Судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Борс Х.З., рассмотрев жалобу представителя Администрации г. Шахты Ростовской области по доверенности Колодяжной Е.Н., на вступившие в законную силу постановление начальника отдела - старшего судебного пристава Межрайонного отдела по особым исполнительным производствам УФССП России по Ростовской области от 8 декабря 2022 года, решение судьи Шахтинского городского суда Ростовской области от 16 марта 2023 пода и решение судьи Ростовского областного суда от 24 апреля 2023 года, вынесенные в отношении администрации города Шахты Ростовской области, по делу об административном правонарушении, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением начальника отдела - старшего судебного пристава Межрайонного отдела по особым исполнительным производствам УФССП России по Ростовской области от 08 декабря 2022 года, оставленным без изменения решением судьи Шахтинского городского суда Ростовской области от 16 марта 2023 пода и решением судьи Ростовского областного суда от 24 апреля 2023 года, администрация города Шахты Ростовской области, привлечена к административной ответственности по ч.1 ст. 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением наказания в виде административного штрафа-в размере 30 000 рублей.
В жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, представитель администрации города Шахты в жалобе просит отменить обжалуемые акты, производство по делу об административном правонарушении прекратить.
Лица, участвующие в деле о времени и месте рассмотрения дела извещены в соответствии с требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Изучив доводы жалобы заявителя, во взаимосвязи с материалами дела об административном правонарушении, судья кассационного суда приходит к следующему.
Частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (все нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения администрации города Шахты Ростовской области к административной ответственности) предусмотрена административная ответственность за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, и влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Из материалов дела следует, согласно вступившему в законную силу 7 ноября 2016 года решением Шахтинского городского суда Ростовской области от 30 августа 2016 года, по гражданскому делу N2-3576/2016, суд обязал Администрацию г. Шахты в срок до 1 декабря 2017 года устранить в отношении кладбища в пос. Сидорово-Кадамовский в г.Шахты нарушения п.п.2.7, 2.9, 6.4, 6.6, 6.7. СанПин 2.1.2882-11 "Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 июня 2011 года N 84, а именно: разработать и утвердить проект устройства кладбища; построить общественный туалет; определить зоны зеленых насаждений, установить урны для сбора мусора, площадки для мусоросборников с подъездами к ним. В добровольном порядке Администрацией г. Шахты решение суда не исполнено.
12 февраля 2018 года судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела по особым исполнительным производствам УФССП России по Ростовской области вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора, а 11 ноября 2022 года судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о назначении нового срока исполнения вышеуказанного решения суда, новый срок установлен до 25 ноября 2022 года.
В установленный судебным приставом-исполнителем срок, Администрация указанные требования не выполнила, заявление об отсрочке исполнения решения суда, приостановлении исполнительного производства не предъявила.
30 ноября 2022 года в отношении Администрации г. Шахты судебным приставом исполнителем Межрайонного отдела по особым исполнительным производствам УФССП России по Ростовской области составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренного ч.1 ст.17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
08 декабря 2022 года постановлением начальника отдела - старшего судебного пристава Межрайонного отдела по особым исполнительным производствам УФССП России по Ростовской области администрация г. Шахты признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Указанные обстоятельства дела и вина Администрации г. Шахты в совершении административного правонарушения подтверждаются собранными доказательствами: протоколом об административном правонарушении N 2029/22/61018-АП от 30 ноября 2022 года; копией исполнительного листа ФС N 013172318; постановлением о взыскании исполнительского сбора от 12 февраля 2018 года; постановлением о назначении нового срока исполнения от 11 ноября 2022 года; и иными материалами дела, которым дана оценка на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Исходя из содержания ч. 2 ст. 1.5, ст. 24.1, ст. 26.1, ст. 29.10 КоАП РФ, а также правовой позиции, выраженной в п. 20 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" установление события и состава административного правонарушения, виновности лица, а также выбор подлежащих применению норм и их толкование в системе действующего правового регулирования осуществляется судьей рассматривающим дело на основе полного, всестороннего и объективного выяснения всех обстоятельств.
Правовой анализ обстоятельств дела с учетом положений ст. 24.1, 26.1, 26.2, 26.11, 30.6 КоАП РФ дает возможность сделать вывод о том, что судебными инстанциями дана оценка имеющимся в деле доказательствам, правильно применены нормы материального и процессуального права, приняты законные решения, установив фактические обстоятельства дела, определенные в предмет доказывания и имеющие юридическую важность и значимость, что позволило по делу сформировать верное, объективное правовое мнение и сделать законные и обоснованные выводы.
Согласно части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
По смыслу приведенной нормы, при исследовании вопроса о виновности юридического лица в совершении административного правонарушения именно на него возлагается обязанность по доказыванию принятия всех от него мер по соблюдению правил и норм.
Вместе с тем, Администрация не представила доказательств того, что неисполнение вызвано обстоятельствами, не зависящими от него и объективно являющихся непреодолимыми, либо при наличии непредвиденных препятствий, находящихся вне контроля предприятия, исключающих возможность соблюдения требований действующего законодательства, и проведение мероприятий по исполнению требований закона, в том числе, и при принятии всех надлежащих мер по соблюдению требований закона, о наличии таковых, объективно не названо.
Администрация г. Шахты, имея возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом предусмотрена административная ответственность, не приняла исчерпывающих мер для соблюдения требований действующего законодательства.
Таким образом, действия администрации г. Шахты правильно квалифицированы по части 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств в соответствии с требованиями статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения.
Судья в любом случае оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, никакие доказательства, в том числе протокол по делу об административном правонарушении, не имеют для суда заранее установленной силы.
В силу названной нормы представляется верным вывод о том, что достаточность доказательной базы, на основании которой возможно принять решение о наличии или отсутствии события и состава административного правонарушения определяет судья и должностное лицо, рассматривающее дело об административном правонарушении по существу.
В материалах дела достаточно доказательств, позволявших должностному лицу рассмотреть дело по существу и вынести постановление о доказанности события и состава административного правонарушения, и довод о недоказанности обстоятельств по делу не указывает на неполное и необъективное рассмотрение дела и на нарушение принципа состязательности.
Субъективный взгляд на обстоятельства дела, собственное усмотрение на доказанность важных и значимых обстоятельств с позиции правового подхода заявителя к принятию и признанию тех или доказательств надлежащими и достаточными, причем сформированного вне положений норм права, в определении и верном применении которых, компетентен судья, не может быть основанием для вывода о том, что допущены существенные нарушения при постановлении судебных актов.
В жалобе заявитель, ссылается на отсутствие виновности привлекаемого лица в совершении вменяемого деяния, сводящиеся фактически к оспариванию решения суда, на основании которого был выдан исполнительный лист, эти доводы были проверены судами при рассмотрении дела, и на основании правового анализа и надлежащей оценки установленных по делу обстоятельств, доводы отклонены с приведением мотивов такового.
Исследуя доводы жалобы во взаимосвязи с установленными фактами и надлежащим нормами права применительно к событию административного правонарушения, судья кассационного суда не усматривает оснований признать их заслуживающими внимания с позиции наличия оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений, поскольку не опровергают наличие в действиях Администрации объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшихся по делу постановлений.
Нарушений норм процессуального закона при производстве по делу, в том числе, дающих безусловные основания для отмены судебных актов, не допущено, нормы материального права применены верно.
Постановление о привлечении администрации города Шахты к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Административное наказание назначено администрации муниципального образования г. Краснодар в пределах санкции части 1 статьи17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Основанием для отмены постановления и прекращения производства по делу об административном правонарушении за отсутствием состава и за недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено постановление, становится возможным при пересмотре постановления в случае, если субъект рассмотрения жалобы придет к выводу, что выявленное правонарушение, установленное при рассмотрении дела, не подтверждается материалами дела, ввиду отсутствия доказательств, которые устанавливают объективную сторону правонарушения, приведенную в постановлении (время, место, описание противоправного деяния), или ввиду того, что доказательства, которыми установлено событие административного правонарушения, признаны при рассмотрении жалобы полученными с нарушением закона, при этом возможность проверки изложенного в таком доказательстве отпала по объективным причинам, таким образом, появляются неустранимые сомнения в виновности лица, в отношении которого ведется производство по делу.
Таких обстоятельств по делу не установлено.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли повлечь изменение или отмену обжалуемых процессуальных актов, не установлено.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
Постановление начальника отдела - старшего судебного пристава Межрайонного отдела по особым исполнительным производствам УФССП России по Ростовской области от 8 декабря 2022 года, решение судьи Шахтинского городского суда Ростовской области от 16 марта 2023 пода и решение судьи Ростовского областного суда от 24 апреля 2023 года, вынесенные в отношении администрации города Шахты Ростовской области, по делу об административном правонарушении, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения
Судья Х.З. Борс
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.