Судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Монмарь Д.В., рассмотрев жалобу начальника Управления ГУ МВД России по Ростовской области Левченко О.С. на вступившее в законную силу решение судьи Ростовского областного суда от 19 июля 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО "Донские крупы",
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Железнодорожного районного суда г. Ростова-на-Дону от 20 июня 2022 года ООО "Донские крупы" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее-КоАП РФ), и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 400000 рублей.
Решением судьи Ростовского областного суда от 19 июля 2022 года постановление судьи Железнодорожного районного суда г. Ростова-на-Дону от 20 июня 2022 года отменено, дело возвращено на новое рассмотрение.
В жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, начальник Управления ГУ МВД России по Ростовской области Левченко О.С. ставит вопрос об отмене решения судьи Ростовского областного суда от 19 июля 2022 года. В обоснование доводов жалобы указывает на то, что судьей областного суда вынесено необоснованное решение, без учета всех обстоятельств дела.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, прихожу к следующему.
Согласно части 3 статьи 18.15 КоАП РФ неуведомление или нарушение установленного порядка и (или) формы уведомления территориального органа федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции, о заключении или прекращении (расторжении) трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с иностранным гражданином в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения, прекращения (расторжения) договора, если такое уведомление требуется в соответствии с федеральным законом, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от четырехсот тысяч до восьмисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток.
В силу пункта 8 статьи 13 Федерального закона N115-ФЗ от 25 июля 2002 года "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее-Закон от 25 июля 2002 года) работодатель или заказчик работ (услуг), привлекающие и использующие для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина, обязаны уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел в субъекте Российской Федерации, на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, о заключении и прекращении (расторжении) с данным иностранным гражданином трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения или прекращения (расторжения) соответствующего договора.
Соответствующее уведомление может быть направлено работодателем или заказчиком работ (услуг) в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел на бумажном носителе либо подано в форме электронного документа с использованием информационнотелекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг.
Форма и порядок подачи указанного уведомления (в том числе в электронном виде) устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.
Формы и порядок представления уведомлений на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, были утверждены Приказом МВД России от 4 июня 2019 года N 363 "Об утверждении формы ходатайства иностранного гражданина (лица без гражданства) о привлечении его в качестве высококвалифицированного специалиста и порядка его заполнения, а также форм и порядков уведомления Министерства внутренних дел Российской Федерации или его территориального органа об осуществлении иностранными гражданами (лицами без гражданства) трудовой деятельности на территории Российской Федерации".
Как следует из материалов дела, ИП Акбар Т.А, фактически допустив к работе иностранного гражданина - гражданина Исламской Республики Афганистан Хафизи М.Р, в качестве подсобного рабочего в торговом павильоне N280, расположенном по адресу: Ростовская область, г. Аксай, пр. Аксайский, 5 "б", не уведомил об этом территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции, в течение трех рабочих дней с даты заключения договора, чем нарушил требование пункт 8 статьи 13 Закона от 25 июля 2002 года.
Указанные действия ООО "Донские крупы" квалифицированы судьей районного суда по части 3 статьи 18.15 КоАП РФ.
Судья областного суда, отменяя постановление судьи районного суда и прекращая производство по делу, исходил из следующего.
Согласно части 5 статьи 4.4 КоАП РФ, введенной Федеральным законом от 26 марта 2022 года N 70-ФЗ, если при проведении одного контрольного (надзорного) мероприятия в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля выявлены два и более административных правонарушения, ответственность за которые
предусмотрена одной и той же статьей (частью статьи) раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, совершившему их лицу назначается административное наказание как за совершение одного административного правонарушения.
В силу части 2 статьи 1.7 КоАП РФ закон, смягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу в случае, если постановление о назначении административного наказания не исполнено.
Постановления о назначении ООО "Донские Крупы" наказания ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ обжалованы и не вступили в законную силу.
Таким образом, судья областного суда пришел к выводу о том, что у судьи районного суда не имелось оснований квалифицировать каждый из выявленных в рамках одной проверки эпизод нарушений правил неуведомления или нарушения установленного порядка и (или) формы уведомления территориального органа федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции, о заключении или прекращении (расторжении) трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с иностранным гражданином в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения, прекращения (расторжения) договора, если такое уведомление требуется в соответствии с федеральным законом, как самостоятельный состав административного правонарушения, предусмотренный частью 3 статьи 18.15 КоАП РФ, и устанавливать ООО "Донские Крупы" за каждое из них административное наказание.
Полагаю, что выводы судьи областного суда основаны на неправильном толковании норм КоАП РФ.
В примечании к статье 18.15 КоАП РФ указано, что в случае незаконного привлечения к трудовой деятельности в Российской Федерации двух и более иностранных граждан и (или) лиц без гражданства административная ответственность, установленная настоящей статьей, наступает за нарушение правил привлечения к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства (в том числе иностранных работников) в отношении каждого иностранного гражданина или лица без гражданства в отдельности.
С учетом изложенного, назначение административного наказания ООО "Донские крупы" за каждый факт нарушений миграционных правил, выявленных в рамках одного контрольного мероприятия в ходе осуществления государственного контроля, с учетом примечания к статье 18.15 КоАП РФ, является обоснованным.
Согласно части 2 статьи 30.17 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о возвращении дела на новое рассмотрение в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Поскольку вышеуказанные требования действующего административного законодательства оставлены судьей районного суда при рассмотрении дела без внимания, то есть допущены существенные нарушения норм КоАП РФ, решение судьи Ростовского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ подлежит отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении судье районного суда необходимо учесть изложенное и вынести законное и обоснованное решение.
На основании статей 30.16 и 30.17 КоАП РФ, судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
решение судьи Ростовского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ отменить, дело возвратить в Ростовский областной суд на новое рассмотрение.
Судья
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.