Судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Монмарь Д.В., рассмотрев жалобу главного государственного инспектора Южного межрегионального управления Росприроднадзора Минц Д.Н. на вступившие в законную силу решение судьи Ленинского районного суда г. Новороссийска от 19 апреля 2022 года и решение судьи Краснодарского краевого суда от 13 июля 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.46 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении АО "Черномортранснефть",
УСТАНОВИЛ:
постановлением заместителя главного государственного инспектора Южного межрегионального управления Росприроднадзора Минц Д.Н. от 10.02.2021 N03-23-50-П-4 АО "Черномортранснефть" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.46 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
Решением судьи Ленинского районного суда г. Новороссийска Краснодарского края от 19 апреля 2022 года вышеуказанное постановление отменено, производство по делу прекращено на основании п.1 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ.
Решением судьи Краснодарского краевого суда от 13 июля 2022 года решение судьи Ленинского районного суда г. Новороссийска Краснодарского края от 19 апреля 2022 года оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, должностное лицо административного органа просит отменить названные судебные акты, постановление административного органа оставить без изменения.
АО "Черномортранснефть", уведомленное в соответствии с требованиями части 2 статьи 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о подаче должностным лицом жалобы на указанные судебные решения, возражения в установленный срок не представило.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы заявителя, прихожу к следующим выводам.
На основании части 2 статьи 30.16 указанного Кодекса, в интересах законности, судья полагает необходимым проверить дело об административном правонарушении в полном объеме.
В соответствии со статьей 8.46 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение или несвоевременное выполнение обязанности по подаче заявки на постановку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, представлению сведений для актуализации учетных сведений, влечет наложение административного штрафа на на юридических лиц от тридцати тысяч до ста тысяч рублей.
Объектом посягательства является установленный нормативными правовыми актами порядок регулирования общественных отношений по соблюдению требований законодательства в области охраны окружающей среды.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", негативным воздействием на окружающую среду признается воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды; объектом, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду, признается объект капитального строительства и (или) другой объект, а также их совокупность, объединенные единым назначением и (или) неразрывно связанные физически или технологически и расположенные в пределах одного или нескольких земельных участков; стационарным источником загрязнения окружающей среды признается источник загрязнения окружающей среды, местоположение которого определено с применением единой государственной системы координат или который может быть перемещен посредством передвижного источника загрязнения окружающей среды.
В соответствии с частью 1 статьи 69 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ, государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в целях получения достоверной информации об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, определения областей применения наилучших доступных технологий, применения программно-целевых методов планирования, а также в целях планирования осуществления государственного экологического надзора.
Согласно части 2 статьи 69 вышеуказанного Федерального закона государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, включает в себя, в том числе государственный учет выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, вредных физических воздействий на атмосферный воздух и их источников в соответствии с законодательством Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха, а также государственный учет в области обращения с отходами производства и потребления в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами производства и потребления.
В соответствии со статьей 69.2 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, в уполномоченном Правительством Российской Федерации федеральном органе исполнительной власти, за исключением объектов, подведомственных федеральному органу исполнительной власти в области обеспечения безопасности, и федеральном органе исполнительной власти в области обеспечения безопасности в отношении подведомственных ему объектов или органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией (часть 1).
Постановка на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется на основании заявки о постановке на государственный учет, которая подается юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями не позднее чем в течение шести месяцев со дня начала эксплуатации указанных объектов (часть 2).
Как следует из материалов дела, во исполнение ежегодного плана проведения плановых проверок на 2021 год, управлением Росприроднадзора проведена плановая выездная проверка соблюдения требований природоохранного законодательства РФ в отношении юридического лица - АО "Черномортранснефть".
В ходе проверки должностным лицом административного органа установлено, что АО "Черномортранснефть" совершено административное правонарушение, предусмотренное статьей 8.46 КоАП РФ, а именно, обществом не обеспечена обязанность по актуализации сведений об объекте НВОС N03-0123-001712-П с учетом организованных источников выбросов - дыхательных клапанов резервуаров РВС-3000, выведенной установки по сжиганию отходов (Форсаж-1), что является нарушением статьи 69.2 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения АО "Черномортранснефть" к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.46 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в числе прочих обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат, наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые данным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
При рассмотрении жалобы на постановление заместителя главного государственного инспектора Южного межрегионального управления Росприроднадзора ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ N-П-4, судьи пришли к выводу об отсутствии события административного правонарушения.
В обоснование данной позиции указано, что АО "Черномортранснефть" произведена постановка на государственный учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду (НВОС), расположенного по адресу: "адрес"-а и получено свидетельство N DHLMOILE от ДД.ММ.ГГГГ с присвоением кода объекта НВОС N NП (2 категория).
Согласно данным проведенной в 2016 году инвентаризации для объекта НВОС N 03-0123-001714-П ЛПДС Хадыженская, на предприятии выявлено 42 источника выброса загрязняющих веществ, из них - 9 организованных, 33 неорганизованных. Источники предприятия выбрасывают в атмосферу 33 загрязняющих вещества (7 твердых, 26 жидких и газообразных).
Валовый выброс загрязняющих веществ в атмосферу составляет: 82, 872772 т/год: в том числе, твердых - 0, 308384 т/год, жидких и газообразных - 82, 564333 т/год.
Согласно инвентаризации источников выбросов, проведенной в 2016 году для объекта НВОС N 03-0123-001714-П ЛПДС Хадыженская, резервуарный парк ЛПДС "Хадыженская" состоит из 4 наземных вертикальных стальных резервуаров со стационарной крышей, строительной емкостью 3000 м3 каждый: РВС-3000 N 1-4.
В резервуары, при необходимости, производится отбор нефти из МН "Тихорецк-Туапсе" и МН "Тихорецк-Туапсе-2", одновременно наполняется один резервуар. Прием нефти с местных промыслов с апреля 2012 года не осуществляется и на перспективный период не планируется. Резервуары оборудованы дыхательными клапанами и являются неорганизованным источником выбросов углеводородов предельных, бензола, ксилола и толуола (ист. 6001).
Вместе с тем, согласно протоколу осмотра, резервуар выведен из эксплуатации, может быть использован только при нештатных и аварийных ситуациях, то есть изменен режим работы оборудования.
Также, согласно сведениям АО "Черномортранснефть", эксплуатирующиеся на объекте резервуары РВС-3000 N 1-4 оснащены дыхательными клапанами. Исходя из данных проведенной инвентаризации, под номером 6001 приняты выбросы от 4 резервуаров РВС-3000, один из которых выведен из эксплуатации.
В учетной записи объекта НВОС N 03-0123-001714-П ЛПДС Хадыженская отсутствуют сведения об организованных источниках выбросов, а именно резервуарах РВС-3000, учитывая, что данные источники загрязнения атмосферного воздуха, характеризуются направленным выбросом вредных веществ через специально сооруженное устройство (дыхательный клапан). Также в соответствии актом вывода из эксплуатации установки сжигания отходов от 23.08.2021 установка по сжиганию отходов (Форсаж-1) выведена из эксплуатации и не используется для обезвреживания отходов.
Судьей районного суда установлено, что источник N 6001 состоит из резервуаров РВС-3000 N 1, 2, 3, 4. Резервуар РВС-3000 N 2 временно выведен из эксплуатации на период проведения реконструкции, источник N 6001 не ликвидирован. Установка для сжигания отходов (источник N 0009) выведена из эксплуатации и передана в линейную эксплуатационную службу (ЛАЭС) в 2021 году в соответствии с актом от 23.08.2021, как оборудование аварийного запаса, предназначенное для использования при ликвидации последствий аварий и инцидентов на линейной части магистральных нефтепроводов.
В соответствии с пунктом 45 Порядка проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате таких инвентаризации и корректировки, утвержденного Приказом Минприроды России от 7 августа 2018 года N 352, корректировка инвентаризации при ликвидации источников загрязнения атмосферного воздуха проводится не позднее года со дня возникновения данного обстоятельства, т.е. в данном случае до 23 августа 2022 года.
Кроме того, резервуары не имеют специальных устройств отвода выбросов, являются местами хранения нефти, загрязняющие вещества от которых поступают в атмосферный воздух в составе ненаправленных потоков газа. Установленные на резервуарах дыхательные клапаны не являются специальным устройством отвода выбросов. Дыхательные клапаны предназначены для герметизации газового пространства в резервуарах регулирования давления в этом пространстве в заданных пределах с целью предотвращения его разрушения.
Методическим пособием по расчету, нормированию и контролю выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, ОАО "НИИ Атмосфера", 2012 года (введено в действие письмом Минприроды РФ N 05-12-47/4521 от 29.03.2012) определен перечень неорганизованных источников выбросов загрязняющих веществ, к которым относятся неплотности технологического оборудования, в том числе работающего при избыточном давлении (дыхательные клапана) (раздел 1.2, пункт 4).
Таким образом, судьи пришли к выводу, что дыхательные клапаны резервуаров РВС-3000 не могут быть отнесены к организованным источникам выбросов. В связи с этим отсутствует необходимость в корректировке инвентаризации источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух ЛПДС "Хадыженская", проведение актуализации учетной записи объекта НВОС N 03-0123-001714-П не требуется.
При таким обстоятельствах, установив, что доводы административного органа о том, что АО "Черномортранснефть" нарушены требования действующих нормативно-правовых актов в части несвоевременного выполнения обязанности по подаче заявки на постановку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, представлению сведений для актуализации учетных сведений, несостоятельны и не доказаны, судьи пришли к верному выводу о том, что в действиях АО "Черномортранснефть" отсутствует событие правонарушения предусмотренного статьей 8.46 КоАП РФ.
Считаю данные выводы судей законными и основанными на правильной оценке обстоятельств дела. Так, представленные в дело доказательства, безусловно не свидетельствует о наличии в действиях АО "Черномортранснефть" состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.46 КоАП РФ.
Доводы жалобы не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемых судебных постановлений, поскольку обстоятельства по делу установлены правильно, нарушений норм материального и процессуального права не допущено. Имеющиеся доказательства оценены на предмет относимости, допустимости и достаточности, с соблюдением требований статьи 26.11 КоАП РФ.
Считаю необходимым отметить, что годичный срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ для данной категории вида правонарушения, в настоящее время истек, в связи с чем, вопрос о виновности АО "Черномортранснефть" повторно обсуждаться не может.
Фундаментальных нарушений норм КоАП РФ, позволяющих отступить от указанного принципа (невозможность ухудшения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, при пересмотре вступившего в законную силу постановления по делу), на которые указывает пункт 2 статьи 4 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, не установлено.
Согласно части 2 статьи 30.17 КоАП РФ изменение постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, если при этом усиливается административное наказание или иным образом ухудшается положение лица, в отношении которого вынесены указанные постановление, решение, не допускается. Ухудшение положения указанного лица тем более недопустимо при отмене состоявшихся по делу об административном правонарушении судебных актов.
Учитывая изложенное, полагаю, что решение судьи Ленинского районного суда г. Новороссийска от 19 апреля 2022 года и решение судьи Краснодарского краевого суда от 13 июля 2022 года, подлежат оставлению без изменения.
На основании статей 30.16 и 30.17 КоАП РФ, судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
решение судьи Ленинского районного суда г. Новороссийска от 19 апреля 2022 года и решение судьи Краснодарского краевого суда от 13 июля 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.46 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении АО "Черномортранснефть", оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Судья Д.В.Монмарь
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.