Судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Монмарь Д.В., рассмотрев жалобу индивидуального предпринимателя Степаненеко Л.А. на вступившие в законную силу постановление государственного инспектора отдела автотранспортного надзора Южного МУГАДН Ространснадзора от 15 августа 2022 года и решение судьи Ленинского районного суда г.Астрахани от 1 ноября 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 9.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Степаненко Л.А.,
УСТАНОВИЛ:
постановлением государственного инспектора отдела автотранспортного надзора Южного МУГАДН Ространснадзора Озерина А.В. от 15 августа 2022 года индивидуальный предприниматель Степаненко Л.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.13 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 2 000 рублей.
Решением судьи Ленинского районного суда г.Астрахани Астраханской области от 1 ноября 2022 года постановление должностного лица оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, Степанененко Л.А. выражает несогласие с постановлением должностного лица и решением судьи районного суда, считая их незаконными. Указывает на то, что при производстве по делу были допущены существенные процессуальные нарушения, в частности, был нарушен порядок извещения Степаненко Л.А. о дате и времени составления в отношении него протокола об административном правонарушении и рассмотрения дела в отношении него.
Согласно статье 9.13 КоАП РФ уклонение от исполнения требований к обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
Согласно пункту 6 части 1 статьи 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников), в числе прочего, дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, допуск сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика.
В силу части 6 статьи 21.1 Федерального закона от 8 ногября 2007 года N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" транспортное средство оснащается надписями, иной текстовой и графической информацией, выполненной крупным шрифтом, в том числе с применением рельефно-точечного шрифта Брайля.
Как следует из протокола об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ в 11 часов 40 минут по адресу: "адрес", сотрудниками Южного МУГАДН на транспортном средстве марки ИМЯ-М 3006, государственный регистрационный знак У 842МО 30 под управлением водителя ФИО5, осуществляющем регулярную перевозку пассажиров по маршруту Nс "Женская консультация ("адрес") - Аэропорт Нариманово", выявлен факт отсутствия дублирования необходимой для пассажиров из числа инвалидов звуковой информации и отсутствие информирования пассажиров из числа инвалидов посредством передачи звуковой, визуальной информации или с использованием информационного терминала. Индивидуальный предприниматель ФИО6 не принял мер по созданию условий для доступа инвалидов в транспортные средства, осуществляющие перевозки пассажиров, уклонившись от исполнения требований к обеспечению условий беспрепятственного пользования пассажирским транспортом, чем нарушил требования п. 6 ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", п.п 6, 7 п. 4 приказа Министерства транспорта РФ от ДД.ММ.ГГГГ N "Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для пассажиров из числа инвалидов объектов транспортной инфраструктуры и услуг автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, а также оказания им при этом необходимой помощи", п. 6 ст. 21.1 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта".
Эти обстоятельства послужили основанием для вынесения должностным лицом постановления о привлечении Степаненко Л.А. к ответственности по ст. 9.13 КоАП РФ.
С выводами должностного лица согласился судья районного суда.
Полагаю, что постановление должностного лица и решение судьи нельзя признать законными, исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 29.4 КоАП РФ при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении разрешаются следующие вопросы, по которым в случае необходимости выносится определение:
- о назначении времени и места рассмотрения дела;
- о вызове лиц, указанных в статьях 25.1 - 25.10 настоящего Кодекса, об истребовании необходимых дополнительных материалов по делу, о назначении экспертизы.
Из материалов дела следует, что постановление отношении Степаненко Л.А. было вынесено должностным лицом 15 августа 2022 года в его отсутствие.
Согласно приложенной к материалам дела об административном правонарушении информации об отправлении почтовой корреспонденции N 41404076616993 (л.д. 21), 10 августа 2022 года письмо, направленное Степаненко Л.А. государственным инспектором Озериным А.В, покинуло сортировочный центр. Эти сведения позволили должностному лицу рассмотреть дело в отношении Степаненко Л.А. в его отсутствие.
Вместе с тем, согласно информации с сайта Почты РФ, данное отправление после неудачной попытки вручения 10 августа 2022 года было вручено адресату только 6 сентября 2022 года, т.е. через 21 день после вынесения постановления. Эти обстоятельства позволяют прийти к выводу о том, что на дату рассмотрения дела должностное лицо сведениями об извещении Степаненко Л.А, либо его уклонении от получения повестки, не обладало.
Каким-либо иным способом Степаненко Л.А. не извещался.
В соответствии с частью 2 статьи 25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении его, о месте и времени рассмотрения дела и, если от него не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела, либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Согласно частям 1 и 3 статьи 25.15 КоАП РФ лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.
Пунктом 4 части 1 статьи 29.7 КоАП РФ установлено, что при рассмотрении дела об административном правонарушении должностное лицо выясняет, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, а также причины их неявки и принимает решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела.
Эти требования должностным лицом не выполнены. Судья районного суда мер к устранению нарушений порядка извещения о дате судебного заседания не предпринял.
В соответствии с пунктом 3 частью 2 статьи 30.17 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о возвращении дела на новое рассмотрение в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Поскольку вышеуказанные требования действующего административного законодательства оставлены должностным лицом и судьей районного суда при рассмотрении дела без внимания, постановление государственного инспектора отдела автотранспортного надзора Южного МУГАДН Ространснадзора от 15 августа 2022 года и решение судьи Ленинского районного суда г.Астрахани от 1 ноября 2022 года подлежат отмене.
Вместе с тем, по смыслу части 1 статьи 4.5 КоАП РФ, срок давности привлечения к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного статьей 9.13 КоАП РФ, составляет 60 календарных дней со дня его совершения.
После истечения данного срока, согласно положениям статьи 24.5 КоАП РФ, вопрос об ответственности за совершение административного правонарушения (в том числе о наличии или отсутствии в действиях лица, в отношении которого велось производство, состава правонарушения), обсуждаться не может.
Поскольку в данном случае направление дела на новое рассмотрение при допущенных нарушениях, не позволивших объективно и полно рассмотреть его, невозможно в силу истечения срока давности привлечения к административной ответственности, производство по делу подлежит прекращению на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ.
На основании статей 30.16 и 30.17 КоАП РФ, судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
постановление государственного инспектора отдела автотранспортного надзора Южного МУГАДН Ространснадзора от 15 августа 2022 года и решение судьи Ленинского районного суда г.Астрахани от 1 ноября 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 9.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Степаненко Л.А. отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ - в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
Судья Д.В.Монмарь
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.