Судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Монмарь Д.В., рассмотрев жалобу главного государственного инспектора Южного межрегионального управления Росприроднадзора Минц Д.Н. на вступившие в законную силу решение судьи Ленинского районного суда г. Новороссийска от 6 апреля 2022 года и решение судьи Краснодарского краевого суда от 20 июня 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.46 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении АО "Черномортранснефть",
УСТАНОВИЛ:
постановлением заместителя главного государственного инспектора Южного межрегионального управления РосприроднадзораМинц Д.Н. от 10 февраля 2022 N03-23-2-П-4 АО "Черномортранснефть"признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.46 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
Решением судьи Ленинского районного суда г. Новороссийска Краснодарского края от 6 апреля 2022 года вышеуказанное постановление отменено, производство по делу прекращено на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ.
Решением судьи Краснодарского краевого суда от 20 июня 2022 года решение судьи Ленинского районного суда г. Новороссийска Краснодарского края от 6 апреля 2022 года оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, должностное лицо административного органа просит отменить названные судебные акты, постановление административного органа оставить без изменения.
АО "Черномортранснефть", уведомленное в соответствии с требованиями части 2 статьи 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о подаче должностным лицом жалобы на указанные судебные решения, возражения в установленный срок не представило.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы заявителя, прихожу к следующим выводам.
На основании части 2 статьи 30.16 указанного Кодекса, в интересах законности, судья полагает необходимым проверить дело об административном правонарушении в полном объеме.
В соответствии со статьей 8.46 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение или несвоевременное выполнение обязанности по подаче заявки на постановку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, представлению сведений для актуализации учетных сведений, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от тридцати тысяч до ста тысяч рублей.
Объектом посягательства является установленный нормативными правовыми актами порядок регулирования общественных отношений по соблюдению требований законодательства в области охраны окружающей среды.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", негативным воздействием на окружающую среду признается воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды; объектом, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду, признается объект капитального строительства и (или) другой объект, а также их совокупность, объединенные единым назначением и (или) неразрывно связанные физически или технологически и расположенные в пределах одного или нескольких земельных участков; стационарным источником загрязнения окружающей среды признается источник загрязнения окружающей среды, местоположение которого определено с применением единой государственной системы координат или который может быть перемещен посредством передвижного источника загрязнения окружающей среды.
В соответствии с пунктом 1 статьи 69 Федерального закона от10.01.2002 N-ФЗ, государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в целях получения достоверной информации об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, определения областей применения наилучших доступных технологий, применения программно-целевых методов планирования, а также в целях планирования осуществления государственного экологического надзора.
Согласно пункту 2 статьи 69 вышеуказанного Федерального закона государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, включает в себя, в том числе государственный учет выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, вредных физических воздействий на атмосферный воздух и их источников в соответствии с законодательством Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха, а также государственный учет в области обращения с отходами производства и потребления в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами производства и потребления.
В соответствии со статьей 69.2 Федерального закона от10.01.2002 N-ФЗ "Об охране окружающей среды", объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, в уполномоченном Правительством Российской Федерации федеральном органе исполнительной власти, за исключением объектов, подведомственных федеральному органу исполнительной власти в области обеспечения безопасности, и федеральном органе исполнительной власти в области обеспечения безопасности в отношении подведомственных ему объектов или органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией (пункт 1).
В силу пункта 6 статьи 69.2 Федерального закона "Об охране окружающей среды" сведения об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, подлежат актуализации в связи с представлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями сведений:
о замене юридического лица или индивидуального предпринимателя, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, реорганизации юридического лица в форме преобразования, об изменении его наименования, адреса (места нахождения), а также об изменении фамилии, имени, отчества (при наличии), места жительства индивидуального предпринимателя, реквизитов документа, удостоверяющего его личность;
об изменении места нахождения объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду; и т.д.
Сведения, указанные в абзацах втором и третьем пункта 6 настоящей статьи, представляются юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией в срок не позднее чем через тридцать дней со дня государственной регистрации таких изменений (пункт 7 статьи 69.2 Федерального закона "Об охране окружающей среды").
Согласно пункту 8 Федерального закона "Об охране окружающей среды" сведения, указанные в абзацах втором и третьем пункта 6 настоящей статьи, подтверждаются документами:
о смене собственника (владельца), осуществляющего хозяйственную и (или) иную деятельность на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду;
о реорганизации юридического лица, осуществляющего хозяйственную и (или) иную деятельность на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду;
об изменении места нахождения объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду.
Как следует из материалов дела, по результатам проведенной сотрудниками ЮМУ Росприроднадзора проверки (акт проверки от ДД.ММ.ГГГГ) установлено, что АО "Черномортранснефть" в 2016 году обеспечена постановка на государственный учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду по адресу: "адрес" с присвоением кода объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду N-П (2-я категория). В 2021 году предприятием проведена инвентаризация источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, согласно которой, на объекте установлено 44 источника выбросов, из них 16 организованных и 28 неорганизованных с выбросом в атмосферу 7, 7976976856 т/год загрязняющих веществ.
Между тем в Программно-технологическом комплексе "Госконтроль" ПТО УОНВОС в учетной записи объекта НВОС N 03-0123-001713-П указано о расположении на объекте 33 источников выбросов с выбросом в атмосферу 8, 426271 т/год загрязняющих веществ.
Таким образом, АО "Черномортранснефть" не обеспечено проведение актуализации учетной записи объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду N-П по адресу: "адрес", с учетом количества источников выбросов и суммарного валового выброса загрязняющих веществ, установленных при проведении инвентаризации, а также выведенных из эксплуатации источников выбросов, что является нарушением п. 6 ст. 69.2 Федерального закона РФ от 10 января 2002г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения АО "Черномортранснефть" к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.46 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в числе прочих обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат, наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые данным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
При рассмотрении жалобы на постановление заместителя главного государственного инспектора Южного межрегионального управления РосприроднадзораМинц Д.Н. от 10.02.2022 N03-23-22-П-4, судьи пришли к выводу об отсутствии состава административного правонарушения.
В обоснование данной позиции указано, что до введения в действие 24 декабря 2019 года приказа Минприроды России от 07 августа 2018 года N 352 "Об утверждении Порядка проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки", конкретных сроков для осуществления корректировки данных инвентаризации источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух не устанавливалось.
Согласно п. 2 приказа Минприроды России от 7 августа 2018 года N 352 документация по инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, утвержденная до вступления в силу настоящего приказа, является действующей и подлежит корректировке в случаях, предусмотренных Порядком. В случае отсутствия такой документации, она должна быть оформлена в соответствии с требованиями Порядка и утверждена не позднее двух лет со дня вступления в силу настоящего приказа.
В силу п. 45 Порядка, утвержденного приказом Минприроды России от 7 августа 2018 года N 352, корректировка данных инвентаризации выбросов проводится не позднее одного года со дня возникновения обстоятельств, указанных в пункте 42 настоящего Порядка.
Таким образом, документация инвентаризации источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в данном случае должна быть произведена не позднее двух лет со дня вступления названного приказа в законную силу, а в отношении иных источников - в течение года со дня возникновения соответствующего обстоятельства.
Актуализация источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух на объекте НВОС N 03-0123-001713-П произведена АО "Черномортранснефть" путем проведения в марте 2021 года инвентаризации и получения соответствующего свидетельства N 5198099 от 29.10.2021г.
Из акта плановой выездной проверки Росприроднадзора от 19 ноября 2021 года, отчета инвентаризации АО "Черномортранснефть" от 02.03.2021г, актов вывода из эксплуатации источников выбросов вредных веществ АО "Черномортранснефть" следует, что ряд источников (заточный станок с пылеулавливающим агрегатом Ц-405, инв. N 101000) выведен из эксплуатации 17 августа 2017 года, а другие (установка сжигания отходов) - 14 мая 2021 года.
Ввиду изложенного, судьи районного и краевого суда пришли к выводу о соблюдении АО "Черномортранснефть" сроков актуализации учетных данных об источниках выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (в отношении источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух на объекте - не позднее 24 декабря 2021 года, а в отношении источников, выведенных из эксплуатации 2.03.2021 года - в течение года (не позднее 02.03.2022г.).
Считаю данные выводы судей законными и основанными на правильной оценке обстоятельств дела. Так, представленные в дело доказательства, безусловно не свидетельствует о наличии в действиях АО "Черномортранснефть" состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.46 КоАП РФ.
Доводы жалобы не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемых судебных постановлений, поскольку обстоятельства по делу установлены правильно, нарушений норм материального и процессуального права не допущено. Имеющиеся доказательства оценены на предмет относимости, допустимости и достаточности, с соблюдением требований статьи 26.11 КоАП РФ.
Считаю необходимым отметить, что годичный срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ для данной категории вида правонарушения, в настоящее время истек, в связи с чем, вопрос о виновности АО "Черномортранснефть" повторно обсуждаться не может.
Фундаментальных нарушений норм КоАП РФ, позволяющих отступить от указанного принципа (невозможность ухудшения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, при пересмотре вступившего в законную силу постановления по делу), на которые указывает пункт 2 статьи 4 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, не установлено.
Согласно части 2 статьи 30.17 КоАП РФ изменение постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, если при этом усиливается административное наказание или иным образом ухудшается положение лица, в отношении которого вынесены указанные постановление, решение, не допускается. Ухудшение положения указанного лица тем более недопустимо при отмене состоявшихся по делу об административном правонарушении судебных актов.
Учитывая изложенное, полагаю, что решение судьи Ленинского районного суда г. Новороссийска от 6 апреля 2022 года и решение судьи Краснодарского краевого суда от 20 июня 2022 года, подлежат оставлению без изменения.
На основании статей 30.16 и 30.17 КоАП РФ, судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
решение судьи Ленинского районного суда г. Новороссийска от 6 апреля 2022 года и решение судьи Краснодарского краевого суда от 20 июня 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.46 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении АО "Черномортранснефть", оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Судья Д.В.Монмарь
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.