Судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Монмарь Д.В., рассмотрев жалобу главы Белореченского городского поселения Абрамова В.А., на вступившее в законную силу решение судьи Краснодарского краевого суда от 26 апреля 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Абрамова Александра Владимировича,
УСТАНОВИЛ:
постановлением заместителя руководителя департамента финансово-бюджетного надзора Краснодарского края Пищик Е.В. N21-050/ДЛ/7 от 24 ноября 2022 года глава администрации Белореченкского городского поселения Белореченского района Абрамов А.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
Решением судьи Белореченского районного суда Краснодарского края от 9 февраля 2023 года вышеуказанное постановление отменено, производство по делу прекращено в связи с отсутствием события административного правонарушения.
Решением судьи Краснодарского краевого суда от 26 апреля 2022 года решение судьи Белореченского районного суда Краснодарского края от 9 февраля 2023 года отменено, дело возвращено в Белореченский районный суд Краснодарского края на новое рассмотрение в ином составе суда.
В жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, глава Белореченского городского поселения Абрамов В.А. ставит вопрос об отмене решения судьи Краснодарского краевого суда от 26 апреля 2022 года. В обоснование доводов жалобы указывает на то, что судьей краевого суда не исследованы и не дана надлежащая оценка всем доказательствам, и вынесено незаконное и необоснованное судебное постановление.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, прихожу к следующему.
Статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния.
Как следует из материалов дела, в соответствии с приказом департамента ФБН КК от 21.09.2021 N119, в рамках плановой выездной проверки муниципального образования Белореченский район Краснодарского края, и поселений, входящих в его состав, отраслевых (функциональных) и территориальных органов администрации муниципального образования, муниципальных учреждений, в отношении администрация МО Белореченское городского поселения была проведена проверка соблюдения целей, порядка и условий предоставления межбюджетных субсидий, субвенций, в том числе в рамках реализации национальных (региональных) проектов за период с 01.01.2019 по истекший период 2021 года.
По результатам проверки составлены акт от 12.11.2021 и протокол от 07.12.2021 N21-050/ДЛ/7 по факту нецелевого расходования средств краевого бюджета, выраженное в расходования бюджетных средств на оплату работ, которые фактически не выполнены.
В рамках реализации мероприятия "Предоставление субсидий местным бюджетам в целях софинансирование расходных обязательств муниципальных образований "адрес", возникающих при реализации муниципальных программ, направленных на организацию благоустройства территории городских округов, поселений, в том числе территории соответствующего функционального назначения (площадей, набережных, улиц, пешеходных зон, скверов, парков, иных территорий), дворовых территорий, за исключением мероприятий, указанных в пункте 1.3.1 приложения N к подпрограмме "Развитие благоустройства населенных пунктов "адрес"" государственной программы "адрес" "Развитие жилищно-коммунального хозяйства" в рамках регионального проекта "Формирование комфортной городской среды" государственной программы "Формирование современной городской среды", утвержденной постановлением главы администрации (губернатора) "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N, между министерством топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства "адрес" (далее - Министерство ТЭК и ЖКХ) и администрацией Белореченского городского поселения было заключено Соглашение о предоставлении субсидии из краевого бюджета местному бюджету муниципального образования "адрес" на организацию благоустройства территорий от ДД.ММ.ГГГГ N на сумму 43 927 575 рублей, в том числе средства краевого бюджета - 41 731 196, 25 рублей (далее - Соглашение N).
Это соглашение заключено при условии соблюдения Правил предоставления и распределения из краевого бюджета местным бюджетам муниципальных образований Краснодарского края, утвержденными постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от
Финансирование указанного мероприятия в проверяемом периоде Белореченским городского поселения осуществлялось в рамках выполнения мероприятия, определенные пунктом 1.2. раздела 1 "Общественные территории" таблицы N1 Перечня мероприятий муниципальной программы "Формирование современной городской среды Белореченского городского поселения Белореченского района на 2018 ? 2024 годы (далее - Программа Формирование современной среды), утвержденное постановлением администрации Белореченского городского поселения от 25.09.2017 N490 (с последующими дополнениями и изменениями) и в соответствии с Решением Совета Белореченского городского поселения от 12.12.2018 N306 "О бюджете Белореченского городского поселения Белореченского района на 2019 год", от 13.12.2019 N20 "О бюджете Белореченского городского поселения Белореченского района на 2020 год", от 15.12.2020 N70 "О бюджете Белореченского городского поселения Белореченского района на 2021 год".
В соответствии с пунктом 2 приложения N6 "Ведомственная структура расходов бюджета Белореченского городского поселения Белореченского района на 2021 год" Решения Совета Белореченского городского поселения от 15.12.2020 N70 "О бюджете Белореченского городского поселения Белореченского района на 2021 год" (с последующими дополнениями и изменениями) на реализацию муниципальной программы "Благоустройство территории Белореченского городского поселения Белореченского района на 2021 - 2023 годы", утвержденной постановлением администрации Белореченского городского поселения от 19.10.2020 N840, было предусмотрено финансирование в объеме 43 927 575 рублей, в том числе средства краевого бюджета - 41 731 196, 25 рублей.
Во исполнение взятых на себя обязательств по Соглашению от 28.01.2021 N03608101-1-2021-002 администрация МО Белореченское городского поселения по результатам электронных торгов заключило в том числе муниципальный контракт от 22.03.2021 N01183000164210000090001 на Благоустройство внутридворовой территории по адресу: Краснодарский край, г. Белореченск, ул. Ленина, 27 и 25/1, ул. Интернациональная, 10 и 12 с индивидуальным предпринимателем Чрагян А.А.
Проверкой оплаченных заказчиком объемов и видов работ с фактически выполненными работами, зафиксированными актом осмотра и обмера отдельных видов работ от 07.10.2021, выявлены факты завышения объемов оплаченных работ (приписки), то есть фактически невыполненных подрядной организацией работ.
Так, подрядной организацией (ИП Чагрян А.А.) предъявлены и администрацией оплачены работы по "устройству покрытий бесшовных толщиной 5 мм: эпоксидно-каучуковых" в объеме 420, 03 кв.м. (позиция 2 акта о приемке выполненных работ от 30.08.2021 N6 в количестве 393, 27 кв.м "+" позиция 9 акта о приемке выполненных работ от 22.09.2021 N9 в количестве 26, 76 кв.м. = 420, 03 кв.м.), а обмером зафиксировано фактическое выполнение указанных работ в объеме 390, 40 кв.м.
Установлено, что администрацией оплачены работы на сумму 41 780, 62 рублей по "устройству покрытий бесшовных толщиной 5 мм: эпоксидно-каучуковых" в объеме 29, 63 кв.м. (390, 40-420, 03 = - 29, 63 кв.м.), которые подрядной организацией не выполнены. Перерасчет стоимости приобщен к материалам дела.
Подрядной организацией предъявлены и администрацией оплачены работы по "устройству покрытия толщиной 4 см из горячих асфальтобетонных смесей пористых мелкозернистых (крупнозернистых)" в количестве 6 441, 09" м2 (позиция 8 акта о приемке выполненных работ от 30.08.2021 N5 в количестве 3800 кв.м "+" позиция 19 акта о приемке выполненных работ от 30.08.2021 N5 в количестве 1 278, 12 кв.м. "+" позиция 13 акта о приемке выполненных работ от 30.08.2021 N5 в количестве 1 278, 12 кв.м. "+" позиция 13 акта о приемке выполненных работ от 09.09.2021 N8 в количестве 84, 85 кв.м. = 6 441, 09 кв.м), а обмером зафиксировано фактическое выполнение указанных работ в объеме 4 428, 2 кв.м.
С учетом выполнения под стоянками для автомобилей двухслойного покрытия в количестве 1 278, 12 кв.м. толщиной 9 см (нижний слой 5 см из крупнозернистой асфальтобетонной смеси "+" верхний слой 4 см из мелкозернистой асфальтобетонной смеси), администрацией оплачены работы в объеме 734, 77 кв.м. на сумму 325 928, 03 рублей по "устройству покрытия толщиной 4 см из горячих асфальтобетонных смесей пористых мелкозернистых", которые подрядной организацией не выполнены. Перерасчет стоимости приобщен к материалам дела.
Таким образом, администрация Белореченского городского поселения израсходовала в 2021 году бюджетные средства в сумме 367 708, 65 рублей на оплату расходов по муниципальному контракту от 22.03.2021 N01183000164210000090001, которые произведены на оплату фактически не выполненных работ.
Уровень софинансирования установлен пунктом 2.2 Соглашения N03608101-1-2020-002 в приложении N1 и составляет 95%. С учетом уровня софинансирования допущено нецелевое использование средств краевого бюджета в размере 349323, 21 рублей.
Денежные средства, выделенные администрации МО Белореченского городского поселения на оплату строительно-монтажных работ (затрат), приобретения оборудования, по объекту "Благоустройство внутридворовой территории по адресу: Краснодарский край, Белореченский район, г. Белореченск, ул. Ленина, 27 и 25/1, ул. Интернациональная, 10 и 12 (муниципальный контракт от 22.03.2021 N01183000164210000090001) доведены главным распорядителем бюджетных средств (МинТЭК КК) и имеют целевое назначение.
В свою очередь, целевые денежные средства должны использоваться исключительно на оплату расходов, обозначенных при их предоставлении. Направление средств на оплату работ, которые фактически не выполнены, не соответствует целям и условиям их выделения и является нецелевым использованием бюджетных средств (статья 306.4 Бюджетного кодекса РФ).
Учитывая вышеизложенное, администрация Белореченского городского поселения, в нарушении пункта 3 части 1 статьи 162 Бюджетного кодекса РФ; пунктов 3.2 и 5.4 Соглашения от 28.01.2021 N03608101-1-2021-002 допущено нецелевое использование средств краевого бюджета в сумме 349 323, 21 рублей (при общем объеме бюджетных средств, использованных не по целевому назначению в сумме 367 708, 65 рублей), выраженное в расходования бюджетных средств на оплату работ, которые фактически не выполнены.
Вышеуказанные обстоятельства послужили основанием для вынесения постановления о привлечении главы администрации Белореченского городского поселения Белореченского района Абрамова А.В. к административной ответственности по ст. 15.14 КоАП РФ.
Рассматривая жалобу Абрамова А.В. на указанное постановление, судья Белореченского районного суда Краснодарского края, пришел к выводу об отсутствии события административного правонарушения, посчитав, что факты завышения объемов оплаченных работ (приписки), то есть фактически невыполненных подрядной организацией работ не нашли своего подтверждения. Как и не нашёл своего подтверждения факт того, что должностное лицо Абрамова А.В. имел умысел, а именно сознавал противоправный характер своего действия по оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным бюджетной сметой, предвидел возможность наступления вредных последствий для охраняемых законом бюджетных отношений и желал наступления таких последствий (прямой умысел) или сознательно их допускал либо относился к ним безразлично (косвенный умысел). Кроме того, судья указал, что правовая оценка арбитражным судом действий общества и примененного им положения закона, на которой основан вывод о наличии состава административного правонарушения, не может рассматриваться в качестве обстоятельства, имеющего преюдициальное значение для суда общей юрисдикции, рассматривающего другое дело.
Отменяя постановление судьи районного суда и направляя дело на новое рассмотрение, судья краевого суда исходил из того, что судьей районного суда необоснованно не принято во внимание, что в соответствии с процессуальным законодательством в отношении фактов, установленных вступившим в законную силу судебным решением, признается преюдициальное значение.
К материалам дела приобщено решение Арбитражного суда Краснодарского края от 05.10.2022 по делу N А32-2996 (оспорено постановление 21-050/ЮЛ/66 о привлечении к административной ответственности юридического лица по тем же основаниям, что в настоящем деле) установлены следующие фактические обстоятельства (страница 5 решения): "подрядной организацией (ИП Чрагян А.А.) предъявлены и заказчиком (администрация МО Белореченского ГП) оплачены работы по "устройству покрытий бесшовных толщиной 5 мм: эпоксидно-каучуковых" в объеме 402, 03 кв.м, а обмером зафиксировано фактическое выполнение указанных работ в объеме 390, 40 кв.м. То есть, заказчиком оплачены работы по "устройству покрытий бесшовных толщиной 5 мм: эпоксидно-каучуковых" в объеме 29.63 кв.м на 41 780, 62 рублей, которые подрядной организацией не выполнены (перерасчет приобщен к материалам дела).
Подрядной организацией предъявлены и заказчиком оплачены работы по "устройству покрытия толщиной 4 см из горячих асфальтобетонных смесей пористых мелкозернистых" в количестве 6441, 09 кв.м, а обмером зафиксировано фактическое выполнение указанных работ в объеме 4 428, 2 кв.м. То есть, с учетом двухслойного покрытия под стоянками для автотранспорта в количестве 1 278, 12 кв.м, заказчиком оплачены работы на сумму 325 928, 03 рублей по "устройству покрытия толщиной 4 см из горячих асфальтобетонных смесей пористых мелкозернистых" в объеме 734, 77 кв.м, которые подрядной организацией не выполнены (перерасчет приобщен к материалам дела)".
При рассмотрении дела районным судом вышеуказанным обстоятельствам правовая оценка не дана, в связи с чем, судья районного суда преждевременно пришел к выводу об отсутствии события административного правонарушения.
Оценивая выводы судьи краевого суда, исхожу из следующего.
В своей жалобе глава Белореченского городского поселения Абрамов В.А. выражает несогласие с выводами судьи краевого суда, указывая на то, что судебное решение вынесено с нарушением и неправильным применением норм материального и процессуального права.
Таких нарушений при рассмотрении жалоб допущено не было, процессуальные нормы КоАП РФ применены правильно, исходя из буквального их толкования.
Полномочия судьи, рассматривающего дело по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении, устанавливает часть 1 статьи 30.7 КоАП РФ, в соответствии с которой по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений:
1) об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения;
2) об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление;
3) об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление;
4) об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания;
5) об отмене постановления и о направлении дела на рассмотрение по подведомственности, если при рассмотрении жалобы установлено, что постановление было вынесено неправомочными судьей, органом, должностным лицом.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 30.17 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об оставлении постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста без изменения, а жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов без удовлетворения.
Считаю, что, установив допущенные судьей районного суда существенные процессуальные нарушения, судья краевого суда пришел к обоснованному выводу о необходимости отмены вынесенного решения в отношении Абрамова А.В. и направлении дела на новое рассмотрение.
При таких обстоятельствах, предусмотренных статьей 30.17 КоАП РФ оснований для отмены обжалуемого судебного постановления не усматриваю.
На основании статей 30.16 и 30.17 КоАП РФ, судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
решение судьи Краснодарского краевого суда от 26 апреля 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Абрамова Александра Владимировича, оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Судья
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.