Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
Председательствующего Марченко А.А, Судей Храмцовой О.Н, Коренева А.С, рассмотрела в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело N2-102/2023 по иску прокурора г. Салехарда в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования город Салехард, федеральному бюджетному учреждению "Администрация Объ-Иртышского бассейна внутренних водных путей" о возложении обязанности ликвидировать несанкционированные свалки, по кассационной жалобе федерального бюджетного учреждения "Администрация Объ-Иртышского бассейна внутренних водных путей" на решение Салехардского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 11 января 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 27 июня 2023 года.
Заслушав доклад судьи Марченко А.А. о вынесенных по делу судебных актах, доводах кассационной жалобы, пояснения представителя ответчика ФБУ "Администрация Обь-Иртышского бассейна внутренних водных путей" - Задорожной А.В, поддержавшей доводы жалобы, прокурора Москвитина Н.Н, возражавшего против удовлетворения жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
прокурор г. Салехарда в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением (с учетом уточнения исковых требований) к Администрации МО г. Салехард, ФБУ "Администрация Обь-Иртышского бассейна внутренних водных путей": возложить на администрацию муниципального образования г. Салехард обязанность ликвидировать в срок до 1 октября 2023 года несанкционированные свалки на территории г. Салехарда:
- в водоохранной зоне реки Полуй (координаты 66°31"22.65" N 66°35"50.89"E) в районе ул. Набережной - в месте используемом, но не предназначенном для несанкционированного размещения отходов, - отходы производства и потребления, а именно: древесные отходы от сноса и разборки зданий, иные древесные отходы, отходы лома черных и цветных металлов, твердые коммунальные отходы, отходы автомобильных покрышек, отходы полиэтиленовой и стеклянной тары, отходы из жилищ несортированных (исключая крупногабаритные), площадь участка, занятого отходами не менее 300 м?; объем отходов не менее 15 м3;
- в водоохраной зоне реки Полуй (координаты 66°31"20" N 66°34"44"E) в районе Салехардского комбината - древесные отходы от сноса и разборки зданий, иные древесные отходы, отходы строительных материалов (железобетонных изделий в кусковой форме), отходы лома черных и цветных металлов, твердые коммунальные отходы, отходы полиэтиленовой и стеклянной тары. Площадь участка, занятого отходами не менее 50 м?; объем отходов не менее 8 м3;
Возложить обязанность на ФБУ "Администрация Обь-Иртышского бассейна внутренних водных путей" обязанность ликвидировать в срок до 1 октября 2023 года несанкционированные свалки в акватории р. Полуй:
- в акватории реки Полуй (координаты 66°31"22" N 66°35"55" E) - остов судна (тип судна и тоннаж не известны), сброшенный в реку Полуй;
- в акватории реки Полуй (координаты 66°36"16.37" N 66°36"16.37" E) - остов судна (тип судна и тоннаж не известны), сброшенный в реку Полуй.
В обоснование иска указано, что по результатам проверок в сфере охраны окружающей среды и природопользования прокуратурой города в прибрежной зоне и акватории реки Полуй на территории МО г. Салехард выявлено несколько крупных несанкционированных мест размещения отходов, в том числе остовов затонувших судов, которые не ликвидированы.
Решением Салехардского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 11 января 2023 года исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Определением Салехардского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 16 мая 2023 года в решении исправлена описка путем замены неверных координат 66°36"16.37" N 66°36"16.37"E верными 66°31"22" N 66°35"60" E.
Определением суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 22 июня 2023 года определение судьи от 16 мая 2023 года отменено, в удовлетворении заявления прокурора города Салехарда об исправлении описки в решении суда - отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 27 июня 2023 года решение отменено в части возложения обязанности на ФБУ "Администрация Обь-Иртышского бассейна внутренних водных путей" в срок до 1 октября 2023 года ликвидировать несанкционированную свалку в акватории реки Полуй (координаты 66°36"16.37" N 66°36"16.37" E) в виде остова судна (тип судна и тоннаж не известны), сброшенного в реку Полуй, принято в данной части вынесено новое решение об отказе в иске. В остальной части решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ФБУ "Администрация Объ-Иртышского бассейна внутренних водных путей" просит отменить решение и апелляционное определение, ввиду нарушения норм материального и процессуального права, указывает на то, что в точках координат 66°31"22" N 66°35"55" E установлено, что объект, расположенный в указанных координатах не соответствует понятию "судно", и представляет собой брошенное бесхозяйное имущество, фактически - металлолом, при этом объект не находится на водных путях и не создает серьезную и непосредственную угрозу безопасности судоходства и не препятствует проведению путевых работ; судом применены нормы Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации, не подлежащие применению в спорных правоотношениях; решение и апелляционное определение не соответствуют целям деятельности учреждения, учитывая, что учреждение является подведомственным Федеральному агентству морского и речного транспорта, осуществляющим функции администрации Объ-Иртышского бассейна внутренних водных путей по выполнению государственных работ и оказанию государственных услуг в сфере внутреннего водного транспорта, поэтому обязанностей по исполнению полномочий в сфере охраны водных объектов от негативного воздействия и принятие мер к ликвидации захламления водных объектов в Уставе не имеется; решение и апелляционное определение являются неисполнимым, учитывая, что право принимать решение об удалении или утилизации затонувшего судна принадлежит администрации бассейна внутренних водных путей, к тому же спорные объекты в виде металлических остатков расположены за пределами судового хода, и не относятся к понятию судна; выделение финансирования за счет средств федерального бюджета для проведения работ по подъему и утилизации затонувшего имущества в рамках существующего законодательства не представляется возможным. Кроме того, судом не соблюдена состязательность процесса, поскольку истец был освобожден от бремени доказывания обстоятельств по делу.
В письменных возражениях на кассационную жалобу администрации муниципального образования город Салехард просит оставить судебные постановления без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Определением Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 29 ноября 2023 года отказано в удовлетворении ходатайства ФБУ "Администрация Объ-Иртышского бассейна внутренних водных путей" об участии в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи в виду отсутствия организационной возможности обеспечить, поскольку график назначенных гражданских дел на 13 декабря 2023 года не позволяет провести судебное заседание по настоящему делу с использованием систем видеоконференц-связи, в том числе в связи с недостаточностью выделенного времени на гражданское дело, а также удовлетворения ранее заявленных ходатайств о проведении видеоконференц-связи по делам, назначенных до и после настоящего гражданского дела.
Иные лица, участвующие в деле, при надлежащем извещении в судебное заседание не явились. Информация о рассмотрении дела заблаговременно размещена на официальном сайте Седьмого кассационного суда общей юрисдикции. В связи с чем, на основании статей 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебные постановления оспариваются только в части удовлетворения требований к ФБУ "Администрация Объ-Иртышского бассейна внутренних водных путей", поэтому их законность и обоснованность в иных частях в силу статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не является предметом проверки судебной коллегии по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции.
Проверив материалы дела и законность обжалуемых судебных актов в пределах доводов кассационной жалобы (часть 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии предусмотренных часть 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для их отмены.
Как установлено судами, в ходе проверки прокуратурой г. Салехарда выявлены несанкционированные свалки, к которым имеется свободный доступ, отходы не уплотнены и не изолированы, а также данные объекты не внесены в государственный реестр размещения отходов: в акватории реки Полуй (координаты 66°31"22" N 66°35"55" E) остов судна (тип судна и тоннаж не известны); в акватории реки Полуй (координаты 66°36"16.37" N 66°36"16.37" E) обнаружен остов судна (тип судна и тоннаж не известны); в водоохраной зоне реки Полуй (координаты 66°31"22.65" N 66°35"50.89" E) в районе ул. Набережной - древесные отходы от сноса и разборки зданий, иные древесные отходы, отходы лома черных и цветных металлов, твердые коммунальные отходы, отходы автомобильных покрышек, отходы полиэтиленовой и стеклянной тары, отходы из жилищ несортированных (исключая крупногабаритные), площадь участка, занятого отходами не менее 300 м?, объем отходов не менее 15 м?; в водоохраной зоне реки Полуй (координаты 66°31"20" N 66°34"44" E) в районе Салехардского комбината - древесные отходы от сноса и разборки зданий, иные древесные отходы, отходы строительных материалов (железобетонных изделий в кусковой форме), отходы лома черных и цветных металлов, твердые коммунальные отходы, отходы полиэтиленовой и стеклянной тары, площадь участка, занятого отходами не менее 50 м?, объем отходов не менее 8 м?.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанций, руководствуясь положениями статьи 42 Конституции Российской Федерации, статей 13, 42 Земельного кодекса Российской Федерации, статей 8, 27 Водного кодекса Российской Федерации, статей 3, 45, 47.1, 49 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации, статей 2, 39 Федеральный закон от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", статьи 2 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", статьи 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статей 8, 24.6 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", пункта 12 постановления Правительства Российской Федерации от 05 сентября 2016 года N 881 "О проведении уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации конкурсного отбора региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами", пункт 18 постановления Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 года N 641", оценив доказательства в соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, исходил из того, что несанкционированные свалки отходов образовались в водоохраной зоне реки Полуй на территории города Салехард, обязанность по ликвидации вышеуказанных несанкционированных свалок бытовых отходов и мусора, подлежит возложению на администрацию муниципального образования г..Салехард, а несанкционированные свалки отходов, которые образовались на объектах (остова судов) расположенных в акватории реки Полуй (координаты 66°31"22" N 66°35"55" E)
и (координаты 66°36"16.37" N 66°36"16.37" E), собственник которого не установлен, подлежат ликвидации силами ФБУ "Администрация Обь-Иртышводпуть".
Суд апелляционной инстанции не согласился с судом первой инстанции в части возложения обязанностей на ФБУ "Администрация Обь-Иртышского бассейна внутренних водных путей" в части ликвидации несанкционированной свалки в координатах 66°36"16.37" N 66°36"16.37" E) в виде остова судна (тип судна и тоннаж не известны), сброшенного в реку Полуй, принято в данной части новое решение об отказе в иске, принимая во внимание, фактически обстоятельства дела о размещении несанкционированной свалки в акватории реки Полуй по координатам 66°36"16.37" N 66°36"16.37"E судом первой инстанции не устанавливались, в материалах дела сведений о том, что в указанных координатах находится несанкционированная свалка, подлежащая утилизации силами и средствами ФБУ "Администрация Обь-Иртышводпуть", не имеется, в ходе рассмотрения спора в суде апелляционной инстанции установлено, что данные координаты находятся в районе аэропорта города Салехард, то есть за пределами реки Полуй.
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами суда первой и апелляционной инстанций, изложенными в обжалуемых судебных постановлениях относительно обязанности ФБУ "Администрация Обь-Иртышводпуть" ликвидировать несанкционированную свалку отходов (остова судов), которые расположены в акватории реки Полуй (координаты 66°31"22" N 66°35"55" E), поскольку они являются правильными, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, основаны на верном применении норм материального права, на представленных сторонами доказательствах, которым судами по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дана надлежащая оценка.
Вопреки доводам жалобы, суды первой и апелляционной инстанций, верно применив указанные нормы права, правомерно исходили из того, что обязанность по поднятию, удалению и утилизации затонувшего имущества в акватории реки Полуй (координаты 66°31"22" N 66°35"55" E), собственник которого не установлен, возлагается на ФБУ "Администрация Обь-Иртышводпуть".
Согласно статье 3 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации администрация бассейна внутренних водных путей - организация, созданная в форме государственного бюджетного учреждения и осуществляющая в бассейне внутренних водных путей содержание внутренних водных путей, государственный портовый контроль и иные функции, определенные в соответствии с настоящим Кодексом.
В силу частью 2 статьи 45 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации к затонувшему имуществу относятся потерпевшие крушение суда, их обломки, оборудование, грузы и другие предметы, иное затонувшее имущество независимо от того, находятся они на плаву или под водой, опустились на дно на внутренних водных путях либо выброшены на мелководье или берег.
Частями 4 и 5 статьи 47.1 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации установлено, что в случае, если затонувшее судно создает угрозу безопасности судоходства или причинения вреда окружающей среде подъем затонувшего судна по требованию администрации бассейна внутренних водных путей осуществляется в установленный администрацией бассейна внутренних водных путей срок; если затонувшее судно не создает угрозу безопасности судоходства - не позднее чем через один год со дня затопления судна или иного имущества либо обнаружения их.
На основании части 1 статьи 49 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации администрация бассейна внутренних водных путей поднимает затонувшее судно или иное затонувшее имущество и при необходимости удаляет либо утилизирует их, если владелец затонувшего судна или собственник иного затонувшего имущества не поднимет затонувшее судно или иное затонувшее имущество в срок, установленный в соответствии с пунктами 4 и 5 статьи 47.1 настоящего Кодекса, и такое имущество создает серьезную и непосредственную угрозу безопасности судоходства или непосредственную угрозу причинения значительного ущерба окружающей среде загрязнением либо значительно препятствует осуществлению рыболовства, деятельности на внутреннем водном транспорте и проводимым на внутренних водных путях путевым работам.
По смыслу части 2 статьи 45, части 1 статьи 49 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации администрация бассейна внутренних водных путей поднимает не только затонувшее судно, потерпевшее крушение, но и иное затонувшее имущество и при необходимости удаляет либо утилизирует его.
Судами правомерно применены, в том числе и нормы законодательства о внутреннем водном транспорте, поскольку как следует из искового заявления, цель его предъявления - предотвращение загрязнения окружающей среды, объектами охраны которой в силу статьи 4 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" являются земли, почвы, поверхностные и подземные воды.
Подъем, удаление, утилизация затонувшего судна или иного затонувшего имущества осуществляются не только в целях предотвращения угрозы безопасности судоходства, но и в целях охраны водных объектов от негативного воздействия или причинения значительного ущерба окружающей среде загрязнением, поэтому доводы об отсутствии доказательств того, что затонувшее имущество создает серьезную и непосредственную угрозу безопасности судоходства подлежат отклонению, факт негативного воздействия или причинения значительного ущерба окружающей среде загрязнением от размещения в акватории реки отходов, в том числе остовов затонувших судов, установлен.
Как верно исходили суды нижестоящих инстанций, запрет на сброс в водные объекты и захоронение в них отходов производства и потребления, в том числе выведенных из эксплуатации судов и иных плавучих средств (их частей и механизмов), установлен частью 1 статьи 56 Водного кодекса Российской Федерации в целях охраны водных объектов от загрязнения и засорения, следовательно, затопление судов, их обломков, оборудования, грузов и других предметов либо иного имущества влечет презумпцию экологической опасности.
Вновь приводя доводы, аналогичные доводам апелляционной жалобы, в том числе, что спорная несанкционированная свалка расположена за границами водных путей, заявитель не указывает на существенные нарушения норм материального или процессуального права, допущенные судами, повлиявшие на исход дела, а выражает несогласие с выводами судов в части оценки установленных обстоятельств дела, что в соответствии со статьей 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не может являться основанием для пересмотра в кассационном порядке вступивших в законную силу судебных постановлений.
Отсутствие финансирования деятельности по ликвидации свалок, на которое ссылается кассатор, основанием для освобождения учреждения от исполнения возложенных на него законом и судом обязанностей, не является.
Поскольку доводов к отмене состоявшихся судебных актов кассационная жалоба не содержит, оснований для выхода за пределы доводов кассационной жалобы не выявлено, нарушений либо неправильного применения судебными инстанциями норм права, в том числе предусмотренных частью 4 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено, вследствие чего основания для их отмены отсутствуют.
Руководствуясь статьями 379.5, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Салехардского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 11 января 2023 года с учетом апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 27 июня 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 27 июня 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу федерального бюджетного учреждения "Администрация Объ-Иртышского бассейна внутренних водных путей" - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.