Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Козиной Н.М, судей Руновой Т.Д, Зеленовой Е.Ф.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-239/2023 по иску Бакина Владимира Алексеевича к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Свердловской области о включении периода службы в Вооруженных силах СССР, работы на Крайнем Севере в льготный стаж, возложении обязанности произвести перерасчет пенсии, по кассационной жалобе Бакина Владимира Алексеевича на решение Талицкого районного суда Свердловской области от 7 марта 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 18 мая 2023 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Руновой Т.Д. об обстоятельствах дела, о принятых по делу судебных постановлениях, доводах кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Бакин В.А. обратился с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Свердловской области, в котором просил период прохождения службы в Вооруженных Силах СССР с 28 октября 1978 года по 27 ноября 1980 года зачесть в льготном исчислении (один день службы за два дня работы (2 года 1 месяц х 2 = 4 года 2 месяца) в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"; зачесть в льготный стаж работу на Крайнем Севере (5 лет 1 месяц); обязать орган пенсионного обеспечения произвести перерасчет пенсии с 24 декабря с 2018 года с учетом стажевого коэффициента, исчисленного из продолжительности специального стажа выплатить недополученную сумму пенсии с учетом индексов потребительских цен.
В обоснование иска указано, что имеет право на назначение пенсии с 24 декабря 2018 года. По подсчету ответчика в льготный стаж и стаж работы в районах Крайнего Севера на основании трудовой книжки и решения Талицкого районного суда Свердловской области от 05 июля 2019 года включены следующие периоды: по Списку N 2 - с 19 октября 1977 года по 29 декабря 1977 года (2 месяца 11 дней), по Списку N 2 - с 16 января 1978 года по 14 февраля 1978 года (29 дней), служба в армии по призыву - с 28 октября 1978 года по 27 ноября 1980 года (2 года 1 месяц); в особых условиях труда: с 27 марта 1981 года по 25 января 1982 года (9 месяцев 29 дней) - Гыданское РТО ЯНАО Крайний Север (Заполярье), с 26 января 1982 года по 16 мая 1986 года (4 года 3 месяца 21 день) - Гыданская средняя школа-интернат ЯНАО, Список N 2 - с 17 декабря 1986 года по 29 декабря 1986 года (13 дней). Итого: 7 лет 6 месяцев 13 дней, а нужно 7 лет 6 месяцев. Впервые суммирование работ с особыми условиями труда и работ в районах Крайнего Севера было введено с 1 января 1992 года. При назначении на льготных условиях или в льготных размерах пенсий по старости и инвалидности рабочим и служащим, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и горячих цехах и на других работах с тяжелыми условиями труда (подпункты "а", "б" пункта 16), период, указанный в подпункте "к" (служба в составе Вооруженных сил СССР), приравнивается по выбору обратившегося за назначением пенсии либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода.
Поскольку после прохождения службы в Вооруженных Силах СССР он был занят на тяжелых работах на Крайнем Севере, то период прохождения им службы подлежит включению специальный стаж по Списку N 1. В соответствии с пунктом 3 статьи 10 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76 - ФЗ "О статусе военнослужащих" время нахождения граждан на военной службе по призыву включается в стаж работы по специальности из расчета один день военной службы за два дня работы.
Решением Талицкого районного суда Свердловской области от 7 марта 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 18 мая 2023 года, в удовлетворении исковых требований Бакина В.А. отказано.
В кассационной жалобе Бакин В.А. ставит вопрос об отмене состоявшихся судебных актов, просит принять новое решение.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание кассационной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Определением Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 31 октября 2023 года Бакину В.А. отказано в удовлетворении ходатайства об участии в судебном заседании посредством видеконференц-связи. Судебная коллегия в соответствии с частью 3 статьи 167, частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации признала возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (часть 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы гражданского дела, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для отмены или изменения оспариваемых судебных актов.
Судом установлено и из материалов дела следует, что Бакин В.А. с 10 декабря 2019 года является получателем страховой пенсии по старости в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
24 декабря 2018 года истец обращался с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением УПФР в Талицком районе Свердловской области от 22 марта 2019 года N 1937761/18 в назначении досрочной страховой пенсии отказано в связи с отсутствием стажа работы на Крайнем Севере необходимой продолжительности по пункту 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях". Стаж работы на Крайнем Севере учтен пенсионным органом продолжительностью 5 лет 5 месяцев.
Решением Талицкого районного суда Свердловской области от 05 июля 2019 года, с учетом определения об исправлении описки от 16 сентября 2019 года, решение УПФР в Талицком районе об отказе в установлении пенсии N 1937761/18 от 22 марта 2019 года признано незаконным в части отказа во включении в льготный стаж периодов работы в качестве кочегара в комбинате коммунальных предприятий г. Талица с 19 октября 1977 года по 29 декабря 1977 года (02 месяца 11 дней), с 16 января 1978 года по 14 февраля 1978 года (00 месяцев 29 дней), в Талицком АП "Автомобилист" с 17 по 30 декабря 1986 года (13 дней).
На УПФР в Талицком районе Свердловской области возложена обязанность включить Бакину В.А. в специальный стаж указанные периоды работы.
В удовлетворении исковых требований об обязании УПФР в Талицком районе Свердловской области зачислить периоды работы в льготный трудовой стаж Бакина В.А. в Гыданском РТО с 27 марта 1981 года по 25 января 1982 года в качестве кочегара, в Гыданской средней школе-интернат в качестве кочегара-зольщика с 06 февраля 1982 года по 20 февраля 1984 года, в Гыданском РТО Ямало-Ненецкого автономного округа с 27 марта 1981 года по 25 января 1982 года, в Гыданской средней школе-интернат Ямало-Ненецкого автономного округа с 26 января 1982 года по 16 мая 1986 года, установить досрочную страховую пенсию по старости с 24 декабря 2018 года отказано. Решение вступило в законную силу 13 августа 2019 года.
Согласно указанному решению суда, данным о стаже периоды работы истца с 19 октября 1977 года по 29 декабря 1977 года, с 16 января 1978 года по 14 февраля 1978 года, в Талицком АП "Автомобилист" с 17 по 30 декабря 1986 года зачтены в стаж работы истца как работа с тяжелыми условиями труда по Списку N 2 от 26 января 1991 года N 10.
Согласно трудовой книжке истца в период с 28 октября 1978 года по 27 ноября 1980 года (2 года 1 месяц) он проходил службу в рядах Советской армии.
Разрешая заявленные исковые требования и отказывая в из удовлетворении, суд первой инстанции, руководствуясь статьей 12, пунктом 6 части 1 статьи 32, статьей 33 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2014 года N 651 "О порядке приравнивания к работе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях при определении стажа работы в указанных районах и местностях работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 1 - 10 и 16 - 18 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", установив, что периоды работы с 19 октября 1977 года по 29 декабря 1977 года (02 месяца 11 дней), с 16 января 1978 года по 14 февраля 1978 года (00 месяцев 29 дней), в Талицком АП "Автомобилист" с 17 по 30 декабря 1986 года (13 дней) зачтены в специальный стаж истца по Списку N 2, специальный стаж по Списку N 1 у истца отсутствует, после службы в армии следовала работа в условиях Крайнего Севера, пришел к выводу, что оснований для применения подпункта "к" пункта 109 постановления Совмина СССР от 03 августа 1972 года N 590 "Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий" и включения периода службы в армии в специальный стаж по Списку N 1 не имеется. Суд первой инстанции указал, что законодательством не предусмотрена возможность приравнивания к работе в районах Крайнего Севера периодов прохождения службы в армии по призыву.
Установив, что право у истца на пенсию с 24 декабря 2018 года не возникло, суд первой инстанции пришел к выводу, что оснований для перерасчета пенсии с указанной даты не имеется.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Отклоняя доводы апелляционной жалобы истца, суд апелляционной инстанции указал, что пункт 3 статьи 10 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" не регулирует вопросы включения периодов военной службы в специальный стаж при установлении досрочной страховой пенсии по старости. Из анализа положений абзаца 1 пункта 3 статьи 10 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" следует, что в льготном порядке как один день военной службы за два дня работы засчитывается время нахождения граждан на военной службе по призыву при исчислении общего трудового стажа и стажа государственной службы государственного служащего. Доказательств наличия у истца стажа на подземных работах, на работах с вредными условиями труда, в горячих цехах, материалы дела не содержат. Материалы дела не подтверждают, что у истца имеются периоды выполнения работы в условиях труда, которые предшествовали бы периоду прохождения службы в армии или следовали за ним, что является основанием для применения пункта 109 постановления Совмина СССР от 03 августа 1972 года N 590 "Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий". Перед призывом в ряды Вооруженных Сил истец работал разнорабочим, шофером. Период работы, следовавший после прохождения службы, в стаж на соответствующих видах работ не включен.
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для признания выводов судов незаконными.
Доводы кассационной жалобы, выражающие несогласие с выводами судов об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований, судебной коллегией отклоняются, поскольку не опровергают выводов судов первой инстанции и апелляционной инстанций в обжалуемых судебных актах, не свидетельствуют о нарушениях норм материального или процессуального права при рассмотрении настоящего дела.
Обращаясь в суд с иском, Бакин В.А. просил период прохождения службы в Вооруженных Силах СССР с 28 октября 1978 года по 27 ноября 1980 года зачесть в льготном исчислении в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, мужчинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 10 лет на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж не менее 20.
В действующем Федеральном законе от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в пункте 1 части 1 статьи 30 также предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 10 лет на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж не менее 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного выше срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 года, на один год за каждый полный год такой работы - мужчинам и женщинам.
В соответствии с постановлением Правительства Российсской Федерации от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" применяются:
а) при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах:
Список N 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение";
список N 1 производств, цехов, профессий и должностей на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года N 1173 "Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах", - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 года.
Суды на основании представленных в дело доказательств пришли к обоснованному выводу об отсутствии у Бакина В.А. стажа работы по Списку N 1 и об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Согласно положениям статей 3976, 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции наделен ограниченными полномочиями по проверке судебных актов нижестоящих инстанций - имеет право оценивать лишь правильность применения нижестоящими судами норм материального и процессуального права, однако не полномочен при этом непосредственно переходить к исследованию доказательств и переоценке установленных на их основании фактических обстоятельств.
Вопреки доводам жалобы судами при рассмотрении дела не допущено нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебных актов.
С учетом изложенного, оснований для отмены или изменения оспариваемых судебных постановлений в соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по доводам кассационной жалобы заявителя не имеется.
Руководствуясь статьями 379.5, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Талицкого районного суда Свердловской области от 7 марта 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 18 мая 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Бакина Владимира Алексеевича - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.