Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Коренева А.С, судей Ишимова И.А, Храмцовой О.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело N 2-147/2023 по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю в лице Центрального территориального отдела, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц, к администрации Пермского муниципального округа Пермского края, обществу с ограниченной ответственностью "Гидромастер", управлению по развитию инфраструктуры администрации Пермского муниципального округа Пермского края об организации подачи питьевой воды надлежащего качества, об обеспечении надлежащего качества питьевой воды
по кассационной жалобе администрации Пермского муниципального округа Пермского края на решение Пермского районного суда Пермского края от 30 июня 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 26 сентября 2023 года.
Заслушав доклад судьи Ишимова И.А, выслушав возражения представителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю - Алиева М.С. на кассационную жалобу, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Управление Роспотребнадзора по Пермскому краю в лице Центрального территориального отдела обратилось в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Пермского муниципального округа Пермского края, ООО "Гидромастер" о возложении на администрацию обязанности в течение двух лет с момента вступления решения суда в законную силу организовать снабжение населения д. Мокино питьевой водой надлежащего качества в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей, на ООО "Гидромастер" - обязанности в течение двух лет с момента вступления решения в законную силу обеспечить население д. Мокино питьевой водой надлежащего качества.
Требования мотивированы тем, что в нарушение санитарных правил и норм концентрация содержания железа в питьевой воде централизованной системы водоснабжения в д. Мокино Пермского края в 1, 2 раза превышает допустимые пределы, что свидетельствует о невыполнении органом местного самоуправления обязанности по обеспечению бесперебойного и качественного водоснабжения населения на территории округа. Гарантирующей организацией ООО "Гидромастер", использующей сети водоснабжения на основании договора аренды, не обеспечена подача воды соответствующей предъявляемым к ней требованиям по качеству. Орган местного самоуправления не предпринимал необходимых и достаточных мер по улучшению качества централизованного питьевого водоснабжения.
Определением Пермского районного суда Пермского края от 15 июня 2023 года к участию в деле в качестве соответчика привлечено управление по развитию инфраструктуры администрации Пермского муниципального округа Пермского края.
Решением Пермского районного суда Пермского края от 30 июня 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 26 сентября 2023 года, иск Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю в лице Центрального территориального отдела удовлетворен частично: на администрацию Пермского муниципального округа Пермского края возложена обязанность по организации подачи потребителям д. Мокино Пермского муниципального округа Пермского края питьевой воды надлежащего качества в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей, соответствующей требованиям Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", СанПин 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемиологических (профилактических) мероприятий", СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания" в течение двух лет со дня вступления решения суда в законную силу. В удовлетворении исковых требований к ООО "Гидромастер", управлению по развитию инфраструктуры администрации Пермского муниципального округа Пермского края отказано.
В кассационной жалобе администрация Пермского муниципального округа Пермского края просит отменить судебные акты. Указывает, что услуги по водоснабжению с 2008 года оказывает ООО "Гидромастер", которому передано имущество для обслуживания жилищно-коммунального хозяйства населения. Ссылаясь на положения ст. 11, пп. 1, 2 ст. 19 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", п. 2 ст. 4, п. 1 ст. 6, ст. 23 Федерального закона от 07 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", п. 4 ч. 1 ст. 16, п. 4.3 ч. 1 ст. 17, ст. 51 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", наличие у ООО "Гидромастер" статуса гарантирующей организации, которое не отказалось от исполнения своих обязательств, осуществляет через присоединенные сети из централизованных систем холодного водоснабжения поставку холодной воды ненадлежащего качества, считает, данную организацию ответственной за подачу питьевой воды надлежащего качества.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание кассационной инстанции не явились, извещены, в том числе публично путем размещения соответствующей информации на официальном сайте Седьмого кассационного суда общей юрисдикции, о причинах своего отсутствия суд не уведомили, не просили об отложении рассмотрения дела. Судебная коллегия в соответствии с ч. 3 ст. 167, ч. 5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее - ГПК РФ) находит возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
В соответствии с ч. 1 ст. 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы гражданского дела, судебная коллегия, проверяя в соответствии с ч. 1 ст. 379.6 ГПК РФ законность обжалуемых судебных постановлений, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии судебных актов, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, не усматривает приведенные выше основания для их отмены.
Как установлено судами и следует из материалов дела, ООО "Гидромастер" осуществляет деятельность по водоснабжению (забору воды для питьевых и промышленных нужд).
В ЕГРН зарегистрировано право муниципальной собственности Култаевского сельского поселения на водопроводную сеть со скважиной N 6443 протяженностью 731 м (кадастровый номер "данные изъяты"), расположенную по адресу: "данные изъяты"
Согласно договору аренды объектов жилищно-коммунального назначения от 02 июня 2008 года N 3 жк/08, дополнительному соглашению к нему от 20 июня 2013 года ООО "Гидромастер" получило от администрации Култаевского сельского поселения (арендодателя) в аренду (временное пользование) объекты водоснабжения для обслуживания жилищно-коммунального хозяйства Пермского района на срок с 02 июня 2008 года по 29 декабря 2030 года, в том числе водопроводную сеть со скважиной N 6443 протяженностью 731 м, расположенную в деревне Мокино.
В письмах от 03 августа 2020 года, от 02 февраля 2021 года ООО "Гидромастер" сообщило администрации Култаевского сельского поселения о том, что питьевая вода, подаваемая потребителям в д. Мокино с использованием централизованной системы водоснабжения, не соответствует предъявляемым требованиям по показателю "общая жесткость"; данные сведения установлены по результатам производственного контроля.
Управлением Роспотребнадзора по Пермскому краю в период с 16 марта по 12 апреля 2021 года проведена плановая выездная проверка в отношении ООО "Гидромастер", в ходе которой установлено несоответствие качества питьевой воды в д. Мокино требованиям СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания" по показателю "железо".
Предписанием Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю от 12 апреля 2021 года ООО "Гидромастер" предписано (поручено) в срок до 12 апреля 2022 года обеспечить качество питьевой воды из скважины N 6443 в деревне Мокино в соответствии с требованиями СанПиН 1.2.3685-21.
В ответ на данное предписание ООО "Гидромастер" просило увеличить срок исполнения предписания до 01 января 2025 года.
Постановлением Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю от 25 мая 2021 года ООО "Гидромастер" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), выразившегося в нарушении санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде и питьевому водоснабжению населения, в том числе в связи несоответствием пробы воды, отобранной из скважины N 6443 в деревне Мокино, требованиям СанПиН.
Согласно представлению Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю от 31 мая 2021 года N 664 ООО "Гидромастер" предложено принять меры по устранению причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения, в ответ на которое ООО "Гидромастер" сообщило о проведении работ по поиску дополнительных (новых) источников водоснабжения с привлечением специализированных организаций.
06 октября 2022 года Управление Роспотребнадзора по Пермскому краю в лице Центрального территориального отдела уведомило администрацию Пермского муниципального района Пермского края о том, что проба N 14637 "вода источника централизованного водоснабжения", отобранная из скважины N 6443 в деревне Мокино, не соответствует требованиям п. 75 СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания".
В соответствии с Законом Пермского края от 29 апреля 2022 года N 75-ПК "Об образовании нового муниципального образования Пермский муниципальный округ Пермского края" с 01 января 2023 года сельские поселения, в том числе Култаевское сельское поселение, входящие в состав Пермского муниципального района, преобразованы путем их объединения в новое муниципальное образование - Пермский муниципальный округ Пермского края; сельские поселения утрачивают статус муниципальных образований.
Согласно выписке из реестра муниципального имущества водопроводная сеть со скважиной N 6443 протяженностью 731 м (кадастровый номер "данные изъяты") является муниципальной собственностью Пермского муниципального округа Пермского края.
Частично удовлетворяя заявленные исковые требования, суд первой инстанции, руководствуясь положениями ст. 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления", ст.ст. 3, 6, 10, 23 Федерального закона от 07 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", ст.ст. 2, 8, 11, 19 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", пп. 75, 76 СанПиН 2.1.3684-21, исходил из подтвержденного материалами дела несоответствия питьевой воды в д. Мокино установленным требованиям по показателям жесткости и содержания железа, наличия обязанности у органа местного самоуправления обеспечить бесперебойное и качественное водоснабжение населения на подконтрольной ему территории, в связи с чем пришел к выводу о правомерности и обоснованности заявленного Управлением требования к администрации Пермского муниципального округа Пермского края.
Одновременно суд первой инстанции сделал вывод о том, что наличие у ООО "Гидромастер", как водоснабжающей организации, обязанности по подаче населению питьевой воды, соответствующей санитарно-эпидемиологическим требованиям, не исключает обязанности органа местного самоуправления по организации водоснабжения населения водой надлежащего качества, поскольку организация, осуществляющая холодное водоснабжение, приступает к разработке плана мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями, согласованию плана таких мероприятий с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, и реализации плана мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствии с установленными требованиями только после получения от органа местного самоуправления соответствующего технического задания (изменений в техническое задание). Принимая во внимание, что о несоответствии воды нормативным требованиям ООО "Гидромастер" неоднократно сообщало органу местного самоуправления, в то же время техническое задание на разработку или корректировку инвестиционной программы в части учета мероприятий по приведению качества питьевой воды, поставляемой потребителям в д. Мокино, в соответствии с установленными требованиями не подготовлено и не передано для исполнения в организацию, осуществляющую холодное водоснабжение, истцом не указаны конкретные мероприятия, которые подлежали бы выполнению обществом в рамках заключенного договора аренды, но не были выполнены при поставке воды населению, суд первой инстанции с учетом отсутствия у общества реально финансовой и организационной возможности доведения воды до надлежащего качества не усмотрел оснований для удовлетворения исковых требований к ООО "Гидромастер".
С позицией суда первой инстанции и ее обоснованием согласился суд апелляционной инстанции.
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для признания выводов судов незаконными.
Пункт 4 ч. 1 ст. 16 упомянутого выше Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" возлагает на муниципальные, городские округа организацию электро-, тепло- и водоснабжения населения, водоотведения населения в границах муниципального, городского округа.
В силу п. 4.3 ч. 1 ст. 17 названного Федерального закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении".
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 07 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" государственная политика в сфере водоснабжения и водоотведения направлена на достижение, в том числе целей охраны здоровья населения и улучшения качества жизни населения путем обеспечения бесперебойного и качественного водоснабжения и водоотведения.
На основании ч. 1 ст. 6 названного Федерального закона к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных округов, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся: организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств (п. 1); утверждение технических заданий на разработку инвестиционных программ (п. 5); согласование инвестиционных программ (п. 6); иные полномочия, установленные настоящим Федеральным законом (п. 10).
В соответствии с пп. 1, 3 ст. 19 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей.
В силу приведенных норм права органы местного самоуправления обязаны обеспечить бесперебойное и качественное водоснабжение и водоотведение населения на подконтрольной им территории, в частности организовать мероприятия, направленные на устройство, содержание и надлежащую эксплуатацию систем, сетей и сооружений водоснабжения и водоотведения.
По настоящему делу, суды, установив, что качество питьевой воды в д. Мокино не соответствует нормируемым показателям, обоснованно пришли к выводу о необходимости возложения на орган местного самоуправления, в собственности которого находятся сети водоснабжения, обязанности принять меры по приведению качества питьевой воды в надлежащее состояние.
Доказательства исполнения органом местного самоуправления государственной политики по обеспечению жителей поселка качественной водой отсутствуют.
Указания в кассационной жалобе на то, что ресурсоснабжающей организацией в д. Мокино и арендатором коммунальных сетей является ООО "Гидромастер", к деятельности которого, как гарантирующего поставщика, относится обеспечение водоснабжения в д. Мокино, не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений, поскольку приведенные выше обстоятельства не исключают обязанность непосредственно самой администрации Пермского муниципального округа Пермского края, как органа местного самоуправления, исполнить возложенную на нее законом обязанность обеспечить бесперебойное и качественное водоснабжение населения на подконтрольной ей территории.
Суды обоснованно отметили, что организация в границах муниципального округа обеспечения питьевой водой надлежащего качества и принятие соответствующих действенных, результативных мер являются вопросом непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального округа, решение которого осуществляется органами местного самоуправления муниципального округа в пределах своих полномочий, и именно ответчик, как орган местного самоуправления, являясь собственником указанных истцом источников питьевого снабжения, осуществляет полномочия собственника в отношении них, независимо от того, кому переданы данные объекты и на каком основании.
Доказательств существования у ООО "Гидромастер" реальной финансовой и организационной возможности исполнения своих обязательств заявителем жалобы ни в суд первой, ни в суд апелляционной инстанции представлено не было. В то время как суд первой инстанции в решении суда отметил, что финансовые средства для реконструкции и замены оборудования у общества отсутствуют. Соответственно, организация водоснабжения населения в силу прямого указания ч. 1 ст. 6 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" является полномочием органа местного самоуправления муниципального округа.
Доводы кассационной жалобы не содержат фактов, которые влияли на обоснованность и законность обжалуемых судебных постановлений, не свидетельствуют о том, что при рассмотрении данного дела судами были допущены нарушения норм права, которые могли бы служить основанием для их отмены.
Руководствуясь ст.ст. 379.5-379.7, 390, 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Пермского районного суда Пермского края от 30 июня 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 26 сентября 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации Пермского муниципального округа Пермского края - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.