Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Давыдовой Т.И.
судей Шушкевич О.В, Ложкарёвой О.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N2-705/2023 по иску Земеровой Ольги Михайловны к Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области - Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области N 9 о признании права на получение компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, признании незаконным решения, по кассационной жалобе Территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти Свердловской области - Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области N 9 на решение Талицкого районного суда Свердловской области от 19 июня 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 14 сентября 2023 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Ложкарёвой О.А. об обстоятельствах дела, принятых судебных актах, доводах кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Земерова О.М. обратилась с иском к Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области - Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области N 9 о признании права на получение компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, предусмотренное статьей 18 Закона Свердловской области от 03 декабря 2014 года N 108-ОЗ "О социальном обслуживании граждан в Свердловской области"; признать незаконным решение N 9 от 28 марта 2023 года N 1 "О признании справки, удостоверяющей право на получение компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг от 25 января 2022 года N 12 недействительной".
В обоснование исковых требований указала, что 25 января 2022 года ответчиком выдана справка, удостоверяющая ее право на получение компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, на основании статьи 18 Закона Свердловской области от 03 декабря 2014 года N 108-ОЗ "О социальном обслуживании граждан в Свердловской области". Решением ответчика от 28 марта 2023 года выплата спорной компенсации была прекращена со ссылкой на то, что вышеуказанная справка выдана неправомерно, поскольку должность, по которой она осуществляла трудовую деятельность - "медицинская сестра процедурная" отсутствует в Перечне должностей работников организаций социального обслуживания, находящихся в ведении Свердловской области, расположенных в поселках городского типа и сельских населенных пунктах, и работников, осуществляющих работу в обособленных структурных подразделениях организаций социального обслуживания, находящихся в ведении Свердловской области, расположенных в поселках городского типа и сельских населенных пунктах, которым предоставляется компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденном постановлением Правительства Свердловской области от 26 июня 2012 года N 690-ПП. Полагает, что данное решение нарушает ее права и законные интересы, поскольку лишает права на получение мер социальной поддержки, которым она пользовался до 01 апреля 2023 года, считает, что это право не утрачено.
Решением Талицкого районного суда Свердловской области от 19 июня 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 14 сентября 2023 года, исковые требования Земеровой О.М. удовлетворены. За Земеровой О.М. признано право на получение компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, предусмотренное статьей 18 Закона Свердловской области от 03 декабря 2014 года N 108-ОЗ "О социальном обслуживании граждан в Свердловской области". Решение Управления социальной политики N 9 от 28 марта 2023 года N 1 "О признании справки, удостоверяющей право на получение компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг от 25 января 2022 года N 12 недействительной" признано незаконным, подлежащим отмене.
В кассационной жалобе представитель Территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти Свердловской области - Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области N 9 (далее - Управление социальной политики N 9) ставит вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных актов, ссылаясь на их незаконность.
От Земеровой О.М. поступили письменные возражения на кассационную жалобу, в которых содержится ходатайство о рассмотрении дела в её отсутствие и просьба об отказе в удовлетворении кассационной жалобы.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. В соответствии со статьями 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия признала возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
В силу статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений на жалобу, судебная коллегия считает, что оснований, предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения судебных актов не имеется.
Судами установлено и следует из материалов дела, Земерова О.М. с 23 декабря 2011 года по 19 января 2022 года состояла в трудовых отношениях с Государственным автономным учреждением социального обслуживания Свердловской области "Социально - реабилитационный центр для несовершеннолетних Талицкого района" (ранее Государственное бюджетное учреждение социального обслуживания Свердловской области "Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних Талицкого района") в стационарном отделении в должности "медицинская сестра процедурная в стационарном отделении".
Истец в указанный период работы являлась получателем компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
С 29 декабря 2019 года истец является получателем страховой пенсии по старости.
25 января 2022 года истцу выдана справка за N 12 Управления социальной политики N 9 о праве на получение компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии с Законом Свердловской области от 03 декабря 2014 года N 108-ОЗ "О социальном обслуживании граждан в Свердловской области".
28 марта 2023 года решением Управления социальной политики N 9 указанная справка признана недействительной с 28 марта 2023 года в связи с отсутствием в Перечне должностей работников организаций социального обслуживания, находящихся в ведении Свердловской области, расположенных в поселках городского типа и сельских населенных пунктах, и работников, осуществляющих работу в обособленных структурных подразделениях организаций социального обслуживания, находящихся в ведении Свердловской области, расположенных в поселках городского типа и сельских населенных пунктах, которым предоставляется компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденном постановлением Правительства Свердловской области от 26 июня 2012 года N 690-ПП, должности "медицинская сестра процедурная".
На основании решения о прекращении компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг от 29 марта 2023 года истцу прекращена выплата компенсации с 01 апреля 2023 года в связи с утратой права на ее получение.
Из устава Государственного бюджетного учреждения социального обслуживания Свердловской области "Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних Талицкого района", утвержденного приказом Министерства социальной защиты населения Свердловской области 03 октября 2011 года N887, указанное учреждение входит в государственную систему социальных служб Свердловской области, место нахождения стационарного отделения бюджетного учреждения: 623630, Свердловская область, Талицкий район, поселок Пионерский, ул. Ленина, д. 5.
Приказом от 30 июня 2017 года N69, в соответствии со штатными расписаниями Государственного автономного учреждения социального обслуживания Свердловской области "Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних Талицкого района" от 01 июля 2017 года, от 26 мая 2020 года, от 01 октября 2020 года в отделении социальной реабилитации (временный приют) предусмотрена должность "медицинская сестра процедурной".
Согласно должностной инструкции медицинской сестры процедурной отделения социальной реабилитации (временный приют), утвержденной 10 января 2020 года, на должность назначается лицо, имеющее среднее профессиональное медицинское образование, программа подготовки специалистов среднего звена.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, исходил из того, что истец более 10 лет выполняла трудовые обязанности работника медицинской службы в учреждении социального обслуживания в сельской местности в должности "медицинская сестра"; наименование должности "медицинская сестра процедурная" и "медицинская сестра процедурной" является уточняющими по должности "медицинская сестра", в связи с чем пришел к выводу о том, что истец имеет право на получение спорной компенсации в связи с соблюдением установленных законом условий на предоставление меры социальной поддержки.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Оснований не согласиться с выводами судов первой и апелляционной инстанций у Седьмого кассационного суда общей юрисдикции не имеется, поскольку они основаны на верном применении норм материального и процессуального права, при правильном установлении обстоятельств дела.
В силу части 1 статьи 160 Жилищного кодекса Российской Федерации отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.
Как указано в статье 18 Закона Свердловской области от 03 декабря 2014 года N 108-ОЗ "О социальном обслуживании граждан в Свердловской области" для замещающих должности, перечень которых утверждается Правительством Свердловской области, работников организаций социального обслуживания Свердловской области, расположенных в поселках городского типа и сельских населенных пунктах, работников, осуществляющих работу в обособленных структурных подразделениях организаций социального обслуживания Свердловской области, расположенных в поселках городского типа и сельских населенных пунктах, а также предоставляющих социальные услуги в форме социального обслуживания на дому получателям социальных услуг, проживающим в поселках городского типа и сельских населенных пунктах, работников организаций социального обслуживания Свердловской области, расположенных в городах, настоящим Законом устанавливается мера социальной поддержки по компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг:
платы за наем и (или) платы за содержание жилого помещения в пределах нормы, установленной Правительством Свердловской области;
взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме в пределах нормы, установленной Правительством Свердловской области, исходя из минимального размера такого взноса, установленного Правительством Свердловской области;
платы за коммунальные услуги в пределах нормативов, установленных Правительством Свердловской области.
Мера социальной поддержки, предусмотренная в части первой настоящего пункта, распространяется на работников организаций социального обслуживания Свердловской области, проживающих на территории Свердловской области, замещавших должности, перечень которых утверждается Правительством Свердловской области, получающих страховую пенсию по старости и (или) достигших возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины) и (или) приобретших в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости, срок назначения которой или возраст для назначения которой не наступили, и имеющих не менее десяти лет стажа работы в следующих организациях (обособленных структурных подразделениях организаций):
1) организациях социального обслуживания Свердловской области и муниципальных организациях социального обслуживания, расположенных в поселках городского типа, рабочих поселках и сельских населенных пунктах;
2) обособленных структурных подразделениях организаций социального обслуживания Свердловской области и муниципальных организаций социального обслуживания, расположенных в поселках городского типа, рабочих поселках и сельских населенных пунктах;
3) организациях социального обслуживания Свердловской области, расположенных в городах, - в случае предоставления работником в течение не менее десяти лет социальных услуг в форме социального обслуживания на дому получателям социальных услуг, проживающим в поселках городского типа и сельских населенных пунктах.
Условия и порядок предоставления на территории Свердловской области меры социальной поддержки, указанной в части первой пункта 1 настоящей статьи, устанавливаются законами и иными нормативными правовыми актами Свердловской области.
Постановлением Правительства Свердловской области от 26 июня 2012 года N 690-ПП утвержден Порядок назначения и выплаты компенсаций расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям работников бюджетной сферы, осуществляющих работу в поселках городского типа и сельских населенных пунктах, расположенных на территории Свердловской области, и пенсионерам из их числа, согласно которому компенсация расходов предоставляется работникам организаций социального обслуживания Свердловской области в соответствии со статьей 18 Закона Свердловской области от 03 декабря 2014 года N 108-ОЗ "О социальном обслуживании граждан в Свердловской области" (подпункт 5 пункт 5).
Перечень должностей работников организаций социального обслуживания, находящихся в ведении Свердловской области, расположенных в поселках городского типа и сельских населенных пунктах, и работников, осуществляющих работу в обособленных структурных подразделениях организаций социального обслуживания, находящихся в ведении Свердловской области, расположенных в поселках городского типа и сельских населенных пунктах, которым предоставляется компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденный постановлением Правительства Свердловской области от 26 июня 2012 года 690-ПП, предусматривает должность медицинской сестры (в том числе по диетическому питанию и кабинета физиотерапии) (подпункт 6 пункт 2).
Таким образом, суды обоснованно исходили из того, что должность, по которой протекала трудовая деятельность истца в юридически значимый период, включена в указанный Перечень должностей, из толкования которого следует, что медицинские сестры всех наименований организаций социального обслуживания имеют право на предоставление компенсации расходов на оплат жилого помещения и коммунальных услуг.
Доводы кассационной жалобы о том, что указанный перечень не предусматривает такой должности как "медицинская сестра процедурной", судебная коллегия находит необоснованным.
Отклоняя аналогичный довод апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции обосновано указал на то, что круг должностных обязанностей медицинских сестер не является определяющим в праве на предоставление меры социальной поддержки, а отказ в предоставлении истцу меры социальной поддержки противоречит целям и смыслу, придаваемому Законом Свердловской области от 03 декабря 2014 года N 108-ОЗ "О социальном обслуживании граждан в Свердловской области".
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, по существу сводятся к правовой аргументации позиции ответчика, изложенной в судах первой и апелляционной инстанций, надлежащая правовая оценка которой нашла свое отражение в судебных постановлениях.
В кассационной жалобе не приведено доводов и доказательств, опровергающих установленные судами обстоятельства и их выводы, как не приведено и оснований, которые в соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации могли бы явиться основанием для отмены судебных постановлений.
С учетом изложенного судебная коллегия приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные постановления приняты с соблюдением норм права, оснований для их отмены или изменения в соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Талицкого районного суда Свердловской области от 19 июня 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 14 сентября 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти Свердловской области - Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области N 9 - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.