны на установленных судами первой и апелляционной инстанций обстоятельствах и подлежащем применению правовом регулировании спорных отношений.
При таких обстоятельствах, состоявшиеся судебные акты нельзя признать законными, поскольку они приняты с нарушениями норм материального и процессуального права, что согласно статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений и направления дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует разрешить спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям сторон нормами материального права, требованиями гражданского процессуального законодательства и установленными по делу обстоятельствами.
Руководствуясь статьями 379.5, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Чернушинского районного суда Пермского края от 12 января 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 27 апреля 2023 года отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.