Судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Монмарь Д.В., рассмотрев жалобу начальника отдела установления материального (семейного) капитала ОПФР по г.Севастополю Лазарюк Ю.Л. на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 13 Ленинского судебного района г. Севастополя от 20 октября 2022 года и решение судьи Ленинского районного суда г. Севастополя от 12 декабря 2022 года, вынесенные в отношении начальника отдела установления материального (семейного) капитала ОПФР по г.Севастополю Лазарюк Ю.Л. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 5.63 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением мирового судьи судебного участка N 13 Ленинского судебного района г. Севастополя от 20 октября 2022 года, оставленным без изменения решением судьи Ленинского районного суда г. Севастополя от 12 декабря 2022 года, начальник отдела установления материального (семейного) капитала ОПФР по г.Севастополю Лазарюк Ю.Л. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.63 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 3 000 (три тысячи) рублей.
В жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, Лазарюк Ю.Л. просит отменить состоявшиеся в отношении нее по настоящему делу об административном правонарушении акты, ссылаясь на их незаконность, производство по делу прекратить на основании ст. 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.
Частью 1 статьи 5.63 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена ответственность за нарушение должностным лицом федерального органа исполнительной власти или органа государственного внебюджетного фонда Российской Федерации, работником многофункционального центра, работником иной организации, осуществляющей в соответствии с законодательством Российской Федерации функции многофункционального центра, или работником государственного учреждения, осуществляющего деятельность по предоставлению государственных услуг в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и государственного кадастрового учета недвижимого имущества, порядка предоставления государственной услуги, предоставляемой федеральным органом исполнительной власти или государственным внебюджетным фондом Российской Федерации, повлекшее непредоставление государственной услуги заявителю либо предоставление государственной услуги заявителю с нарушением установленных сроков, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" государство для семей, имеющих детей, в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, предусмотрело меры государственной поддержки в виде права на получение материнского (семейного) капитала, обеспечивающего возможность улучшения жилищных условий, получения образования, социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов, а также повышения уровня пенсионного обеспечения.
В силу ст. 7 Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" распоряжение средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала осуществляется лицами, получившими сертификат, путем подачи в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации соответствующего заявления.
Исчерпывающий перечень оснований для отказа в удовлетворении заявления о распоряжении средствами материнского капитала определен в части 2 статьи 8 Федерального закона N 256-ФЗ от 29 декабря 2006 года "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей".
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" государственная услуга, предоставляемая федеральным органом исполнительной власти, органом государственного внебюджетного фонда, исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органом местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (далее - государственная услуга), - деятельность по реализации функций соответственно федерального органа исполнительной власти, государственного внебюджетного фонда, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органа местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (далее - органы, предоставляющие государственные услуги), которая осуществляется по запросам заявителей в пределах установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации полномочий органов, предоставляющих государственные услуги.
Согласно п. 1 статьи 5 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" заявители имеют право на получение государственной или муниципальной услуги своевременно и в соответствии со стандартом предоставления государственной или муниципальной услуги и с единым стандартом в случае, предусмотренном частью 2 статьи 14 настоящего Федерального закона.
В силу пунктов 14, 15 Административного регламента предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации и его территориальными органами государственной услуги по рассмотрению заявления о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала, утвержденного постановлением Правления Пенсионного фонда России от 24 июня 2019 года N 364п (далее - Административный регламент), рассмотрение заявления о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала осуществляется Пенсионным фондом России, территориальным органом Пенсионного фонда России в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня приема заявления о распоряжении со всеми необходимыми документами, по результатам которого выносится решение об удовлетворении (об отказе в удовлетворении) заявления о распоряжении). Документы (копии документов, сведения), необходимые для вынесения решения об удовлетворении (об отказе в удовлетворении) заявления о распоряжении, запрашиваются ПФР, территориальными органами ПФР в органах, предоставляющих государственные услуги, органах, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органах, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, если указанные документы (копии документов, сведения) находятся в распоряжении таких органов либо организаций. При этом решение об удовлетворении (отказе в удовлетворении) заявления о распоряжении (приложение N 4 к Административному регламенту) в этом случае принимается ПФР, территориальным органом ПФР в срок, не превышающий двадцати рабочих дней со дня приема заявления о распоряжении.
В соответствии с п. 82 Административного регламента должностное лицо ПФР, территориального органа ПФР: а) рассматривает заявление о распоряжении, представленные документы (сведения из документов) и определяет наличие либо отсутствие права на распоряжение средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала в соответствии с законодательством Российской Федерации; б) принимает решение об удовлетворении (об отказе в удовлетворении) заявления о распоряжении в срок, указанный в пункте 14 Административного регламента.
Пунктами 18-26 Административного регламента закреплен исчерпывающий перечень необходимых и обязательных документов, подлежащих представлению гражданином для предоставления государственной услуги.
Согласно п. 31 Административного регламента гражданин в качестве документа, необходимого для предоставления государственной услуги, вправе представить также копию разрешения на строительство, выданного лицу, получившему сертификат.
Непредставление гражданином указанного документа не является основанием для отказа в предоставлении государственной услуги.
ПФР, территориальный орган ПФР не вправе требовать представления документов и информации или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственной услуги (п. 37 Административного регламента).
Объективная сторона правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.63 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выражается в нарушении должностным лицом порядка предоставления государственной услуги.
Как следует из материалов дела, Лазарюк Ю.Л, занимая должность начальника отдела установления материнского (семейного) капитала ОПФР по г.Севастополю, допустила нарушение порядка предоставления государственной услуги, выразившееся в вынесении решения об отказе в распоряжении средствами материнского капитала от 25 июля 2022 года N 3898 по заявлению Готовцевой А.К, в отсутствие оснований для этого.
Факт совершения названным лицом вменяемого административного правонарушения и ее виновность подтверждаются: постановлением прокурора Нахимовского района г.Севастополя о возбуждении дела об административном правонарушении от 23 сентября 2022 года; заявлением Готовцевой А.К. о распоряжении средствами (частью средств) материнского капитала, зарегистрированным 27 июня 2022 года; уведомлением об отказе в удовлетворении заявления о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала от 25 июля 2022 года N 3898; объяснениями Лазарюк Ю.Л. от 22 сентября 2022 года, согласно которым, причиной отказа в предоставлении услуги послужило непоступление из Администрации Бахчисарайского района Республики Крым ответа на межведомственный запрос; приказом N 145-лс от 03 марта 2020 года о принятии на работу Лазарюк Ю.Л. на должность начальника отдела социальных выплат ГУ-УПФР в г.Севастополе; трудовым договором, заключенным между ГУ-УПФР в г.Севастополе (межрайонное) и Лазарюк Ю.Л.; должностной инструкцией начальника отдела установления материнского (семейного) капитала, управления установления пенсий и социальных выплат Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по г.Севастополю и иными материалами дела, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении по существу в соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения. В силу требований статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлены: наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее административное правонарушение, виновность указанного лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Таким образом, Лазарюк Ю.Л. обоснованно привлечена к административной ответственности по части 1 ст. 5.63 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Порядок и срок давности привлечения названного лица к административной ответственности соблюдены.
Между тем доводы настоящей жалобы, сводящиеся к признанию совершенного правонарушения малозначительным, считаю заслуживающими внимания.
Рассматривая дело об административном правонарушении, и, привлекая Лазарюк Ю.Л. к административной ответственности по части 1 статьи 5.63 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, мировой судья исходил из того, что виновность Лазарюк Ю.Л. в административном правонарушении доказана.
В силу статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
До рассмотрения мировым судьей настоящего дела об административном правонарушении Государственным учреждением - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по г.Севастополю вынесено решение об удовлетворении заявления Готовцевой А.К. о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала (решение от 3 августа 2022 года), денежные средства в размере 262263 рублей перечислены на счет Готовцевой А.К. (платежное поручение N 32662 от 9 августа 2022 года). По делу установлено наличие смягчающих административную ответственность обстоятельств (признание Лазарюк Ю.Л. своей вины, раскаяние в содеянном, наличие на иждивении малолетнего ребенка) и отсутствие отягчающих административную ответственность обстоятельств.
В соответствии со статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Согласно пункту 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", если при рассмотрении дела будет установлена малозначительность совершенного административного правонарушения, судья на основании статьи 2.9 указанного Кодекса вправе освободить виновное лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием, о чем должно быть указано в постановлении о прекращении производства по делу. Если малозначительность административного правонарушения будет установлена при рассмотрении жалобы на постановление по делу о таком правонарушении, то на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 указанного Кодекса выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Приведенные выше обстоятельства позволяют сделать вывод о том, что совершенное Лазарюк Ю.Л. деяние, хотя формально и содержит признаки состава административного правонарушения, но с учетом его характера, роли правонарушителя, отсутствия каких-либо тяжких последствий не представляет существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений, в связи с чем, имеются основания для признания административного правонарушения малозначительным.
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 названного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.
При таких обстоятельствах постановление мирового судьи судебного участка N13 Ленинского судебного района г. Севастополя от 20 октября 2022 года и решение судьи Ленинского районного суда г. Севастополя от 12 декабря 2022 года, вынесенные в отношении начальника отдела установления материального (семейного) капитала ОПФР по г.Севастополю Лазарюк Ю.Л. по настоящему делу об административном правонарушении подлежат отмене, а производство по делу - прекращению на основании статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
жалобу начальника отдела установления материального (семейного) капитала ОПФР по г.Севастополю Лазарюк Ю.Л. удовлетворить.
Постановление мирового судьи судебного участка N 13 Ленинского судебного района г. Севастополя от 20 октября 2022 года и решение судьи Ленинского районного суда г. Севастополя от 12 декабря 2022 года, вынесенные в отношении начальника отдела установления материального (семейного) капитала ОПФР по г.Севастополю Лазарюк Юлии Леонидовны по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 5.63 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения.
Судья Д.В.Монмарь
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.