Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Козиной Н.М, судей Карповой О.Н, Руновой Т.Д, рассмотрела в открытом судебном заседании посредством видеоконференц-связи гражданское дело N 2-982/2023 по иску прокурора Ленинского административного округа г. Тюмени в интересах Пахаревой Анастасии Петровны к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Тюменской области "Областная клиническая больница N 2", Департаменту здравоохранения Тюменской области, Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Тюменской области о признании права на обеспечение льготными лекарственными препаратами, возложении обязанности обеспечить льготными лекарственными препаратами, включить в региональный сегмент федерального регистра, взыскании компенсации морального вреда, по кассационной жалобе Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Тюменской области на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Тюменского областного суда от 10 июля 2023 г.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Карповой О.Н, объяснения представителя ответчика Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Тюменской области Панченко Д.А, поддержавшего доводы кассационной жалобы, представителя ответчика Департамента здравоохранения Тюменской области Солдатовой Н.В, представителя Пахаревой А.П. Белослудцевой Е.В, прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Ботева В.Ю, полагавших кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Ленинского административного округа г. Тюмени обратился в суд с иском в интересах Пахаревой А.П. к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Тюменской области "Областная клиническая больница N 2" (далее - ГБУЗ Тюменской области "Областная клиническая больница N 2"), Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Тюменской области (далее - ОСФР по Тюменской области), в котором, уточнив заявленные требования, просил признать право Пахаревой А.П. на бесплатное обеспечение назначенными льготными лекарственными препаратами за счет средств бюджета Тюменской области в период пребывания в Тюменской области; при наличии медицинских показаний обеспечить назначенными льготными лекарственными препаратами: таблетки периндоприл 8 мг N 30, индапамид 2, 5 мг N 30, амлодипин 10 мг N 30, ацетилсалициловая кислота 100 мг N 30, кетопрофен 100 мг N 40, омепразол 20 мг N 30, ривароксабан 20 мг N 30, капсулы альфакальцидол 0, 25 мкг N 120 Пахареву А.П. в период пребывания в Тюменской области; включить Пахареву А.П. в региональный сегмент Федерального регистра в период пребывания в Тюменской области без перевода пенсионного дела к месту пребывания; взыскать с ГБУЗ Тюменской области "Областная клиническая больница N 2" в пользу Пахаревой А.П. компенсацию морального вреда в размере 50 000 руб. (том 1 л.д. 100, 130-131).
В обоснование заявленных требований прокурор ссылался на то, что прокуратурой округа проведена проверка по обращению Пахаревой А.П. об отказе в назначении жизненно важных лекарственных препаратов. В ходе проверки установлено, что Пахарева А.П, "данные изъяты" г. рождения, является участником Великой Отечественной Войны, "данные изъяты" и имеет право на набор социальных услуг в виде льготного лекарственного обеспечения.
Заявитель зарегистрирована по адресу: "данные изъяты" и в настоящее время в связи с состоянием здоровья и возрастом проживает совместно с внучкой Белослудцевой Е.В. по адресу: "данные изъяты" прикреплена и наблюдается во взрослой поликлинике ГБУЗ Тюменской области "Областная клиническая больница N 2". Из ответа данного медицинского учреждения от 24 октября 2022 г. следует, что льготное лекарственное обеспечение препаратами пациента осуществляется согласно требованиям приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации N 929н/1345н от 21 декабря 2020 г. "Об утверждении Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан" (далее - Порядок).
Лекарственные препараты назначены при выписке из стационара Городской клинической больницы г. Москвы. Рецептурные бланки в рамках государственной социальной помощи сроком на 1 месяц на вышеуказанные лекарственные препараты были оформлены в ГБУЗ ТО "Областная клиническая больница N 2" 31 августа 2022 г. Таким образом, по сентябрь 2022 г. включительно пациент была обеспечена рекомендованными препаратами в рамках льготного лекарственного обеспечения на регулярной основе. В последующем Пахаревой А.П. при обращении в ГБУЗ Тюменской области "Областная клиническая больница N 2" было отказано в обеспечении льготными лекарственными препаратами в связи с необходимостью прохождения процедуры идентификации в Федеральном регистре лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи (далее - Федеральный регистр), сведения о гражданах подлежат включению в региональный сегмент Федерального регистра по месту его пребывания и передаются в уполномоченные органы государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья в рамках действующего межведомственного соглашения. С учетом изложенного, для получения льготных лекарственных препаратов заявителю предложено перевести выплатное (пенсионное) дело по месту фактического пребывания из г. Москва в г. Тюмень.
Определением Ленинского районного суда г. Тюмени от 22 февраля 2023 г. к участию в деле в качестве соответчика привлечен Департамент здравоохранения Тюменской области (том 1 л.д. 132).
Решением Ленинского районного суда г. Тюмени от 16 марта 2023 г. исковые требования прокурора Ленинского административного округа г. Тюмени, заявленные в интересах Пахаревой А.П. удовлетворены частично.
Признано право Пахаревой А.П, 20 февраля 1927 г. рождения, на бесплатное обеспечение назначенными льготными лекарственными препаратами за счет средств бюджета Тюменской области в период пребывания в Тюменской области.
На Департамент здравоохранения Тюменской области возложена обязанность при наличии медицинских показаний обеспечить назначенными льготными лекарственными препаратами: таблетки периндоприл 8 мг N30, индапамид 2, 5 мг N 30, амлодипин 10 мг N 30, ацетилсалициловая кислота 100 мг N 30, кетопрофен 100 мг N 40, омепразол 20 мг N 30, ривароксабан 20 мг N 30, капсулы альфакальцидол 0, 25 мкг N 120 Пахареву А.П. в период пребывания в Тюменской области, включить Пахареву А.П. в региональный сегмент Федерального регистра в период пребывания в Тюменской области без перевода пенсионного дела к месту пребывания. В удовлетворении остальной части требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Тюменского областного суда от 10 июля 2023 г. указанное решение изменено в части возложения обязанности о включении Пахаревой А.П. в региональный сегмент Федерального регистра, резолютивная часть в указанной части изложена в новой редакции. Обязанность включить Пахареву А.П. в региональный сегмент Федерального регистра в период пребывания в Тюменской области без перевода пенсионного дела к месту пребывания возложена на ОСФР по Тюменской области. В остальной части решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе представитель ответчика ОСФР по Тюменской области ставит вопрос об отмене апелляционного определения, как незаконного, принятого с нарушениями норм материального права, принятии в отмененной части нового решения об отказе в удовлетворении апелляционной жалобы.
От ГБУЗ ТО "Областная клиническая больница N 2", Департамента здравоохранения по Тюменской области, прокурора Тюменской области поступили возражения на кассационную жалобу, в которых представители ответчиков, прокурор просят жалобу оставить без удовлетворения, как необоснованную.
Определениями судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 16 и 31 октября 2023 г. ходатайства ОСФР по Тюменской области, Департамента здравоохранения о Тюменской области об участии в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи были оставлены без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Информация о времени и месте судебного разбирательства по настоящему делу заблаговременно была размещена на официальном сайте Седьмого кассационного суда общей юрисдикции. В соответствии со статьями 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия нашла возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанции, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Обсудив доводы кассационной жалобы, возражений на жалобу, изучив материалы дела, выслушав объяснения относительно кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного постановления по доводам кассационной жалобы.
Как установлено судами, истец Пахарева А.П, "данные изъяты" г. рождения, является участником Великой Отечественной войны, "данные изъяты" имеет право на набор социальных услуг в виде льготного лекарственного обеспечения, что подтверждается также информацией о государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг от 2 сентября 2022 г.
Заявитель зарегистрирована по адресу: "данные изъяты"
Пахарева А.П. в связи с состоянием здоровья и возрастом проживает и зарегистрирована по месту пребывания по адресу: "данные изъяты" совместно с внучкой "данные изъяты" прикреплена и наблюдается в поликлинике ГБУЗ Тюменской области "Областная клиническая больница N 2".
Льготное лекарственное обеспечение препаратами (таблетки периндоприл 8 мг N 30, индапамид 2, 5 мг N 30, амлодипин 10 мг N 30, ацетилсалициловая кислота 100 мг N 30, кетопрофен 100 мг N 40, омепразол 20 мг N 30, ривароксабан 20 мг N 30, капсулы альфакальцидол 0, 25 мкг N 120) пациента осуществляется согласно требованиям приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации N 929н/1345н от 21 декабря 2020 г. "Об утверждении Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан".
Названные лекарственные препараты назначены при выписке из стационара Городской клинической больницы г. Москвы врачом-терапевтом взрослой поликлиники ГБУЗ Тюменской области "Областная клиническая больница N 2".
Рецептурные бланки в рамках государственной социальной помощи сроком на 1 месяц на вышеуказанные лекарственные препараты были оформлены во взрослой поликлинике ГБУЗ Тюменской области "Областная клиническая больница N 2" Пахаревой А.П. и отпущены 2 сентября 2022 г. в аптечном пункте.
При последующем обращении за лекарственными препаратами истцу было отказано в связи с необходимостью подачи заявления о включении сведений в региональный сегмент Федерального регистра и перевода пенсионного дела из г. Москвы в г. Тюмень.
Из пояснений представителя истца следует, что Пахарева А.П. не имеет намерения переводить пенсионное дело из г. Москвы в г. Тюмень, поскольку это приведет к нарушению ее пенсионных прав и ухудшению финансового положения.
Из материалов дела следует, что сведения о необходимости предоставления Пахаревой А.П. набора социальных услуг по обеспечению лекарственными препаратами включены в Федеральный регистр с 14 февраля 2005 г. по бессрочно.
Пахарева А.П. состоит на учете как получатель пенсии и ежемесячной денежной выплаты по категории "данные изъяты" в территориальном органе ОСФР по г. Москве, то есть значится в региональном сегменте Федерального регистра по г. Москве - по месту получения пенсионных выплат.
В письме от 27 января 2023 г. N ЮК- 72-15/43 7-К ОСФР по Тюменской проинформировало Департамент здравоохранения Тюменской области, подтвердило право Пахаревой А.П. на получение государственной социальной помощи.
Разрешая возникший спор и частично удовлетворяя исковые требования прокурора, заявленные в интересах Пахаревой А.П, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 16, 19, 29 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", статьями 61, 62 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", статьей 13 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 г. N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения", приказом Минтруда России N 929н, Минздрава России N 1345н от 21 декабря 2020 г. "Об утверждении Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан", исходил из того, что истец имеет право на льготное обеспечение лекарственными препаратами вне зависимости от места проживания. Предоставление набора социальных услуг осуществляется гражданам, включенным в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи. При переезде получателя льгот в другой регион после прохождения процедуры идентификации в Федеральном регистре сведения о таких гражданах подлежат включению в региональный сегмент Федерального регистра по месту его пребывания и передаются в уполномоченные органы здравоохранения в рамках действующего межведомственного соглашения. При этом законодательство Российской Федерации не содержит положений, обязывающих гражданина переводить выплату пенсии и (или) иных социальных выплат по месту временного пребывания.
Организация обеспечения граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями отнесена к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья. Отсутствие утвержденного нормативного-правового порядка взаимодействия в части расчетов между субъектами Российской Федерации не должно ущемлять права инвалидов.
Учитывая изложенное, суд пришел к выводу о наличии правовых оснований для признания за Пахаревой А.П. права на бесплатное обеспечение назначенными льготными лекарственными препаратами за счет средств бюджета Тюменской области в период пребывания в Тюменской области, понуждении Департамента здравоохранения Тюменской области, как уполномоченного органа здравоохранения в Тюменской области, при наличии медицинских показаний обеспечить назначенными льготными лекарственными препаратами истца в период пребывания в Тюменской области, включить Пахареву А.П. в региональный сегмент Федерального регистра в период пребывания в Тюменской области без перевода пенсионного дела к месту пребывания.
Отказывая во взыскании с ГБУЗ Тюменской области "Областная клиническая больница N 2" компенсации морального вреда, суд первой инстанции исходил из отсутствия доказательств, свидетельствующих о нарушении прав истца ГБУЗ Тюменской области "Областная клиническая больница N 2", поскольку в обязанности медицинского учреждения входят обеспечение лекарственными препаратами лиц, включенных в региональный сегмент Федерального регистра, а Пахарева А.П. в региональный сегмент Тюменской области включена не была, в связи с чем нарушения прав со стороны ГБУЗ Тюменской области "Областная клиническая больница N 2" в отношении истца допущено не было.
Проверяя законность и обоснованность решения, суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда и их правовым обоснованием, за исключением вывода о возложении на Департамент здравоохранения Тюменской области обязанности по включению Пахаревой А.П. в региональный сегмент Федерального регистра в период пребывания в Тюменской области без перевода пенсионного дела к месту пребывания.
Изменяя решение суда в указанной части и возлагая указанную обязанность на ОСФР по Тюменской области, суд апелляционной инстанции, руководствуясь пунктом 3 статьи 64 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", приказом Минздравсоцразвития России от 30 сентября 2004 г. N 143 "Об органе, осуществляющем ведение федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи", приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 16 ноября 2004 г. N 195 "О Порядке ведения Федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи", исходил из того, что органом, осуществляющим ведение федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, является Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации и его территориальные органы.
В соответствии с Порядком ведения Федерального регистра Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации после окончания работ по сверке информации, поступившей от органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, с базой данных Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации осуществляют формирование регистра в отношении граждан на уровне субъекта Российской Федерации.
Департамент здравоохранения Тюменской области вести регистр и вносить в него изменения не уполномочен. В силу предоставленных ему полномочий и возложенных обязанностей Департамент по результатам сверки данных регионального сегмента Федерального регистра с региональным отделением Социального Фонда Российской Федерации по Тюменской области осуществляет закупку лекарственных препаратов для медицинского применения, медицинских изделий, для обеспечения ими граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи и не отказавшихся от получения социальной услуги, предусмотренной пунктом 1 части 1 статьи 62 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", а также дальнейшее обеспечение ими указанных граждан.
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с постановленным судом апелляционной инстанции судебным актом, поскольку он основан на правильном толковании и применении норм материального права.
В кассационной жалобе заявитель приводит доводы о том, что обязанность по обеспечению лекарственными препаратами напрямую лежит на медицинской организации, за которой закреплена Пахарева А.П.
На ГБУЗ Тюменской области "Областная клиническая больница N 2" лежит обязанность организовать определение потребности в лекарственных препаратах и медицинских изделиях путем составления заявки в пределах выделенного финансирования на плановый период с учетом возможных остатков лекарственных препаратов и медицинских изделий, стандартов медицинской помощи, количества прикрепленного населения, уровня, динамики и структуры заболеваемости, особенностей потребления отдельных групп лекарственных препаратов, а на Департамент здравоохранения по Тюменской области возложено планирование и осуществление в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд закупки лекарственных препаратов и медицинских изделий, включенных в Перечень лекарственных препаратов и медицинских изделий, лекарственных препаратов и медицинских изделий, необходимых для обеспечения граждан по жизненным показаниям.
В соответствии с нормами Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" льготник, имеющий право на получение социальных услуг, может отказаться от получения полного набора социальных услуг (его части) в натуральном виде в пользу денежного эквивалента.
Указывает, что для включения в региональный сегмент Федерального регистра лиц, имеющих право на государственную помощь в виде набора социальных услуг (далее - Регистр) по Тюменской области, необходимо перевести в соответствующий регион выплатное (пенсионное) дело получателя ежемесячной денежной выплаты.
Сведения об отказе от получения, о предоставлении, о возобновлении предоставления набора социальных услуг содержатся в регистре по месту нахождения выплатного дела получателя ежемесячной денежной выплаты в г. Москве и числится в Федеральном регистре лиц, имеющих право на получения государственной социальной помощи, о чем был уведомлен Департамент здравоохранения по Тюменской области.
В соответствии с законодательством Российской Федерации для включения сведений о праве на государственную социальную помощь в виде набора социальных услуг в регистр по Тюменской области необходимо обратиться с заявлением о доставке пенсии через электронные сервисы, в котором проставить отметку о необходимости запроса выплатного дела для постановки на учет в территориальном органе ОСФР по новому месту жительства (пребывания, фактического проживания) в г. Тюмени. Данное условие носит строго заявительный порядок. Полагает, что правовых оснований для перевода выплатного дела получателя ежемесячной денежной выплаты в ОСФР по Тюменской области нет, поскольку Пахарева А.П. или ее представитель не обращались в ОСФР по Тюменской области для включения сведений о праве о праве на государственную социальную помощь в виде набора социальных услуг в регистр по Тюменской области.
Законодательством не предусмотрен механизм и сроки внесения в региональный сегмент и исключения сведений из регионального сегмента Федерального регистра без перевода выплатного (пенсионного дела) получателя ежемесячной денежной выплаты.
ОСФР по Тюменской области, по мнению заявителя, является ненадлежащим ответчиком по данному делу.
Считает, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.
Судебная коллегия, полагает, что доводы кассационной жалобы являются необоснованными, не свидетельствуют о незаконности обжалуемого судебного постановления.
В соответствии со статьей 64 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" в целях обеспечения реализации прав граждан на получение ежемесячных денежных выплат, социальных услуг, социальных доплат к пенсии, а также для обеспечения качественного и эффективного расходования средств, направляемых на ежемесячные денежные выплаты и предоставление социальных услуг, социальных доплат к пенсии, осуществляется ведение Федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи (часть 1).
Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, содержит в себе следующую основную информацию:1) страховой номер индивидуального лицевого счета в системе обязательного пенсионного страхования; 2) фамилия, имя, отчество, а также фамилия, которая была у лица при рождении; 3) дата рождения; 5) пол; 6) адрес места жительства; 7) серия и номер паспорта или удостоверения личности, дата выдачи указанных документов, на основании которых в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, включены соответствующие сведения, наименование выдавшего их органа; 8) дата включения в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи; 9) категория, к которой относится гражданин; 10) реквизиты документа, подтверждающего отнесение гражданина к соответствующей категории; 11) иные сведения, определяемые Правительством Российской Федерации (часть 2).
Орган, осуществляющий ведение Федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, и порядок ведения указанного Федерального регистра устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения (часть 3).
Орган, осуществляющий ведение Федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, обеспечивает предоставление сведений из указанного Федерального регистра в предусмотренный частью 1 статьи 44.1 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" Федеральный регистр граждан, имеющих право на обеспечение лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации (часть 3.1).
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном в соответствии с частью 3 настоящей статьи, передают персональные данные, необходимые для ведения Федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, в орган, уполномоченный осуществлять ведение указанного Федерального регистра (часть 4).
Персональные данные, содержащиеся в Федеральном регистре лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, предоставляются органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации безвозмездно. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны соблюдать конфиденциальность полученных персональных данных и обеспечивать безопасность персональных данных при обработке (часть 5).
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 30 сентября 2004 г. N 143 установлено, что органом, осуществляющим ведение федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, является Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации и его территориальные органы.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 16 ноября 2004 г. N 195 утвержден Порядок ведения Федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи.
В соответствии с данным Порядком органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в целях формирования и ведения регистра в отношении граждан передают в отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации сведения (базы данных), указанные в статье 64 Федерального закона от 17 июля 1999 г, на основании соглашений о проведении совместных мероприятий по обмену информацией (далее - соглашение) (пункт 3).
Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации проводят работу по обмену информацией, содержащейся в базах данных, необходимой для формирования и ведения регистра (далее - сверка информации) в отношении граждан, в сроки, установленные соглашением, а также обеспечивают конфиденциальность передаваемой информации (пункт 4).
Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в целях учета граждан:
проводят сверку информации, поступившей от органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, с базой данных Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации;
при выявлении расхождений в информации осуществляют ее проверку, необходимую корректировку и проводят повторную сверку информации;
после окончания работ по сверке информации (включая изменения в случае необходимости баз данных) составляют акт приема-передачи (пункт 5).
Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации после окончания работ по сверке информации, поступившей от органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, с базой данных Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации осуществляют формирование регистра в отношении граждан на уровне субъекта Российской Федерации (далее - региональный сегмент регистра) и направляют данные регионального сегмента регистра в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации (пункт 6).
После сверки информации, поступившей от органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, с базой данных Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации территориальные органы Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации в городах (районах) уточняют информацию о гражданах, содержащуюся в регистре, заносят сведения о суммах установленной ежемесячной денежной выплаты и направляют уточненные сведения в отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации (пункт 7).
Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации на основании полученной от территориальных органов Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации в городах (районах) информации о гражданах направляют уточненные данные регионального сегмента регистра в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации (пункт 8).
Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации и Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21 декабря 2020 г. N 929н/1345н утвержден Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан.
Согласно пункту 13 данного порядка при обращении в медицинскую организацию гражданин предъявляет наряду с документом, удостоверяющим личность, и документом, подтверждающим право на получение набора социальных услуг, справку, подтверждающую право на получение набора социальных услуг (социальной услуги), выданную территориальным органом ПФР.
В соответствии с пунктом 20 Порядка в случае выезда гражданина за пределы субъекта Российской Федерации, в котором он проживает, на территорию другого субъекта Российской Федерации на срок, не превышающий 6 месяцев, такому пациенту органом государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья организуется назначение лекарственных препаратов, медицинских изделий или специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов на срок их применения либо органом государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья организуется обеспечение такого пациента лекарственными препаратами, медицинскими изделиями или специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов на соответствующий срок (абзац первый).
В случае выезда гражданина за пределы территории субъекта Российской Федерации, в котором он проживает, на территорию другого субъекта Российской Федерации на срок, превышающий 6 месяцев, или в случае изменения места жительства, такому пациенту назначаются лекарственные препараты, медицинские изделия или специализированные продукты лечебного питания для детей-инвалидов на срок применения не более 1 месяца либо органом государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья организуется обеспечение такого пациента лекарственными препаратами, медицинскими изделиями или специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов на срок применения не более 1 месяца (абзац второй).
В случае, указанном в абзаце втором настоящего пункта, после прохождения процедуры идентификации в Федеральном регистре лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи (далее - Федеральный регистр), сведения о гражданах подлежат включению в региональный сегмент Федерального регистра по месту его пребывания и передаются в уполномоченные органы государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья в рамках действующего межведомственного соглашения.
Сведения о количестве назначенных и отпущенных пациенту или его законному представителю в соответствии с абзацами первым и вторым настоящего пункта лекарственных препаратах, медицинских изделиях или специализированных продуктах лечебного питания для детей-инвалидов вносятся в Федеральный регистр граждан, имеющих право на обеспечение лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.
Из приведенных нормативных положений следует, что в целях обеспечения реализации прав граждан на получение ежемесячных денежных выплат, социальных услуг осуществляется ведение Федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи. Обязанности по ведению данного регистра возложены на Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации и его территориальные органы.
При временном переезде получателя льгот в другой регион орган здравоохранения по месту временного пребывания гражданина в целях его идентификации в Федеральном регистре направляет запрос в региональное отделение ОСФР для подтверждения права на обеспечение лекарственными препаратами.
После прохождения процедуры идентификации в Федеральном регистре сведения о таком гражданине подлежат включению ОСФР соответствующего субъекта Российской Федерации в региональный сегмент Федерального регистра по месту его пребывания и передаются в уполномоченные органы здравоохранения в рамках действующего межведомственного соглашения.
При этом, вопреки доводам кассационной жалобы, законодательство Российской Федерации не содержит положений, обязывающих гражданина переводить выплату пенсии и (или) иных социальных выплат по месту временного пребывания.
Аналогичный порядок обеспечения льготной категории граждан лекарственными средствами при временном переезде в другой регион разъяснен в письме Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 1 декабря 2022 г. N 26-3/10/В-16635.
Доводы заявителя в кассационной жалобе о том, что ОСФР по Тюменской области является ненадлежащим ответчиком по делу на нормах материального права, регулирующих спорные правоотношения, не основан, поскольку органом, осуществляющим ведение федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, в том числе его региональных сегментов, является Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации и его территориальные органы.
Учитывая изложенное, принятое по делу апелляционное определение вынесено на основании правильно определенных юридически значимых обстоятельств, в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права, вследствие чего основания для его отмены по доводам кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 379.5, 379.6, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Тюменского областного суда от 10 июля 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Тюменской области - без удовлетворения.
Отменить приостановление исполнения апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Тюменского областного суда от 10 июля 2023 г.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.