Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Давыдовой Т.И.
судей Грудновой А.В, Ложкарёвой О.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N2-62/2023 по иску Драчевой Валентины Степановны к Федеральному казенному учреждению "Военный комиссариат Пермского края" об установлении памятника за счет федерального бюджета, по кассационной жалобе Драчевой Валентины Степановны на решение Верещагинского районного суда Пермского края от 15 марта 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 15 июня 2023 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Ложкарёвой О.А. об обстоятельствах дела, принятых судебных актах, доводах кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Драчева В.С. обратилась в суд с иском к Федеральному казенному учреждению "Военный комиссариат Пермского края" о возложении обязанности установить "данные изъяты" Степану Николаевичу памятник за счет средств федерального бюджета.
Требования мотивированы тем, что ее отец "данные изъяты" С.Н, проживал в п. Зюкайка Верещагинского района, умер в 1967 году, при жизни являлся участником Великой Отечественной войны, неоднократно был награжден государственными наградами, в связи с чем, полагает, что ему положено установить памятник за счет средств федерального бюджета. В ходе рассмотрения дела истец исковые требования уточнила, просила компенсировать затраты на установку памятника ее отцу "данные изъяты" С.Н.
Решением Верещагинского районного суда Пермского края от 15 марта 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 15 июня 2023 года, исковые требования Драчевой В.С. оставлены без удовлетворения.
В кассационной жалобе Драчева В.С. ставит вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных актов, ссылаясь на их незаконность.
Лица, привлеченные к участию по делу, о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке извещены надлежащим образом, в судебное заседание не явились. Информация о рассмотрении дела заблаговременно была размещена на официальном сайте Седьмого кассационного суда общей юрисдикции. Судебная коллегия, руководствуясь статьями 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанции, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда не находит оснований для отмены, либо изменения обжалуемых судебных актов.
Судами установлено и следует из материалов дела, что "данные изъяты" 26 марта 1916 года рождения, является отцом Драчевой (фамилия до брака "данные изъяты") Валентины Степановны.
"данные изъяты" С.Н. умер 10 ноября 1967 года, до своей смерти проживал по адресу: Пермская область Верещагинский район п. Зюкайка ул. Тимирязева д. 6. Согласно сведениям администрации Верещагинского городского округа Пермского края захоронен на территории "Зюкайского кладбища".
Из справки, выданной 27 февраля 2012 года N 165 Отделом Военного комиссариата Пермского края по Верещагинскому, карагйскому и Сивинскому районам "данные изъяты" С.Н, 1916 года рождения, являлся участником Великой Отечественной войны в соответствии с подпунктом "а" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", в связи с прохождением военной службы в годы войны с 20 апреля 1943 года по 09 мая 1945 года в составе 68 отдельного гвардейского минометного дивизиона 4 гвардейского кавалерийского корпуса, который с 20 марта 1943 года по 28 мая 1944 года входил в состав действующей армии, и имел право на меры социальной поддержки, установленные статьей 15 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах".
Из архивной справки Федерального бюджетного учреждения "Центральный архив Министерства обороны Российской Федерации" от 12 января 2011 года N 11/119089 следует, что в послужной карте на гвардии лейтенанта ветслужбы "данные изъяты" С.Н, 26 марта 1916 года рождения, уроженца д. Городилово Бемыжского района Удмуртской АССР, о прохождении службы в Советской Армии записано: с 20 апреля 1943 года начальник ветслужбы дивизиона 68 гвардейского отдельного минометного дивизиона 4 гвардейского кавалерийского корпуса; приказом Южного фронта N 0715 от 1943 года (число и месяц не указаны) присвоено воинское звание "лейтенант ветслужбы" по должности ветеринарного фельдшера 68 гвардейского отдельного минометного дивизиона 4 гвардейского кавалерийского корпуса; в 1944 году (точная дата не указана) выдано удостоверение личности ХН N 162349 по этой же должности и воинской части; с 17 апреля 1944 года ранбольной, госпиталь легкораненых N 5550.
В картотеке учета награжденных имеется учетная карточка, в которой записано: гвардии старший лейтенант "данные изъяты" С.Н, 1916 года рождения, уроженец Удмуртской АССР Бемыжского района, ветфельдшер 68 гвардейского отдельного минометного дивизиона 4 гвардейского кавалерийского корпуса, награжден медалью "За боевые заслуги", без номера, приказом 4 гвардейского кавалерийского корпуса N 38/н от 25 августа 1944 года, награда вручена, удостоверение В-981891.
68 гвардейский отдельный минометный дивизион 4 гвардейского кавалерийского корпуса с 20 марта 1943 года по 28 мая 1944 года входил в состав действующей армии.
Из архивной справки Отдела Военного комиссариата Пермского края по Верещагинскому, карагйскому и Сивинскому районам от 02 февраля 2012 года следует, что в послужной и наградной картах на лейтенанта ветслужбы "данные изъяты" С.Н, 1916 года рождения, уроженца Удмуртской АССР Бемыжского района д. Городилово записано: с 20 апреля 1943 года начальник ветеринарной службы дивизиона 68 гвардейского отдельного минометного дивизиона 4 гвардейского кавалерийского корпуса; приказом Южного фронта N 0715 от 24 июля 1943 года присвоено воинское звание "лейтенант ветслужбы" по должности ветеринарного фельдшера 68 гвардейского отдельного минометного дивизиона 4 гвардейского кавалерийского корпуса; 17 апреля 1944 года тяжело ранен в нижние конечности, на излечении в госпитале легкораненых N 5550; в 1944 году (точная дата не указана) выдано удостоверение личности ХН N 162349 по этой же должности и воинской части; 02 декабря 1944 года тяжело ранен в левое предплечье, на излечении в ЭГ N 5430.
Награжден медалью "За боевые заслуги", без номера, приказом 4 гвардейского кавалерийского корпуса N 38/н от 25 августа 1944 года, награда вручена, удостоверение В-981891
68 гвардейский отдельный минометный дивизион 4 гвардейского кавалерийского корпуса с 20 марта 1943 года по 28 мая 1944 года и с 03 июня 1944 года по 11 мая 1945 года входил в состав действующей армии.
Из справки, выданной "данные изъяты" С.Н. Верещагинским районным военным комиссариатом Пермской области от 06 апреля 1967 года N 21 следует, что он проходил службу в рядах Советской Армии в период с 20 октября 1937 года по 07 ноября 1940 года и с 25 июня 1941 года по 10 сентября 1945 года.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 01 мая 1944 года "данные изъяты" С.Н. награжден медалью "За оборону Кавказа", медаль вручена 05 июня 1945 года.
По сведениям учтено-послужной карты на имя "данные изъяты" С.Н. следует, что он также был награжден в мае 1945 года медалью "За победу над Германией". Был тяжело ранен в правую ногу 08 июля 1941 года.
11 августа 2011 истец Драчева В.С. обращалась в Отдел Военного комиссариата Пермского края по Верещагинскому, Карагайскому и Сивинскому районам с заявлением об установлении памятника "данные изъяты" С.Н. за счет средств федерального бюджета. Истцу отказано в установлении памятника, поскольку "данные изъяты" С.Н. умер 10 ноября 1967 и действие Указа Президента Российской Федерации от 03 марта 2007 года N 270 на него не распространяется.
Приказом Военного комиссара Пермского края от 20 июня 2022 года N 159 утверждена Инструкция об организации работы по увековечиванию памяти погибших (умерших) защитников Отечества, порядке оплаты ритуальных услуг и расходов на изготовление и установку надгробных памятников.
Из содержания указанной Инструкции следует, что участникам (инвалидам) Великой Отечественной войны, проходившим службу в действующей армии льгота по установке памятника и возмещении потраченных средств на его установку с 12 июня 1990 года по 31 декабря 1992 года по Указу Президента Российской Федерации от 07 марта 2007 года N 270 и с 01 января 1993 года по Федеральному закону "О статусе военнослужащих" от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ.
Документов подтверждающих несение расходов по установке надгробного памятника "данные изъяты" С.Н. не представлено.
Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", Федерального закона от 12 января 1996 года N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле", постановления Правительства Российской Федерации от 06 мая 1994 года N 460 "О нормах расходов денежных средств на погребение погибших (умерших) военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, войск национальной гвардии Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, государственной противопожарной службы и таможенных органов, прокуроров, граждан, призванных на военные сборы, лиц, уволенных с военной службы (со службы в указанных органах, войсках и учреждениях, в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и органах налоговой полиции), и уволенных со службы прокуроров, а также на изготовление и установку надгробных памятников", Указом Президента Российской Федерации от 03 марта 2007 года N 270 "О некоторых вопросах увековечения памяти погибших (умерших) военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий и ветеранов военной службы", исходил из того, что несение расходов на погребение "данные изъяты" С.Н. возникло в 1967 году, то есть до введения в действие правовых актов, предусматривающих компенсацию таких расходов; действующее законодательство не предусматривает возможность возмещения родственникам расходов по изготовлению и установке памятников для ветеранов Великой Отечественной войны, умерших до 1990 года, в связи с чем пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения требований Драчевой В.С.
Проверяя законность решения суда, суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с данными выводами, поскольку они соответствуют обстоятельствам дела, исследованным доказательствам.
Вопреки ошибочному мнению истца, судами первой и апелляционной инстанций не допущено неправильного применения норм материального права, нарушения норм процессуального права, выводы судов соответствуют установленным фактическим обстоятельствам дела.
Доводы кассационной жалобы заявителя о наличии оснований для удовлетворения исковых требований и неверном толковании судами норм материального права, являются необоснованными.
Конституция Российской Федерации, закрепляя в соответствии с целями социального государства основные гарантии социальной защиты (статья 7, часть 2), не устанавливает конкретные меры такой защиты, их объем (размеры), а также условия предоставления. Выбор организационно-правовых форм и механизмов реализации социальной защиты, включая социальную поддержку, относится к компетенции законодателя. Отдельные меры социальной поддержки могут быть установлены указом Президента Российской Федерации в рамках реализации его функций, закрепленных статьей 80 Конституции Российской Федерации.
03 марта 2007 года Президент Российской Федерации, реализуя предоставленные ему полномочия, в соответствии с Декларацией о государственном суверенитете Российской Советской Федеративной Социалистической Республики и статьей 80 Конституции Российской Федерации издал Указ N 270 "О некоторых вопросах увековечения памяти погибших (умерших) военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий и ветеранов военной службы", предусматривающий гарантии по изготовлению и установке надгробных памятников за счет средств федерального бюджета для лиц, умерших (погибших) в период с 12 июня 1990 года по 31 декабря 1992 года, в том числе отнесенных Федеральным законом от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" к участникам Великой Отечественной войны либо ветеранами боевых действий.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в своем определении от 23 декабря 2014 года N 2970-О/2014, такое правовое регулирование, устанавливающее соответствующие гарантии для указанной категории граждан, не может рассматриваться как нарушающее права родственников лиц, не названных в Указе Президента Российской Федерации от 3 марта 2007 года N 270.
Правительством Российской Федерации 06 мая 1994 года принято постановление N 460 "О нормах расходов денежных средств на погребение погибших (умерших) военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, войск национальной гвардии Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, государственной противопожарной службы и таможенных органов, прокуроров, граждан, призванных на военные сборы, граждан, пребывавших в добровольческих формированиях, граждан, уволенных с военной службы (со службы в указанных органах, войсках и учреждениях, в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и органах налоговой полиции), и уволенных со службы прокуроров, а также на изготовление и установку намогильных сооружений (надгробий)"
В силу положений статьи 24 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" погребение погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, инвалидов войны, ветеранов военной службы производится в местах захоронения с учетом пожеланий их родственников (военнослужащих - с отданием воинских почестей). Для указанных категорий ветеранов расходы, связанные с подготовкой к перевозке тела, перевозкой тела к месту захоронения, кремированием, погребением, изготовлением и установкой надгробного памятника, возмещаются за счет средств федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области обороны, других федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых предусмотрена военная и приравненная к ней служба. Погребение ветеранов других категорий осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1996 года N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле".
Согласно части 5 статьи 11 Федерального закона от 12 января 1996 года N 8 "О погребении и похоронном деле" Погребение умерших участников Великой Отечественной войны, в том числе инвалидов Великой Отечественной войны, осуществляется в местах погребения с учетом волеизъявления умершего или пожеланий его родственников. Расходы, связанные с подготовкой к перевозке тела умершего участника или инвалида Великой Отечественной войны, перевозкой тела к месту погребения, погребением (кремацией), изготовлением и установкой надгробия, возмещаются за счет средств Министерства обороны Российской Федерации, других федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, в порядке и размере, установленных Правительством Российской Федерации для погребения погибших (умерших) военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, курсантов военных образовательных организаций, граждан, призванных на военные сборы.
Во исполнение вышеприведенных положений закона разработан Порядок погребения погибших (умерших) военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, уволенных с военной службы, оплаты ритуальных услуг, а также изготовления и установки надгробных памятников, утвержденный приказом Министра обороны Российской Федерации от 13 января 2008 N 5 "О погребении погибших (умерших) военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, уволенных с военной службы" (действовавший до 07 мая 2023 года).
Приказом Министерства обороны Российской Федерации от 12 апреля 2023 года N 210 (начавший свое действие с 08 мая 2023 года) утвержден Порядок погребения погибших (умерших) военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, граждан, пребывавших в добровольческих формированиях, граждан, уволенных с военной службы, ветеранов военной службы, участников и инвалидов Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, оплаты услуг по погребению, а также изготовления и установки намогильных сооружений (надгробий).
Согласно части 1 статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
Таким образом, возможность изготовления за счет средств федерального бюджета памятника участнику Великой Отечественной войны законодатель связывает с определенным событием, а именно смерти указанного лица с 12 июня 1990 года. Указанные нормативно-правовые акты, регулирующие спорные правоотношения, не содержат указаний на распространение их действия полностью или в части отдельных норм на правоотношения, возникшие до введения их в действие.
Судами обеих инстанций верно указано на то, что поскольку "данные изъяты" С.Н. умер 10 ноября 1967 года, то изготовление и установление для него надгробного памятника за счет средств федерального бюджета или возмещение его родственникам расходов, связанных с изготовлением и установкой надгробия, соответствующим нормативным регулированием не предусмотрено.
Кроме того, как следует из материалов дела, истцом не представлено платежных документов, подтверждающих несение указанных расходов.
Поскольку судами материальный закон применен и истолкован правильно, нарушений процессуального права не допущено, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены обжалуемых судебных постановлений.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Верещагинского районного суда Пермского края от 15 марта 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 15 июня 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Драчевой Валентины Степановны - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.