Судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Селиверстовой И.В, судей Ефремовой О.Н. и
Константиновой Ю.П.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи
Исаевой Д.Р, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-25/2023 по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Спецпроект", общества с ограниченной ответственностью "Специальные машины", индивидуального предпринимателя Ануфриенкова Сергея Викторовича, индивидуального предпринимателя ФИО11 об оспаривании нормативного правового акта в части
по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью "Спецпроект", индивидуального предпринимателя ФИО12 на решение Смоленского областного суда от13 сентября 2023 года, которым в удовлетворении административных исковых требований отказано.
Заслушав доклад судьи Первого апелляционного суда общей юрисдикции Селиверстовой И.В, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Ветлицына Д.А, полагавшего решение суда не подлежащим отмене, судебная коллегия Первого апелляционного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
постановлением Администрации Смоленской области от 15 октября 2019 года N 612 утвержден документ планирования регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам на территории Смоленской области на 2019 - 2021 годы.
Данное постановление опубликовано на официальном сайте интернет-портала правовой информации www.pravo.gov.ru 21 октября 2019 года за номером опубликования 6700201910210009.
Подпунктами 6 - 7 документа планирования предусмотрено ведение реестра маршрутов регулярных перевозок Смоленской области, изменение вида регулярных перевозок и установление, изменение и отмена маршрутов регулярных перевозок.
Постановлением Администрации Смоленской области от 5 августа 2020 года N 484 "О внесении изменений в постановление Администрации Смоленской области от 15 октября 2019 года N 612 и признание утратившими силу некоторых нормативных актов" введен раздел 2 "Маршрутная сеть регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам пригородного и междугороднего сообщения Смоленской области", которая предусматривает изменение вида регулярных перевозок и установление остановочных пунктов межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок пригородного сообщения, в частности, на маршруте N 101 "Смоленск (ул. Кашена, 2) - Сметанино" с видом регулярных перевозок по нерегулируемому тарифу ("Н").
Названное постановление опубликовано на официальном сайте интернет-портала правовой информации www.pravo.gov.ru 7 августа 2020 года за номером опубликования 6700202008070001.
Постановлением Администрации Смоленской области от 11 апреля 2022 года N 229 "О внесении изменений в документ планирования регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам на территории Смоленской области на 2020 - 2025 годы" раздел 2 документа планирования регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам на территории Смоленской области на 2020 - 2025 годы, утвержденный постановлением Администрации Смоленской области от 15 октября 2019 года N 612 (в редакции постановления Администрации Смоленской области от 5 августа 2020 года N 484) изложен в новой редакции с учетом внесенных в него изменений, в том числе маршрут N 101 "Смоленск (ул. Кашена, 2) - Сметанино" с видом регулярных перевозок по нерегулируемому тарифу и регулируемому тарифу ("Н/Р").
Постановление опубликовано на официальном сайте интернет-портала правовой информации www.pravo.gov.ru 12 апреля 2022 года за номером опубликования 6700202204120003.
Общество с ограниченной ответственностью "Спецпроект" (далее - ООО "Спецпроект"), общество с ограниченной ответственностью "Специальные машины" (далее - ООО "Специальные машины"), индивидуальный предприниматель (далее - ИП Ануфриенков С.В, ИП Новиков А.В. обратились в Смоленский областной суд (с учетом уточнений от 21 марта 2023 года, 1 июня 2023 года) с административным исковым заявлением к Администрации Смоленской области, Департаменту Смоленской области по транспорту и дорожному хозяйству о признании недействующим со дня его принятия постановления Администрации Смоленской области от 15 октября 2019 года N 612 "Об утверждении документа планирования регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам на территории Смоленской области на 2019 - 2021 годы" с изменениями в редакции постановления Администрации Смоленской области от 5 августа 2020 года N 484, от 11 апреля 2022 года N 229.
В обоснование заявленных требований указали, что документ планирования в части раздела 2 "Маршрутная сеть регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам пригородного и междугороднего сообщения Смоленской области" не содержит полную информацию об устанавливаемом или изменяемом маршруте; указаний на то, что при подготовке данного документа учитывались существующие и перспективные условия развития социально-экономического, территориального развития Смоленской области; сведений об автостанциях принадлежащих ООО "Спецпроект" в качестве начальных/конечных остановочных пунктов в городах Смоленск и Рудня; установление на один маршрут с одним порядковым номером два взаимоисключающих друг друга вида регулярных перевозок по регулируемому и нерегулируемому тарифу; в качестве единственного начального и конечного остановочного пункта в городе Смоленске для всех маршрутов указаны автовокзал "Смоленск" (г. Смоленск, ул. Кашена, д. 13) и остановочный пункт (г. Смоленск, ул.
Кашена, д. 2); неуведомление органом, установившего маршрут регулярных перевозок, в отношении которого принято решение об изменении вида регулярных перевозок, лиц осуществляющих регулярные перевозки по соответствующему маршруту, не позднее 180 до вступления указанного решения в законную силу, что противоречит положениям пункта 16 части 1 статьи 3, части 1 статьи 14, части 1 статьи 17, части 2 статьи 18, части 1 статьи 26 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 220-ФЗ), частей 1, 3, 4, 5 Порядка подготовки документа планирования регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам на территории Смоленской области, утвержденного постановлением Администрации Смоленской области от 25 января 2019 года N 7 (далее - Порядок подготовки документа планирования N 7); пункта 3 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 1 октября 2020 года N 1586 (далее - Правила перевозок N 1586); пунктов 2, 5 и 8 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Федеральный закон N 135-ФЗ).
В ходе рассмотрения дела определениями от 18 мая, 6 - 13 июля 2023 года, занесенными в протокол судебного заседания, к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Управление федеральной антимонопольной службы по Смоленской области, Министерство транспорта Российской Федерации.
Определением Смоленского областного суда от 13 сентября 2023 года принят отказ ООО "Специальные машины", ИП Ануфриенкова С.В. от заявленных ими требований, производство по административному делу в данной части прекращено.
Решением Смоленского областного суда от 13 сентября 2023 года в удовлетворении административных исковых требований ООО "Спецпроект", ИП Новикова А.В. о признании недействующим постановления Администрации Смоленской области от 15 октября 2019 года N 612 "Об утверждении документа планирования регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам на территории Смоленской области на 2019 - 2021 годы" с изменениями в редакции постановления Администрации Смоленской области от 5 августа 2020 года N 484, от 11 апреля 2022 года N 229 - отказано.
Мотивированное решение изготовлено судом 27 сентября 2023 года.
Не согласившись с постановленным решением, 27 октября 2023 года представитель административных истцов ООО "Спецпроект" и ИП Новикова А.В. по доверенности Веревкин С.В. подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить и административный иск удовлетворить.
Доводы апелляционной жалобы повторяют позицию административных истцов в суде первой инстанции.
В обоснование доводов апелляционной жалобы также указано, что установление в оспариваемом документе планирования два параметра вида регулярных перевозок (регулируемый и нерегулируемый) на один и тот же маршрут 101 (Смоленск - Сметанино) не соответствует требованиям формальной определенности, поскольку не позволяет определить о каких именно мероприятиях принято решение в отношении маршрута 101 (Смоленск - Сметанино), перевозки по регулируемому или нерегулируемому тарифу, что приводит к неопределенности установления срока уведомления перевозчика за 180 дней со дня принятия решения об изменении вида маршрута или установления нового маршрута, чему не дана оценка в обжалуемом решении.
Вывод суда о том, что решение об изменении вида регулярных перевозок считается вступившим в законную силу с момента внесения соответствующих изменений в реестр маршрутов регулярных перевозок противоречит пункту 2 части 1, части 2 статьи 12, части 2 статьи 18 Федерального закона N 220-ФЗ, пункту 5 Порядка подготовки документа планирования N 7.
Податель жалобы обращает внимание на то, что административными истцами оспаривалась не правильность процедуры принятия нормативного правового акта, а изменение вида маршрута в отсутствие уведомления о том за 180 дней.
Ссылка суда на то, что неуведомление в указанный срок об изменении маршрута не является основанием к признанию акта недействующим, поскольку индивидуальный предприниматель осуществлял регулярные перевозки пассажиров и багажа по регулируемому тарифу до момента проведения открытого конкурса, прямо противоречит положениям части 2 статьи 36 Федерального закона от 21 декабря 2021 года N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации". В данном случае ИП Новикову А.В. такое уведомление не направлялось, что установлено при рассмотрении дела.
Полагает, что административный ответчик внес в маршрутную сеть исключительно адреса: ул. Кашена, 13 и ул. Кашена, 2, принадлежащие аффилированному лицу, с целью обеспечения условий для максимального извлечения прибыли АО "Смолоблпассажиртранс", без каких-либо обоснований и исследований, а доводы, на которые указывает суд о близости поликлиники к данным адресам, материалами дела не подтверждены, в то время как автостанция по адресу г. Смоленск, ул. Кзшена, д. 15-Б (принадлежащая ООО "Спецпроект") внесена Министерством транспорта Российской Федерации в единый реестр остановочных пунктов по межрегиональным маршрутам регулярных перевозок и предназначенной для использования в качестве начального и конечного остановочного пункта при осуществлении междугородних автобусных перевозок.
Считает, что носит дискриминационный характер для ООО "Спецпроект", так как создаются неравные условия доступа на рынок услуг автостанций/автовокзалов, при которых OОО "Спецпроект" поставлен в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом АО "Смолоблпассажиртранс", что нарушает требование пункта 8 части 1 статьи 15, статьи 16 Федерального закона N 135-ФЗ, чему суд не дал никакой оценки.
Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, Министерством транспорта и дорожного хозяйства Смоленской области и участвовавшим в деле прокурором поданы письменные возражения о их несостоятельности и законности судебного акта.
Иные участвующие в деле лица, явка которых по данному делу не является обязательной, своевременно и надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, не явились; от представителя административных истцов поступило письменное ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие и в отсутствие его доверителей, просьб об отложении судебного заседания не поступало.
С учетом положений статей 10, 150, 213 (часть 5), 306, 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия посчитала возможным рассмотреть административное дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции с учетом особенностей, предусмотренных названным Кодексом, если иное не установлено настоящим Кодексом, рассмотрение административного дела по апелляционным жалобе, представлению осуществляется коллегиально.
Суд апелляционной инстанции рассмотрел административное дело в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, заслушав заключение прокурора, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, ИП Новиков А.В. обслуживал межмуниципальный маршрут регулярных перевозок N 101 "Смоленск-Сметанино" с 25 апреля 2019 года по 18 декабря 2022 года по регулируемому тарифу на основании государственных контрактов, ООО "Спецпроект" на дату принятия оспариваемого в части нормативного правового акта являлся владельцем автостанции по адресу: г. Смоленск, ул. Кашена, д. 15-Б.
С учетом изложенного, административные истцы являлись субъектами отношений, регулируемых оспариваемым в части нормативным правовым актом, ввиду чего имеют право на обращение с настоящим административным иском в суд.
Проанализировав положения частей 2, 3 статьи 3, части 9 статьи 4, пункта 23 части 1 статьи 44 Федерального закона от 21 декабря 2021 года N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации", части 4 статьи 2, пункта 27 части 1 статьи 3 Федерального закона N 220-ФЗ, статьи 36, пункта 1 статьи 45-1 Устава Смоленской области, пункта 8 Порядка подготовки документа планирования N 7, пункта 7 статьи 1 Закона Смоленской области от 7 мая 2002 года N 48-з "О порядке опубликования, вступления в силу и действии областных нормативных правовых актов", суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что оспариваемый нормативный правовой акт с последующими изменениями принят уполномоченным органом, с соблюдением установленных законом требований к его форме и порядку опубликования
Решение суда в указанной части участвующими в деле лицами не обжалуется.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о соответствии оспариваемой нормы нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, а также об отсутствии нарушений прав административных истцов исходя из следующего.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов административного дела, документом планирования регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам на территории Смоленской области на 2020 - 2025 годы, утвержденным постановлением Администрации Смоленской области от 15 октября 2019 года N 612 (в редакции постановления Администрации Смоленской области от 5 августа 2020 года N 484, от 11 апреля 2022 года N 229) (далее - документ планирования) предусмотрена маршрутная сеть регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам пригородного и международного сообщения Смоленской области с указанием порядковых номеров и наименований маршрутов (включая начальные и конечные остановочные пункты), а также вида регулярных перевозок на 2020 - 2025 годы.
Перечнем мероприятий по развитию регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам на территории Смоленской области документом планирования предусмотрено: проведение открытых конкурсов на право осуществление регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам по нерегулируемому тарифу; заключение государственных контрактов на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам (по необходимости); оформление, переоформление свидетельств об осуществлении регулярных перевозок, карт маршрутов регулярных перевозок; прекращение и приостановление действия свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок; ведение реестра маршрутов регулярных перевозок Смоленской области (постоянно); изменение вида регулярных перевозок (при необходимости не ранее 180 дней со дня извещения перевозчиков); изменение, отмена маршрутов регулярных перевозок.
Пунктом 5 Порядка подготовки документа планирования N 7, определено, что сроки проведения мероприятий, связанных с изменением вида регулярных перевозок предусматриваются в документе планирования с учетом срока, необходимого для извещения об этих мероприятиях перевозчиков, осуществляющих регулярные перевозки по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок в соответствии с Федеральным законом N 220-Федерального закона, согласно положений которого изменение вида регулярных перевозок, осуществляемых по межмуниципальному маршруту регулярных перевозок допускается при условии, если данное решение предусмотрено документом планирования регулярных перевозок, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченный орган местного самоуправления, установившие межмуниципальный маршрут регулярных перевозок, в отношении которого принято решение об изменении вида регулярных перевозок, обязаны уведомить об этом решении юридическое лицо, индивидуального предпринимателя, уполномоченного участника договора простого товарищества, осуществляющих регулярные перевозки по соответствующему маршруту, не позднее ста восьмидесяти дней до дня вступления указанного решения в силу.
Сведения об изменении вида регулярных перевозок вносятся в реестры маршрутов регулярных перевозок в порядке, установленном законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, муниципальным нормативным правовым актом (статья 18); муниципальный маршрут регулярных перевозок считается установленным или измененным соответственно со дня включения, предусмотренных пунктами 1 - 11 части 1 статьи 26 данного федерального закона сведений о данных маршрутах в реестры соответствующих маршрутов регулярных перевозок, со дня изменения предусмотренных пунктами 3 - 11 части 1 статьи 26 названного федерального закона сведений о данных маршрутах в этих реестрах, в том числе сведений о виде регулярных перевозок, поименованном в пункте 8 данной нормы статьи 26 закона (часть 2 статьи 12).
Анализ приведенных норм позволил суду первой инстанции прийти к верному выводу, что установление либо изменение вида регулярных перевозок является установлением, либо изменением маршрута, решение об изменении вида регулярных перевозок считается вступившим в силу с момента внесения соответствующих изменений в реестр маршрутов регулярных перевозок, ввиду чего довод административных истцов о том, что внесение изменений в документ планирования регулярных перевозок является фактом вступления в силу решения об изменении вида регулярных перевозок был отклонен, как основанный на неверном толковании норм права.
Департамент Смоленской области по транспорту и дорожному хозяйству Смоленской области является уполномоченным органом по ведению реестра межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок в соответствии с его Положением, утвержденным постановлением Администрации Смоленской области от 22 января 2016 года N 10.
Судом было установлено, что реестр межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок Смоленской области утвержден приказом и.о. начальника Департамента Смоленской области по транспорту и дорожному хозяйству от 7 июня 2019 года N 73 (в редакции приказов от 29 января 2020 года N 18, 20 февраля 2020 года N 28, 12 мая 2020 года N 116, 13 ноября 2020 года N 249, 29 декабря 2020 года N 288, 20 апреля 2021 года N 56, 12 июля 2021 года N 107, 6 декабря 2021 года N 175, 2 сентября 2022 года N 178, 30 сентября 2022 года N 189, 2 декабря 2022 года N 225, 12 декабря 2022 года N 234, 20 декабря 2022 года N 238) (далее - Приказ N 73), и размещен на официальном сайте Департамента.
ИП Новиков А.В. обслуживал межмуниципальный маршрут регулярных перевозок N 101 "Смоленск-Сметанино" с 25 апреля 2019 года по 18 декабря 2022 года по регулируемому тарифу на основании государственных контрактов от 22 апреля 2019 года N 33-19/04-С со сроком действия с 25 апреля 2919 года по 30 июня 2020 года; от 29 июня 2020 года N 96-20/04-к со сроком действия с 1 июля 2020 года до момента начала работ (осуществления перевозки) перевозчиком, определенным по результатам открытого конкурса на право осуществления перевозок по маршруту регулярных перевозок, но не позднее 27 декабря 2020 года; от 24 декабря 2020 года N 119-20/01-с со сроком действия с 28 декабря 2020 года до момента начала работ (осуществления перевозки) перевозчиком, определенным по результатам открытого конкурса на право осуществления перевозок по маршруту регулярных перевозок, но не позднее 26 июня 2021 года; от 25 июня 2021 года N 77-/04-к со сроком действия с 27 июня 2021 года до момента начала работ (осуществления перевозки) перевозчиком, определенным по результатам открытого конкурса на право осуществления перевозок по маршруту регулярных перевозок, но не позднее 23 декабря 2021 года; от 22 декабря 2021 года N 125-21/04-к со сроком действия с 24 декабря 2021 года до момента начала работ (осуществления перевозки) перевозчиком, определенным по результатам открытого конкурса на право осуществления перевозок по маршруту регулярных перевозок, но не позднее 21 июня 2022 года; от 20 июня 2022 года N 114-22/04-к со сроком действия с 22 июня 2022 года до момента начала работ (осуществления перевозки) перевозчиком, определенным по результатам открытого конкурса на право осуществления перевозок по маршруту регулярных перевозок, но не позднее 18 декабря 2022 года.
Приказом N 73 был утвержден реестр межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок Смоленской области, в котором осуществление регулярных перевозок пассажиров и багажа по регулируемому тарифу по межмуниципальному маршруту пригородного сообщения N 101 "Смоленск-Сметанино" производится ИП Новиковым А.В.
По окончанию срока действия государственного контракта от 20 июня 2022 года N 114-22/04-к из реестра исключены сведения об осуществлении ИП Новиковым А.В. регулярных перевозок пассажиров и багажа по регулируемому тарифу по указанному маршруту.
Приказом начальника Департамента Смоленской области по транспорту и дорожному хозяйству Сулимовым Д.В. от 20 декабря 2022 года N 238 утвержден реестр межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок Смоленской области, в котором осуществление регулярных перевозок пассажиров и багажа по неурегулированному тарифу по межмуниципальному маршруту пригородного сообщения N 101 "Смоленск-Сметанино" производится победителем открытого конкурса - простым товариществом в составе Областного государственного унитарного предприятия внутриобластных междугородных автобусных перевозок, общества с ограниченной ответственностью "Смоленские Пассажирские перевозки", ИП Малашенкова АМ, ИП Клецкина И.В.
С учетом приведенного, суд первой инстанции сделал правильный вывод, что вид регулярных перевозок по поименованному выше маршруту с регулируемого тарифа на нерегулируемый тариф изменился только с 20 декабря 2022 года.
Исходя из разъяснений, содержащихся в пункте 29 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", при проверке соблюдения порядка принятия оспариваемого нормативного правового акта суд выясняет, соблюдены ли существенные положения нормативного правового акта, регулирующие процедуру принятия данного акта.
Как верно указал суд первой инстанции в обжалуемом судебном акте, с учетом приведенных разъяснений, не любые нарушения процедуры принятия оспариваемого нормативного правового акта могут служить основанием для признания его недействующим, поскольку только несоблюдение существенных положений нормативного правового акта, регулирующих процедуру принятия акта данного вида, может повлечь исключение такого акта из системы действующих правовых актов субъектов Российской Федерации.
Из положений части 2 статьи 18 Федерального закона N 220-ФЗ следует, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, установивший межмуниципальный маршрут регулярных перевозок, в отношении которого принято решение об изменении вида регулярных перевозок, обязан уведомления лицо, осуществляющее регулярные перевозки по соответствующему маршруту, не позднее 180 дней до дня вступления указанного решения в силу.
Действительно, Департаментом Смоленской области по транспорту и дорожному хозяйству в адрес ИП Новикова А.В. уведомление об изменении вида регулярных перевозок по осуществляемому им маршруту не направлялось.
Вместе с тем в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 15 Федерального закона N 135-ФЗ (в редакции Федерального закона от 6 декабря 2011 года N 401-ФЗ) органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещается необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам.
Следует согласиться с судом первой инстанции в том, что в рассматриваемом случае, вопреки доводам административного истца, повторяющимися в апелляционной жалобе, неуведомление об изменении вида регулярных перевозок ИП Новикова А.В. основанием для признания оспариваемого документа планирования, предусматривающего срок уведомления, недействующим ввиду его противоречия положениям части 2 статьи 18 Федерального закона N 220-Федерального закона, части 5 Порядка подготовки документа планирования N 7, пункта 2 части 1 статьи 15 Федерального закона N 135-ФЗ не является, поскольку не нарушает права перевозчика ввиду того, что в период его действия индивидуальный предприниматель осуществлял регулярные перевозки пассажиров и багажа по регулируемому тарифу по межмуниципальному маршруту пригородного сообщения N 101 "Смоленск-Сметанино" по заключенным государственным контрактам до момента проведения открытого конкурса на право осуществления регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по нерегулируемым тарифам на территории Смоленской области, иных перевозчиков на указанном маршруте не устанавливалось, вид регулярных перевозок в указанный период не менялся, несмотря на указание о таковом в документе планирования.
Довод о том, что ИП Новиков А.В. не мог участвовать в проведении открытого конкурса на право осуществления перевозок по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по нерегулируемым тарифам на территории Смоленской области ввиду его неуведомления в установленные сроки об изменении вида регулярных перевозок обоснованно признан судом несостоятельным, поскольку указанная информация размещается на официальном сайте Департамента Смоленской области по транспорту и дорожному хозяйству и является общедоступной.
Также судом было учтено, что обращаясь в Арбитражный суд Смоленской области ИП Новиков А.А, ООО "Спецпроект" и другие с требованиями о признании недействительным открытого конкурса с номером извещения, утвержденного приказом от 19 сентября 2022 года N 179, признании недействительности контрактов, заключенных по результатам указанного конкурса, возложении обязанности в порядке реституции победителей конкурса возвратить полученные свидетельства об осуществлении перевозок по соответствующим муниципальным маршрутам, в удовлетворении которых вступившим в законную силу 19 июля 2023 года решением от 13 апреля 2023 года было отказано, в качестве основания иска указанное обстоятельство не приводили.
Доводам административных истцов о том, что документ планирования противоречит положениям части 1 статьи 26 Федерального закона N 220-ФЗ, части 3 Порядка подготовки документа планирования N 7; пункта 2 части 1 статьи 15 Федерального закона N 135-ФЗ, поскольку не содержит сведений о параметрах маршрутов, также была дана надлежащая оценка в обжалуемом решении и они правомерно отклонены, как основанные на неправильном толковании норм права и отождествлении понятий "документ планирования регулярных перевозок" и "реестр межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок".
Так, согласно части 3 Порядка подготовки документа планирования N 7 документ планирования должен содержать маршрутную сеть регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по межмуниципальным марщрутам пригородного и международного сообщения Смоленской области.
Оспариваемым документом планирования предусмотрена маршрутная сеть регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам пригородного и междугородного сообщения Смоленской области с указанием порядковых номеров и наименований маршрутов (включая начальные и конечные остановочные пункты), а также вида регулярных перевозок на период 2020 - 2025 годов и перечнем мероприятий по развитию регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам на территории Смоленской области.
В то время как сведения, указанные в части 1 статьи 26 Федерального закона N 220-ФЗ, должны содержаться исключительно в реестрах маршрутов регулярных перевозок, а не в документе планирования.
Федеральным законом N 220-ФЗ установлено два вида регулярных перевозок: регулярные перевозки по регулируемому тарифу или регулярные перевозки по нерегулируемому тарифу (пункт 16 части 1 статьи 3); уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные органы местного самоуправления вправе наряду с указанными в части 1 статьи 14 Федерального закона маршрутами регулярных перевозок по регулируемому тарифу устанавливать смежные межрегиональные маршруты регулярных перевозок для осуществления регулярных перевозок по нерегулированным тарифам (часть 1 статьи 17).
Из приведенного следует, что положения Федерального закона N 220-ФЗ не содержат запрета на установление регулярных перевозок по регулируемым и нерегулируемым тарифам.
Вместе с тем указание в документе планирования в редакции от 11 апреля 2022 года N 229 на установление регулярных перевозок по регулируемым и нерегулируемым тарифам в целях обеспечения бесперебойного оказания транспортных услуг, оказываемых населению на территории Смоленской области, и организации транспортного обслуживания, как верно указал суд первой инстанции, не противоречит федеральному законодательству, поскольку решение об изменении вида регулярных перевозок считается вступившим в силу с момента внесения соответствующих изменений в реестр маршрутов регулярных перевозок.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, в период действия указанного документа в реестре маршрутов регулярных перевозок пассажиров и багажа по межмуниципальному маршруту пригородного сообщения N 101 "Смоленск-Сметанино" два взаимоисключающих вида регулярных перевозок по регулируемому и нерегулируемому тарифу не устанавливалось, в реестре указан один из видов регулярных перевозок (до 20 декабря 2022 года по регулируемому тарифу, после - по нерегулируемому тарифу).
В соответствии с Порядком подготовки документа планирования N 7 (в редакции от 5 августа 2020 года N 485) целью подготовки документа планирования регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам на территории Смоленской области является создание условий, обеспечивающих повышение качества транспортных услуг, оказываемых населению на территории Смоленской области, и организацию транспортного обслуживания, соответствующего требованиям безопасности (часть 1); при подготовке документа планирования учитываются существующие и перспективный условия социально-экономического, территориального развития Смоленской области (часть 4).
При этом положениями Федерального закона N 220-ФЗ требования к содержанию, оформлению и составу документа планирования регулярных перевозок не установлены.
Доводы о несоответствии оспариваемого документа планирования Методическим рекомендациям по разработке документа планирования регулярных перевозок пассажиров и багажа по муниципальным и межмуниципальным маршрутам автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденным 30 июня 2020 года заместителем министра транспорта Российской Федерации, не были приняты судом, поскольку, как следует из преамбулы документа, он носит рекомендательный характер и не является нормативным правовым актом.
Аналогичная позиция отражена в возражения Министерства транспорта Российской Федерации от 8 августа 2023 года, представленных в суд первой инстанции в рамках рассмотрения настоящего административного дела.
Документ планирования регулярных перевозок был утвержден 15 октября 2019 года, в то время как, вопреки доводам стороны административных истцов, изменения в него вносились постановлениями Администрации Смоленской области от 5 августа 2020 года N 484 и 11 апреля 2022 года N 229 с учетом указанных выше Методических рекомендаций.
Так, согласно пункту 2 раздела 1 Методических рекомендаций документ планирования утвержден на срок не менее 5 лет; пункту 12 раздела 3 - документ планирования содержит перечень мероприятий по развитию регулярных перевозок пассажиров и багажа; абзацу третьему пункта 3, абзацу третьему пункта 6, абзацам один, двенадцать пункта 7 раздела 1, пункту 13 раздела 3 в документе планирования включена маршрутная сеть.
В соответствии с частью 13 статьи 4 Федерального закона N 220-ФЗ в целях снижения загрузки улиц и автомобильных дорог нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации допускается установление в его границах остановочных пунктов (в том числе расположенных на территориях автовокзалов или автостанций), которые разрешается использовать в качестве начальных остановочных пунктов и (или) конечных остановочных пунктов по межрегиональным маршрутам регулярных перевозок в зависимости от направления регулярных перевозок и пути подъезда к данным остановочным пунктам.
Согласно пункту 3 Правил перевозок N 1586 расписание регулярных перевозок определяется для каждого остановочного пункта маршрута регулярных перевозок, в котором предусмотрена остановка транспортного средства для посадки (высадки) пассажиров, при установлении или изменении такого маршрута регулярных перевозок, осуществляемом в соответствии с Федеральным законом N 220-ФЗ, которым требования к содержанию, оформлению и составу документа планирования регулярных перевозок не установлены, а в реестры муниципальных, межмуниципальных, смежных межрегиональных, межрегиональных маршрутов регулярных перевозок должны быть включены сведения, в том числе наименование маршрута регулярных перевозок в виде наименований начального остановочного пункта и конечного остановочного пункта по маршруту регулярных перевозок либо наименований поселений, муниципальных округов или городских округов, в границах которых расположены начальный остановочный пункт и конечный остановочный пункт по данному маршруту (пункт 3 части 1 статьи 26).
Судом было установлено, что в целях создания условий для беспрепятственного осуществления регулярных перевозок, повышения качества транспортного обслуживания населения для всех жителей территориально-административного образования, с учетом имеющейся транспортной инфраструктуры, характеристик транспортного спроса с учетом бюджетных возможностей, обеспечения удобства пользования гражданами и минимизации времени, затрачиваемого ими на переезд к месту назначения при обеспечении максимального уровня безопасности перевозки административным ответчиком был выбран остановочный пункт, расположенный по адресу: г. Смоленск, ул. Кашена, д. 13 - здание автовокзала, которое построено в 1987 году и является для населения общеизвестным местом транспортной инфраструктуры, а остановочный пункт, расположенный по адресу: г. Смоленск, ул. Кашена, 2, был выбран также с учетом данных целей и отправки с указанного пункта большинства маршрутов, обслуживающих Смоленский район Смоленской области, расположения в шаговой доступности ОГБУЗ "Смоленская ЦРБ", крупного транспортно-пересадочного узла, от которого можно доехать до социальных, медицинских и иных учреждений.
N
N
N
N
N
N
N
N
N
N
N
N
N
N
N
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.