Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Козиной Н.М, судей Руновой Т.Д, Зеленовой Е.Ф.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-305/2023 по иску Абдувахобовой Асолат Икромовны к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре о назначении пенсии, по кассационной жалобе Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре на решение Лангепасского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 11 мая 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 29 августа 2023 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Руновой Т.Д. об обстоятельствах дела, о принятых по делу судебных постановлениях, доводах кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Абдувахобова А.И. обратилась в суд с иском об обязании Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (также Отделение) назначить страховую пенсию по старости с учетом ее заявления от 13 мая 2022 года.
В обоснование требований указала, что она имеет гражданство Республики Таджикистан. 18 апреля 2022 года получила вид на жительство в Российской Федерации. В Республике Таджикистан получала пенсию по инвалидности. Выплата пенсии была прекращена 01 мая 2022 года в связи с переездом в Российскую Федерацию. 13 мая 2022 года она подала ответчику заявление о назначении страховой пенсии по старости по статье 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях". 19 августа 2022 года ответчик принял решение об отказе в установлении страховой пенсии по старости в связи с отсутствием необходимого страхового стажа. 10 января 2023 года она повторно обратилась к ответчику с заявлением о назначении страховой пенсии по старости. 16 января 2023 года ответчиком принято решение об отказе в установлении страховой пенсии по старости в связи с отсутствием стажа в Российской Федерации. Считает, что решения пенсионного органа являются незаконными.
Решением Лангепасского городского суда от 11 мая 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 29 августа 2023 года, исковые требования удовлетворены частично.
На Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре возложена обязанность повторно рассмотреть заявление Абдувахобовой А.И. от 10 января 2023 года с приложенным пакетом документов, в том числе копией решения Лангепасского городского суда от 05 декабря 2022 года, приняв во внимание ее обращение с заявлением о назначении страховой пенсии по старости 13 мая 2022 года.
В кассационной жалобе Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре ставит вопрос об отмене состоявшихся судебных актов, просит принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Абдувахобовой А.И. отказать.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении дела не поступало, в связи с чем, на основании статей 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции признала возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанции, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции считает, что отсутствуют основания для отмены или изменения оспариваемых судебных постановлений.
Судами установлено и следует из материалов дела, что Абдувахобова А.И, "данные изъяты" года рождения, проживала в Республике Таджикистан, переехала в Российскую Федерацию. 18 апреля 2022 года получила вид на жительство в Российской Федерации. Имеет двойное гражданство Российской Федерации и Республики Таджикистан.
Из справки Управления Агентства социального страхования и пенсии при Правительстве Республики Таджикистан в городе Канибадам N 595 от 29 июля 2022 года, имеющейся в материалах пенсионного дела Абдувахобоваой А.И. N 318, следует, что она состояла с 16 октября 1997 года на учете в Агентстве социального страхования и пенсии г. Канибадама Республики Таджикистан и получала пенсию по инвалидности 2 группы в размере 413 сомони 32 дирам. Пенсия выплачена по 30 апреля 2022 года, выплата пенсии прекращена с 01 мая 2022 года.
13 мая 2022 года Абдувахобова А.И. обратилась к ответчику с заявлением о назначении страховой пенсии по старости по статье 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях". На момент обращения истец являлась гражданином Республики Таджикистан, пребывала на территории Российской Федерации на основании вида на жительство.
13 мая 2022 года ответчик направил запрос в компетентный орган Республики Таджикистан о предоставлении документов о стаже истца.
19 августа 2022 года ответчиком принято решение об отказе в установлении истцу страховой пенсии по старости в связи с отсутствием необходимого страхового стажа. Отмечено, что в материалах выплатного дела, а именно в протоколе-представлении, в справке о заработной плате от 18 февраля 1998 года N 26 за 1990 - 1994 годы не указано отчество и дата рождения истца, в связи с чем необходимо подтвердить принадлежность документов истцу. Диплом серии Ф N 324479 выдан на другую фамилию (Рахимова). Документы об изменении фамилии заявителем не представлены. Пенсионным органом отмечено, что при поступлении документов, оформленных надлежащим образом, срок рассмотрения заявления будет восстановлен.
Согласно справке ЗАГС г. Канибадам Республики Таджикистан от 24 мая 2022 года N 4156 Абдувахобова А.И. до 30 марта 1979 года носила фамилию Рахимова.
14 октября 2022 года компетентным органом Республики Таджикистан ответчику представлена архивная выписка от 18 июля 2022 года N 1355 о стаже работы истца: 25 августа 1978 года принята на работу ученицей продавца в Канибадамский горторг. 06 сентября 1978 года переведена младшим продавцом в магазин. 07 июля 1986 года переведена младшим продавцом в другой магазин. 27 августа 1986 года переведена и.о. заведующего магазином. 03 сентября 1997 года уволена.
Сопроводительное письмо Управления Агентства социального страхования и пенсии при Правительстве Республики Таджикистан в г. Канибадам от 14 октября 2022 года N 2207 подтверждает принадлежность истцу архивной выписки от 18 июля 2022 года N 1355.
Вступившим в законную силу решением Лангепасского городского суда от 05 декабря 2022 года дополнительно установлен факт принадлежности Абдувахабовой А.И. архивной справки от 18 июля 2022 года N 1355.
10 января 2023 года Абдувахобова А.И. повторно обратилась в пенсионный орган с заявлением о назначении страховой пенсии по старости.
16 января 2023 года пенсионным органом принято решение об отказе в установлении пенсии в связи с тем, что 21 октября 2022 года вступил в силу Договор между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан от 15 сентября 2021 года, согласно которому для назначения истцу страховой пенсии по старости в Российской Федерации необходимо наличие страхового стажа непосредственно в Российской Федерации не менее 12 месяцев. Весь стаж истцом выработан в Республике Таджикистан, поэтому она не имеет права на пенсию, в связи с чем пенсионное дело Абдувахобовой А.И. направленно в Республику Таджикистан для продолжения выплаты. При имеющихся условиях право на страховую пенсию по старости у Абдувахобовой А.И. в соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" отсутствует.
Разрешая исковые требования, суд первой инстанции, руководствуясь статьями 2, 3, 4, 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", положениями Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения, заключенного г. Москве 13 марта 1992 года, Договора между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения, подписанного в г. Душанбе 15 сентября 2021 года, исходил из того, что у Абдувахобовой А.И. имеется стаж работ, который подлежит учету при решении вопроса о назначении пенсии с соответствии с Соглашением о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения, заключенным 13 марта 1992 года. В связи с этим пришел к выводу, что решение Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре N 3267/23 от 16 января 2023 года об отказе в назначении истцу пенсии является незаконным.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
При этом суд апелляционной инстанции указал, что поскольку назначение пенсии носит заявительный характер, для разрешения спора необходимо проверить правомерность отказа пенсионным органом в удовлетворении заявления истца, поданного 13 мая 2022 года.
Из решения пенсионного органа от 19 августа 2022 года следует, что основанием для отказа в назначении пенсии послужили недостатки оформления представленных заявителем документов, которые позднее были устранены путем установления в судебном порядке факта принадлежности документов.
В нарушение требований подпункта "г" пункта 15 Правил обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами "О страховых пенсиях", "О накопительной пенсии" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", утвержденных приказом Министерства труда и Социальной защиты населения Российской Федерации от 05 августа 2021 года N 546н, пенсионный орган не уведомил заявителя о недостатках оформления документов и не предоставил возможность их устранить.
В связи с этим суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что с учетом положений законодательства, действовавшего в период подачи и рассмотрения истцом заявления от 13 мая 2022 года, действия пенсионного органа являются неправомерными.
В доводах кассационной жалоб заявитель указывает на то, что в соответствии с Договором между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения от 15 сентября 2021 года стаж работы Абдувахобовой А.И. не может быть учтен при назначении пенсии на территории Российской Федерации, поскольку он весь выработан на территории Республики Таджикистан.
Указанные довод судебной коллегией отклоняются.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ), вступившим в силу с 1 января 2015 года
Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ законодательство Российской Федерации о страховых пенсиях состоит из названного федерального закона, Федерального закона от 16 июля 1999 года N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", Федерального закона от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", других федеральных законов.
В сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ, применяются правила международного договора Российской Федерации (часть 3 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ).
13 марта 1992 года государствами - участниками Содружества Независимых Государств, в том числе Российской Федерацией и Республикой Таджикистан, подписано Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения (далее также Соглашение от 13 марта 1992 года).
В соответствии со статьей 1 названного Соглашения, пенсионное обеспечение граждан государств - участников этого Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
Пунктом 2 статьи 6 Соглашения от 13 марта 1992 года определено, что для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу Соглашения.
Государства - участники Соглашения берут на себя обязательства информировать друг друга о действующем в их государствах пенсионном законодательстве, последующих его изменениях, а также принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размера (статья 10 Соглашения от 13 марта 1992 года).
Частью 1 статьи 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ установлено, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных данным федеральным законом.
Согласно части 3 указанной статьи Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Российской Федерации, при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом, имеют право на страховую пенсию наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
В соответствии с частью 1 статьи 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5, 6, 6.1, 6.3 настоящей статьи, статьей 25.1 настоящего Федерального закона, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Установив, что Абдувахобова А.И. обратилась в пенсионный орган в период действия Соглашения от 13 марта 1992 года, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильному выводу о том, что вопрос о назначении пенсии должен быть разрешен с учетом положений данного Соглашения.
Доводы жалобы заявителя о том, что в материалах выплатного (пенсионного) дела, а именно в протоколе-представлении, в справке о заработной плате N 26 от 18 февраля 1998 года за 1990-1994 года отсутствует отчество и дата рождения Абдувахобовой А.И, в связи с чем, данные документы требовали документального подтверждения факта принадлежности и не могли быть рассмотрены при установлении пенсии по заявлению от 13 мая 2022 года; трудовая книжка в материалах выплатного дела отсутствовала; в целях оказания содействия Абдувахобовой А.И. в истребовании документов специалистами пенсионного органа был направлен запрос о предоставлении справки, подтверждающей периоды работы Абдувахобовой А.И. в Республике Таджикистан, в полученной на запрос справке, а именно в выписках из приказов, отсутствует отчество и дата рождения заявителя; справки поступили в пенсионный орган после 21 октября 2022 года, т.е. после вступления в законную силу Договора от 15 сентября 2021 года между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения; решение суда об установлении факта принадлежности архивной справки вступило в силу после 21 октября 2022 года, в связи с чем периоды работы, указанные в справке N 1355 от 18 июля 2022 года, не могут быть учтены в страховой стаж Абдувахобовой А.И при установлении пенсии в Российской Федерации, не могут быть приняты во внимание, поскольку они повторяют правовую позицию заявителя, ранее изложенную в ходе рассмотрения дела судами первой и апелляционной инстанций, были предметом проверки и оценки судов первой и апелляционной инстанций, которыми правомерно отвергнуты, как несостоятельные.
Вновь приводя данные доводы, заявитель выражает несогласие с выводами суда в части оценки установленных обстоятельств дела, что в соответствии со статьей 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не может являться основанием для пересмотра в кассационном порядке вступивших в законную силу судебных постановлений.
С учетом изложенного, оснований для отмены или изменения оспариваемых судебных постановлений в соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по доводам кассационной жалобы заявителя не имеется.
На основании части 3 статьи 379.3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции считает необходимым отменить приостановление решения Лангепасского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 11 мая 2023 года и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 29 августа 2023 года.
Руководствуясь статьями 379.5, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Лангепасского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 11 мая 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 29 августа 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре - без удовлетворения.
Отменить приостановление исполнения решения Лангепасского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 11 мая 2023 года и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 29 августа 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.