Судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Монмарь Д.В., рассмотрев жалобу старшего государственного инспектора южного межрегионального управления Роприроднадзора Федюна Н.В. на вступившие в законную силу решение судьи Ленинского районного суда г. Новороссийска от 12 апреля 2022 года и решение судьи Краснодарского краевого суда от 12 июня 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении начальника службы экологической безопасности и рационального природопользования АО "Черноморские магистральные нефтепроводы" (АО "Черномортранснефть") Усова Бориса Васильевича,
УСТАНОВИЛ:
постановлением заместителя главного государственного инспектора Южного межрегионального управления Росприроднадзора Федюн Н.В. от 03.03.2022 N03-23-147-П-3 начальник службы экологической безопасности и рационального природопользования АО "Черноморские магистральные нефтепроводы" Усов Б.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
Решением судьи Ленинского районного суда г. Новороссийска Краснодарского края от 12 апреля 2022 года вышеуказанное постановление и представление N03-23-147-П-4 от 3 марта 2022 года отменены, производство по делу прекращено на основании п.1 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ.
Решением судьи Краснодарского краевого суда от 22 июня 2022 года решение судьи Ленинского районного суда г. Новороссийска Краснодарского края от 12 апреля 2022 года оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, должностное лицо административного органа просит отменить названные судебные акты, постановление административного органа оставить без изменения.
Усов Б.В, уведомленный в соответствии с требованиями части 2 статьи 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о подаче должностным лицом жалобы на указанные судебные решения, возражения в установленный срок не представил.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы заявителя, прихожу к следующим выводам.
На основании части 2 статьи 30.16 указанного Кодекса, в интересах законности, судья полагает необходимым проверить дело об административном правонарушении в полном объеме.
Частью 1 статьи 8.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 настоящего Кодекса, что влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Как следует из материалов дела, во исполнение ежегодного плана проведения плановых проверок на 2021 год, управлением Росприроднадзора в период с 14.10.2021 по 19.11.2021 проведена плановая выездная проверка соблюдения требований природоохранного законодательства РФ АО "Черномортранснефть".
В ходе проверки должностным лицом установлено, что начальником службы экологической безопасности и рационального природопользования АО "Черномортранснефть" Усовым Б.В. совершено административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 8.2 КоАП РФ, выразившееся в том, что АО "Черномортранснефть" не обеспечено накопление отходов лома и черного металлов, загрязненных нефтепродуктами, - безопасным способом для окружающей среды на объекте НВОС N03-0123-001778-П, расположенном по адресу: Краснодарский край, г. Новороссийск, Грушовая Балка, это деяние является нарушением части 1 статьи 51 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды"; части 2 статьи 11 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления"; пункта 220 главы 10 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 года N 3 "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий".
В соответствии с должностной инструкцией от 29.03.2019 N16-07 начальника службы экологической безопасности и рационального природопользования АО "Черномортранснефть" Усов Б.В. осуществляет общее руководство деятельностью работников службы ЭБ И РП ПК "Шесхарис", а также методическое руководство природоохранной деятельностью подразделения ПК "Шесхарис" с целью обеспечения экономически эффективных решений по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов.
Статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в числе прочих обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат, наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые данным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Отменяя постановление старшего государственного инспектора Южного межрегионального управления Росприроднадзора от 03.03.2022 N03-23-147-П-3 и прекращая производство по делу об административном правонарушении в отношении Усова Б.В. по части 1 статьи 8.2 КоАП РФ, судьи пришли к выводу о том, что в действиях должностного лица отсутствовало событие административного правонарушения.
Южным межрегиональным управлением Росприроднадзора на основании распоряжения от 5 октября 2021 года NРЕ-09/67 в период с 14.10.2021 по 19.11.2021 проведена плановая выездная проверка объекта НВОС N 03-0123-001778-П АО "Черномортранснефть".
По результатам проверки административным органом составлен акт плановой выездной проверки от 19.11.2021 N0904/-67Пл-Д/125-1021, а также выдано предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований от 19.11.2021 N0904/-67Пл-Д/125-1021.
В отношении должностного лица АО "Черномортранснефть" - начальника службы экологической безопасности и рационального использования Усова Б.В. вынесено постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.2 КоАП РФ.
Должностное лицо административного органа вменяет Усову Б.В. не обеспечение накопления отходов безопасным способом для окружающей среды на объекте НВОС N 03-0123-001778-П расположенном по адресу: Краснодарский край, г. Новороссийск, Грушовая Балка, а именно: отходы металлического лома "лом и отходы чёрных металлов, загрязнённые нефтепродуктами" накапливаются навалом на открытых площадках и не защищены от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом).
Вместе с тем с в соответствии с пунктом 220 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ N 3 (СанПиН 2.1.3684-21) при накоплении отходов во временных складах, на открытых площадках без тары (навалом, насыпью) или в негерметичной таре должны соблюдаться следующие условия: временные склады и открытые площадки должны располагаться по отношению к жилой застройке в соответствии с требованиями к санитарно - защитным зонам; поверхность отходов, накапливаемых насыпью на открытых площадках или открытых приемниках-накопителях, должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом): поверхность площадки должна иметь твердое покрытие (асфальт, бетон, полимербетон, керамическая плитка).
В судебном заседании судьей районного суда установлено, что отходы "лом и отходы черных металлов, загрязненные нефтепродуктами" временно накапливаются навалом на твердой (бетонной) площадке. В рамках реализации проекта "ПК "Шесхарис", площадка "Грушевая". Реконструкция" (имеется положительное заключение главной государственной экспертизы N 23-11-3-004681-2018 от 13.11.2018) в соответствии с проектной документацией в рамках реализации данного объекта проведено обустройство вертикальной бетонированной (водонепроницаемой) площадки для временного накопления металлолома, по которому предусмотрен сбор загрязненных поверхностных вод с площадки временного накопления металлолома через дождеприемный лоток в резервуар-накопитель производственно-дождевых сточных вод объемом 16 м3 и далее в существующие сети производственно-дождевой канализации с последующим поступлением на очистные сооружения ПП "Шесхарис" ПК "Шесхарис".
В акте проверки от 19.11.2021 указано, что отход "лом и отход черных металлов, загрязненный нефтепродуктами", не относится к инертным материалам, соответственно временное накопление отхода "лом и отход черных металлов, загрязнённый нефтепродуктами" происходит навалом.
Требование пункта 220 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ N 3 (СанПиН 2.1.3684-21) о защите поверхности отходов, на открытых площадках или открытых приемниках ? накопителях, от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом) распространяется на отходы, накапливаемые насыпью, к которым отход "лом и отход черных металлов, загрязненные нефтепродуктами" не относится.
Таким образом, требования пункта 220 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ N 3 (СанПиН 2.1.3684-21) о защите поверхности отходов на открытых площадках или открытых приемниках ? накопителях от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом) не распространяется на отходы, накапливаемые навалом, к которым относится "лом и отходы черных металлов, загрязненных нефтепродуктами".
Административным органом в отношении должностного лица 3 марта 2022 года вынесено представление N 03-23-147-П-4 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
В силу пункта 20.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 2 июня 2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", предусмотренные статьей 29.13 КоАП РФ представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения (ответственность за невыполнение которых установлена статьей 19.6 КоАП РФ), в случае, если они вынесены на основании обстоятельств, отраженных в постановлении по делу об административном правонарушении, могут быть обжалованы вместе с таким постановлением.
В силу того, что решением судьи районного суда постановление должностного лица признано незаконным и отменено, также было отменено представление N03-23-147-П-4 от 3 марта 2022 года о принятии мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушение.
Судья краевого суда согласился с выводами судьи районного суда, как в части отмены постановления должностного лица, так и в части отмены представления.
Судьи пришли к выводу о том, что доводы административного органа, приведенные в постановлении, несостоятельны и не доказаны.
Считаю данные выводы судей законными и основанными на правильной оценке обстоятельств дела. Так, представленные в дело доказательства, безусловно не свидетельствует о наличии в действиях АО Усова С.Б. события и состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.2 КоАП РФ.
Доводы жалобы не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемых судебных постановлений, поскольку обстоятельства по делу установлены правильно, нарушений норм материального и процессуального права не допущено. Имеющиеся доказательства оценены на предмет относимости, допустимости и достаточности, с соблюдением требований статьи 26.11 КоАП РФ.
Считаю необходимым отметить, что годичный срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ для данного правонарушения, в настоящее время истек, в связи с чем, вопрос о виновности начальника службы экологической безопасности и рационального природопользования АО "Черноморские магистральные нефтепроводы" Усова Б.В. повторно обсуждаться не может.
Фундаментальных нарушений норм КоАП РФ, позволяющих отступить от указанного принципа (невозможность ухудшения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, при пересмотре вступившего в законную силу постановления по делу), на которые указывает пункт 2 статьи 4 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, не установлено.
Согласно части 2 статьи 30.17 КоАП РФ изменение постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, если при этом усиливается административное наказание или иным образом ухудшается положение лица, в отношении которого вынесены указанные постановление, решение, не допускается. Ухудшение положения указанного лица тем более недопустимо при отмене состоявшихся по делу об административном правонарушении судебных актов.
Учитывая изложенное, полагаю, что решение судьи Ленинского районного суда г. Новороссийска от 12 апреля 2022 года и решение судьи Краснодарского краевого суда от 12 июня 2022 года, подлежат оставлению без изменения.
На основании статей 30.16 и 30.17 КоАП РФ, судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
решение судьи Ленинского районного суда г. Новороссийска от 12 апреля 2022 года и решение судьи Краснодарского краевого суда от 12 июня 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении начальника службы экологической безопасности и рационального природопользования АО "Черноморские магистральные нефтепроводы" Усова Бориса Васильевича, оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Судья Д.В.Монмарь
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.