Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Козиной Н.М, судей Карповой О.Н, Руновой Т.Д.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-64/2023 по иску Павлова Алексея Владиленовича к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Челябинской области о перерасчете пенсии, возложении обязанности выплатить неполученную страховую пенсию и дополнительное материальное обеспечение, по кассационной жалобе Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Челябинской области на решение Саткинского городского суда Челябинской области от 7 февраля 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 10 июля 2023 г.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Карповой О.Н, объяснения представителя ответчика Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Челябинской области Очередной А.И, поддержавшей доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Павлов А.В. обратился с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Челябинской области (далее - ОСФР по Челябинской области), в котором, уточнив заявленные требования, просил обязать ответчика пересчитать (привести в соответствие) размер его страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 29 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" без учета фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом нахождения на иждивении нетрудоспособного члена семьи, начиная с 11 ноября 2021 г, пересчитать (привести в соответствие) размер дополнительного материального обеспечения, установленного с 30 ноября 2021 г. в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 23 августа 2000 г. N 1563 "О неотложных мерах социальной поддержки специалистов, осуществляющих деятельность в области ядерного оружейного комплекса Российской Федерации" в виде ежемесячной доплаты к пенсии, начиная с 30 ноября 2021 г, выплачивать страховую пенсию по старости и дополнительное материальное обеспечение в соответствии с произведенным перерасчетом, начиная с 26 ноября 2021 г. и с 30 ноября 2021 г. соответственно; выплатить не полученную страховую пенсию по старости и дополнительное материальное обеспечение в соответствии с произведенным перерасчетом, начиная с 26 ноября 2021 г. и с 30 ноября 2021 г. соответственно по 31 декабря 2021 г. (л.д. 76).
В обоснование заявленных требований истец ссылался на то, что с 26 ноября 2021 г. является получателем страховой пенсии по старости на основании пункта 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 29 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях". Размер фиксированной выплаты к страховой пенсии определен с учетом нахождения на иждивении нетрудоспособного члена семьи (несовершеннолетнего ребенка Павловой Г.А, 25 февраля 2004 г. рождения). С 30 ноября 2021 г. в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 23 августа 2000 г. N 1563 "О неотложных мерах социальной поддержки специалистов, осуществляющих деятельность в области ядерного оружейного комплекса Российской Федерации" ему назначена ежемесячная доплата к пенсии в размере 37 420 руб. 59 коп. Размер фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом нахождения на иждивении нетрудоспособного члена семьи в размере 8 059 руб. 31 коп. установлен помимо его волеизъявления, так как в заявлении о назначении пенсии от 11 ноября 2021 г. он указал, что на иждивении нетрудоспособных членов семьи не имеется. 5 мая 2022 г. обратился к ответчику с заявлением о перерасчете размера страховой пенсии без учета повышенной фиксированной выплаты и размера дополнительного материального обеспечения. 30 мая 2022 г. ответчиком в перерасчете было неправомерно отказано.
Решением Саткинского городского суда Челябинской области от 7 февраля 2023 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 10 июля 2023 г, исковые требования Павлова А.В. удовлетворены частично. На ОСФР по Челябинской области возложена обязанность произвести Павлову А.В. перерасчет размера страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" и фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости без учета нахождения на иждивении нетрудоспособного члена семьи, начиная с 26 ноября 2021 г.; произвести перерасчет размера дополнительного материального обеспечения к страховой пенсии по старости в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 23 августа 2000 г. N 1563 "О неотложных мерах социальной поддержки специалистов, осуществляющих деятельность в области ядерного оружейного комплекса Российской Федерации" с 30 ноября 2021 г. и производить выплаты с учетом произведенного перерасчета. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
В кассационной жалобе представитель ответчика ОСФР по Челябинской области ставит вопрос об отмене судебных постановлений, как незаконных, принятых с нарушениями норм материального права, принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Павлов А.В. в судебное заседание суда кассационной инстанции не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Информация о времени и месте судебного разбирательства по настоящему делу заблаговременно была размещена на официальном сайте Седьмого кассационного суда общей юрисдикции. В соответствии со статьями 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия нашла возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося лица.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанции, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела, выслушав объяснения относительно кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений по доводам кассационной жалобы.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 11 ноября 2021 г. Павлов А.В. обратился в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации с заявлением о назначении страховой пенсии по старости, установлении федеральной доплаты к пенсии, если общая сумма его материального обеспечения не достигнет величины прожиточного минимума пенсионера в субъекте Российской Федерации (пункт 2 заявления).
В пункте 3 заявления указал, что нетрудоспособных членов семьи на иждивении не имеет, сведений об иждивенцах не указал.
Решением ОПФР по Челябинской области "данные изъяты" Павлову А.В. назначена страховая пенсия по старости по пункту 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с 26 ноября 2021 г. бессрочно в размере 12 487 руб. 70 коп, а также фиксированная выплата к страховой пенсии по старости с 26 ноября 2021 г. бессрочно в размере 6 044 руб. 48 коп, повышенная фиксированная выплата к страховой пенсии в размере 2 014 руб. 83 коп. с учетом нахождения на иждивении нетрудоспособного члена семьи "данные изъяты" г. рождения.
С 30 ноября 2021 г. Павлову А.В. было назначено дополнительное ежемесячное пожизненное материальное обеспечение к страховой пенсии по старости (далее - ДМО) в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 23 августа 2000 г. N 1563 "О неотложных мерах социальной поддержки специалистов, осуществляющих деятельность в области ядерного оружейного комплекса Российской Федерации" в размере 37 420 руб. 59 коп.
15 марта 2022 г. Павлов А.В. обратился в ОПФР по Челябинской области с заявлением о перерасчете размера пенсии в связи с наличием нетрудоспособного члена семьи на иждивении, предоставив справку ПОУ "Челябинский юридический колледж" от 3 декабря 2021 г. об обучении "данные изъяты" г. рождения по очной форме обучения.
Распоряжением ОПФР по Челябинской области N 220000015350/171463/22 Павлову А.В. с 1 марта 2022 г. произведена корректировка размера страховой пенсии по старости и фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом нахождения на иждивении одного нетрудоспособного члена семьи.
Как следует из справки ФГУП "ПСЗ" от 30 ноября 2021 г. размер среднемесячной заработной платы Павлова А.В. составлял 97 002 руб. 28 коп.
Исходя из продолжительности страхового стажа в организациях, осуществляющих виды деятельности в области ядерного оружейного комплекса (18 лет 5 месяцев) и среднемесячного заработка Павлова А.В. суммарный размер ДМО вместе со страховой пенсией по старости не может превышать 61 111 руб. 44 коп. (97 002, 28 х 63%).
С учетом установленного законом ограничения суммарного размера ДМО вместе со страховой пенсией по старости, с учетом фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в размере 10-кратного размера социальной пенсии, суммарный размер ДМО вместе со страховой пенсией по старости в данном случае был ограничен суммой 57 967 руб. 60 коп.
Из ответа отдела контроля установления пенсий N 12 в Саткинском районе ОСФР по Челябинской области по пенсионному обеспечению Павлова А.В. следует, что размер пенсии с 26 ноября 2021 г. с учетом нахождения на иждивении нетрудоспособного члена семьи "данные изъяты" г. рождения составил 20 547 руб, в том числе фиксированная выплата в повышенном размере 8 059 руб. 31 коп, страховая пенсия - 12 487 руб. 70 коп, выплата на иждивенца установлена по 30 июня 2023 г. до окончания учебного заведения. В случае расчета размера пенсии без учета иждивенцев размер пенсии составил бы 18 532 руб, в том числе фиксированная выплата 6 044 руб. 48 коп, страховая пенсия 12 487 руб. 79 коп. С 1 января 2023 г. размер пенсии с иждивенцем составил 25 954 руб. 24 коп, размер пенсии без учета иждивенца составил бы 23 431 руб.80 коп. Размер ДМО с 30 ноября 2021 г, рассчитанный с учетом размера пенсии, с учетом иждивенца составил 37 420 руб. 59 коп, в случае расчета ДМО без учета иждивенца размер составил бы 39 435 руб. 42 коп. С 1 июня 2022 г. была произведена индексация ДМО, ее размер с учетом иждивенца составил 44 702 руб. 64 коп, без иждивенца составил бы 47 109 руб. 55 коп. В случае окончания обучения иждивенца, размер пенсии Павлова А.В. будет пересмотрен в сторону уменьшения и составит в 2023 г. 23 431 руб. 80 коп, размер ДМО не пересматривается и будет выплачиваться в размере 44 702 руб. 64 коп.
Разрешая возникший спор и частично удовлетворяя исковые требования о возложении на ответчика обязанности произвести перерасчет размера страховой пенсии по старости и фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости без учета нахождения на иждивении нетрудоспособного члена семьи, начиная с даты назначения пенсии - 26 ноября 2021 г, а также произвести перерасчет размера дополнительного материального обеспечения с 30 ноября 2021 г, производить выплаты в соответствии с произведенным перерасчетом, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 8, 16, 17, 18, 22, 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", Указа Президента Российской Федерации от 23 августа 2000 г. N 1563 "О неотложных мерах социальной поддержки специалистов, осуществляющих деятельность в области ядерного оружейного комплекса Российской Федерации", приказом Минтруда России от 17 ноября 2014 г. N 884н "Об утверждении Правил обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами "О страховых пенсиях", "О накопительной пенсии" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", исходил из того, что в соответствии с действующим пенсионным законодательством назначение пенсии носит заявительный характер, осуществляется на основании заявления пенсионера и приложенных к нему необходимых документов.
Обращаясь с заявлением о назначении страховой пенсии по старости, Павлов А.В. не указал на наличие у него иждивенца, тем самым выразил желание на определение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии без повышающего коэффициента, имея намерение обратиться за дополнительным материальным обеспечением. В случае, когда фиксированная выплата к страховой пенсии определена без учета нахождения на иждивении нетрудоспособного члена семьи, размер дополнительного материального обеспечения будет выше. После окончания дочерью истца учебного учреждения Павлов А.В. утратит право на получение повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, при этом установленный размер дополнительного материального обеспечения пересматриваться не будет, поскольку это не предусмотрено законом. Таким образом, для истца более выгодным вариантом будет определение размера дополнительного материального обеспечения, страховой пенсии по старости и фиксированной выплаты к страховой пенсии, без учета нетрудоспособного иждивенца, поскольку отсутствие иждивенца не повлечет уменьшение суммарного размера получаемых им денежных средств.
Отклоняя доводы представителя ответчика, суд указал, что данные действия со стороны истца злоупотреблением правом не являются, поскольку закону не противоречат.
Проверяя законность и обоснованность решения, суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции, дополнительно отметил, что после окончания дочерью истца учебного учреждения Павлов А.В. утратит право на получение повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, при этом установленный размер дополнительного материального обеспечения пересматриваться не будет, поскольку это не предусмотрено законом, в связи с чем для истца более выгодным вариантом будет определение размера дополнительного материального обеспечения, страховой пенсии по старости и фиксированной выплаты к страховой пенсии без учета нетрудоспособного иждивенца, поскольку отсутствие иждивенца не повлечет уменьшение суммарного размера получаемых им денежных средств.
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов, изложенными в обжалуемых судебных постановлениях, поскольку они подробно мотивированы, основаны на совокупности исследованных в судебном заседании доказательств, которым суды дали надлежащую правовую оценку, при разрешении спора судами применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения.
В кассационной жалобе заявитель приводит доводы о том, что с 26 ноября 2021 г. Павлову А.В. была назначена страховая пенсия по старости на основании представленных им документов, установлен размер фиксированной выплаты к пенсии. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 23 августа 2000 г. N 1563 "О неотложных мерах социальной поддержки специалистов, осуществляющих деятельность в области ядерного оружейного комплекса Российской Федерации" с 30 ноября 2021 г. истцу было назначено ежемесячное пожизненное дополнительное материальное обеспечение (далее - ДМО), доплата к пенсии в размере 37 420 руб. 59 коп.
Указывает, что при установлении ДМО ядерного оружейного комплекса его размер определяется с учетом размера страховой пенсии по старости (по инвалидности), установленной на день назначения ДМО, в том числе с учетом фиксированной выплаты к страховой пенсии и соответствующих повышений фиксированной выплаты лицам, имеющим на иждивении нетрудоспособных членов семьи, поскольку фиксированная выплата является составной частью страховой выплаты по старости.
Ссылается на постановление Правительства Российской Федерации от 1 сентября 2005 г. N 549, которое не содержит в качестве основания для пересмотра установленного размера ДМО изменение размера страховой пенсии по старости, связанного с уменьшением (увеличением) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в связи с изменением количества иждивенцев, либо достижением ими определенного возраста. В связи с чем считает, что правовых оснований для отказа пенсионера от получения фиксированного базового размера страховой пенсии по старости в целях перерасчета размера пенсии в сторону уменьшения в рамках действующего законодательства не имеется.
Полагает, что истец злоупотребил правом, целенаправленно обратился в Пенсионный фонд с заявлением об уменьшении фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости без учета имеющего иждивенца в целях установления ДМО в более высоком размере с последующим установлением доплаты на иждивенца и сохранением установленного размера ДМО.
Судебная коллегия полагает, что доводы кассационной жалобы правильность выводов судов не опровергают и не свидетельствуют о наличии оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
Согласно пункту 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 лет и 15 лет.
В силу части 1 статьи 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5, 6, 6.1, 6.3 настоящей статьи, статьей 25.1 настоящего Федерального закона, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми для подтверждения права на страховую пенсию документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона (часть 2 статьи 22).
Приказом Минтруда России от 17 ноября 2014 г. N 884н утверждены Правила обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами "О страховых пенсиях", "О накопительной пенсии" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (далее Правила), действующие на момент обращения истца за назначением страховой пенсии по старости (11 ноября 2021 г.).
Пунктом 3 Правил установлено, что граждане обращаются за назначением пенсии, перерасчетом ее размера, переводом с одной пенсии на другую путем подачи заявления о назначении пенсии, заявления о перерасчете размера пенсии, заявления о переводе с одной пенсии на другую в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации лично или через представителя, обращающегося за установлением пенсии от его имени.
Частью 1 статьи 16 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" установлено, что фиксированная выплата к страховой пенсии по старости лицам (за исключением лиц, являющихся получателями пенсии за выслугу лет либо пенсии по инвалидности в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей", а также лиц, указанных в пункте 7 статьи 3 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации"), к страховой пенсии по инвалидности (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии по инвалидности инвалидам III группы) устанавливается в сумме 4 982 руб. 90 коп. в месяц.
Фиксированная выплата к страховой пенсии устанавливается одновременно с назначением страховой пенсии в соответствии с настоящим Федеральным законом (часть 3 статьи 16).
Размер фиксированной выплаты к страховой пенсии подлежит ежегодной индексации с 1 февраля на индекс роста потребительских цен за прошедший год (часть 6 статьи 16).
В соответствии с частью 3 статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" лицам (за исключением лиц, указанных в части 3.1 настоящей статьи), на иждивении которых находятся нетрудоспособные члены семьи, указанные в пунктах 1, 3 и 4 части 2 статьи 10 настоящего Федерального закона, повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности устанавливается в сумме, равной одной третьей суммы, предусмотренной частью 1 статьи 16 настоящего Федерального закона, на каждого нетрудоспособного члена семьи, но не более чем на трех нетрудоспособных членов семьи.
Согласно части 1 статьи 18 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" размер страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) определяется на основании соответствующих данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, по состоянию на день, в который этим органом выносится решение об установлении страховой пенсии, установлении и о перерасчете размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими на этот день.
Частью 1 статьи 23 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" предусмотрено, что перерасчет размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 5 настоящей статьи, производится: с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступили обстоятельства, влекущие за собой перерасчет размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии в сторону уменьшения; с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии в сторону увеличения.
Из приведенных положений Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" следует, что назначение пенсии и фиксированной выплаты к ней носит заявительный характер. Размер повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости может изменяться как в сторону уменьшения, так и в сторону увеличения (например, изменение количества несовершеннолетних иждивенцев, изменение группы инвалидности).
Пунктом 3 Указа Президента Российской Федерации от 23 августа 2000 г. N 1563 "О неотложных мерах социальной поддержки специалистов, осуществляющих деятельность в области ядерного оружейного комплекса Российской Федерации" предусмотрено, что суммарный размер дополнительного обеспечения вместе со страховой пенсией по старости (инвалидности) с учетом фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости (инвалидности) и повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости (инвалидности) не должен превышать 75 процентов среднемесячного заработка гражданина, а также 10-кратного размера социальной пенсии, установленного подпунктом 1 пункта 1 статьи 18 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" на день назначения дополнительного обеспечения.
В случае увеличения страховой пенсии по старости (инвалидности), фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости (инвалидности) либо повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости (инвалидности) по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации, установленный размер дополнительного обеспечения не пересматривается.
Таким образом, указанные нормативные акты, предусматривая запрет за перерасчет размера ДМО в сторону уменьшения в связи с увеличением размера страховой пенсии по старости (инвалидности), фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости (инвалидности) и повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости (инвалидности), которое может иметь место по различным причинам (например, перерасчета продолжительности страхового стажа, сумм страховых взносов, увеличение количества иждивенцев, изменение группы инвалидности), при этом прямо не предусматривают возможность изменения размера ДМО в сторону увеличения в связи с уменьшением увеличением размера страховой пенсии по старости (инвалидности), фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости (инвалидности) и повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости (инвалидности).
С учетом изложенного, судебная коллегия полагает, что, возлагая на пенсионный орган обязанность произвести перерасчет фиксированной выплаты к пенсии и размера ДМО с даты назначения пенсии и ДМО соответственно, на основании поданного истцом 11 ноября 2021 г. заявления о назначении пенсии и фиксированной выплаты к ней без учета иждивенца, суды обоснованно исходили из того, что пенсионный орган нарушил права истца при назначении ему повышенной фиксированной выплаты, поскольку это повлекло уменьшение размера установленного ему ДМО.
Между тем Указом Президента Российской Федерации от 23 августа 2000 г. N 1563 истцу гарантирован суммарный размер страховой пенсии по старости, фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости (без учета ее повышения или с учетом ее повышения) и ДМО в размере от 55 до 75% от среднемесячного заработка в зависимости от стажа соответствующих работ. Других критериев для определения суммарного размера страховой пенсии и фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и ДМО, помимо стажа работы и заработка, Указом Президента Российской Федерации не установлено.
Устанавливая в качестве меры адресной социальной поддержки специалистов ядерного оружейного комплекса дополнительное ежемесячное пожизненное материальное обеспечение, Президент Российской Федерации гарантировал и определенный размер такого обеспечения.
Истец как лицо, приобретшее право на вышеуказанную меру социальной поддержки, имеет законные основания рассчитывать на обеспечение государством реализации данного права и его защиту.
Доводы, изложенные заявителем в кассационной жалобе о несогласии с выводами судов, целенаправленном обращении истца в Пенсионный фонд с заявлением об уменьшении фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости без учета имеющего иждивенца в целях установления дополнительного материального обеспечения в более высоком размере с последующим установлением доплаты на иждивенца и сохранением установленного размера дополнительного материального обеспечения, повторяют правовую позицию стороны ответчика в судах первой и апелляционной инстанций, исследованную судами и нашедшую верное отражение и правильную оценку в судебных постановлениях, и не могут служить основанием к отмене обжалуемых судебных актов в кассационном порядке, поскольку не свидетельствуют о нарушении судами норм материального и процессуального права, являющимся основанием для отмены судебных актов, Мотивы, по которым суды отклонили возражения ответчика и доводы его апелляционной жалобы, подробно приведены в обжалуемых судебных постановлениях, суд кассационной инстанции с этими выводами соглашается.
Нарушений либо неправильного применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального или процессуального права, в том числе предусмотренных частью 4 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дела не установлено.
С учетом изложенного суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов по доводам кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 379.5, 379.6, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Саткинского городского суда Челябинской области от 7 февраля 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 10 июля 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Челябинской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.