Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
Председательствующего Шелудько В.В.
судей Иванова А.Е. и Капункина Ю.Б.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Лантуховой Т.Н, действующей в интересах МИФНС России N 11 по Краснодарскому краю, на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 2 февраля 2023 года по административному делу по административному исковому заявлению МИФНС России N 11 по Краснодарскому краю о взыскании с Приймака И.А. обязательных платежей и санкций.
Заслушав доклад судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Шелудько В.В, выслушав объяснение Приймака И.А, возражавшего против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
исполняющий обязанности начальника МИФНС России N 11 по Краснодарскому краю Липская Е.В. обратилась в суд с административным исковым заявлением, уточненным в ходе судебного разбирательства, о взыскании с Приймака И.А. недоимки по налогу на имущество за 2019-2020 год, транспортному налогу за 2020 год и пени по налогу на имущество за 2020 год на общую сумму 15 370 рублей 16 копеек.
Решением Славянского городского суда Краснодарского края от 14 октября 2022 года административный иск удовлетворен.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 2 февраля 2023 года решение суда первой инстанции отменено. По делу принято новое решение об отказе в удовлетворении требований.
В кассационной жалобе, поданной представителем МИФНС России N 11 по Краснодарскому краю по доверенности Лантуховой Т.Н. в кассационный суд общей юрисдикции, ставится вопрос об отмене апелляционного определения и оставлении в силе решения городского суда.
Кассационная жалоба, поступившая в суд первой инстанции 2 августа 2023 года, определением судьи кассационной инстанции от 11 сентября 2023 года с делом передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Выслушав объяснение Приймака И.А, полагавшего апелляционное определение законным и обоснованным, проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции пришла к следующим выводам.
На основании части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебная коллегия считает, что такие нарушения допущены судом апелляционной инстанции, о чем обоснованно указано в доводах кассационной жалобы.
Отказывая в удовлетворении административного искового заявления, суд второй инстанции пришел к выводу о том, что согласно налоговому уведомлению от 1 сентября 2020 года N 78822931 налоговый расчет на имущество произведен с учетом кадастровой стоимости всего здания, тогда как ответчику на праве собственности принадлежит 1/2 доли помещения площадью N кв. м с кадастровым номером N, в связи с чем сумма налогового расчета должна складываться из размера кадастровой стоимости равной 165 667 рублям 67 копейкам.
Однако такой вывод не соответствует обстоятельствам административного дела и основан на неправильном применении норм материального права.
Как следует из материалов дела, Приймак И.А. на праве собственности принадлежат объекты недвижимости и транспортные средства.
Налоговым органом в адрес налогоплательщика направлено уведомление от 1 сентября 2020 года N 78822931 и от 1 сентября 2021 года N 46217680 об уплате налогов за 2019 и 2020 год соответственно, в частности, налога на имущество с кадастровым номером N и транспортного налога на мотоцикл " "данные изъяты"".
В связи с неуплатой налогов инспекцией Приймаку И.А. направлено требование от 3 февраля 2021 года N 3819 об уплате в срок до 30 марта 2021 года задолженности по налогу на имущество за 2019 год в размере 7 612 рублей и пени в размере 67 рублей 94 копейки.
В дальнейшем должнику направлено также требование от 16 декабря 2021 года N 37315 об уплате в срок до 8 февраля 2022 года задолженности по транспортному налогу и налогу на имущество за 2020 год в размере 12 022 рубля и пени в размере 41 рубль 68 копеек.
Указанные требования налогоплательщиком не исполнены, в связи с чем налоговый орган обратился к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа.
Мировым судьей судебного участка N 86 г. Славянска-на-Кубани Краснодарского края от 15 апреля 2022 года вынесен судебный приказ о взыскании с Приймака И.А. налоговой задолженности.
Определением мирового судьи от 27 апреля 2022 года судебный приказ отменен в связи с поступившими от должника возражениями.
С административным исковым заявлением налоговый орган обратился 25 августа 2022 года.
Согласно абзацу 1 пункта 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
В соответствии с абзацем 2 пункта 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Налоговым органом соблюдены сроки взыскания с административного ответчика задолженности по налогу на имущество и транспортному налогу, факт неисполнения ответчиком предусмотренной законом обязанности по уплате налогов подтвержден. Доказательств уплаты задолженности административным ответчиком не представлено.
Вывод апелляционного суда о том, что Приймаку И.А. на праве собственности принадлежит только 1/2 доли помещения с кадастровым номером N надлежащими доказательствами не подтвержден. Согласно представленным в материалы дела документам, в частности выписки из ЕГРН от 21 сентября 2022 года, право собственности Приймака И.А. на объект недвижимости с кадастровым номером N установлено без определения долей, что исключает общую долевую собственность на указанный объект.
Указание в свидетельстве о государственной регистрации права от 26 января 2004 года об установлении права собственности Приймака И.А. в размере 1/2 доли на объект - здание мастерской "Ювелирные изделия" лит. А, площадью N кв. м, правового значения для разрешения настоящего спора не имеет, поскольку согласно выписке из ЕГРН, данный объект имеет иной кадастровый номер N.
В связи с чем, оснований полагать о том, что в отношении спорного объекта с кадастровым номером N установлено право собственности ответчика в размере 1/2 доли не имеется.
Сведения об установлении кадастровой стоимости объекта с кадастровым номером N в размере 165 667 рублей 67 копеек на момент исчисления налога за 2019, 2020 года отсутствуют.
Заявление на перерасчет сумм ранее исчисленных налогов в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом Российской Федерации, ответчиком не подавалось, равно как и заявление об устранении реестровой ошибки относительно объекта с кадастровым номером N, в связи с чем оснований сомневаться в правильности расчетов, приведенных налоговым органом за указанные периоды взыскания, не имеется.
Статья 75 Налогового кодекса Российской Федерации предусматривает, что за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога по день исполнения обязанности по его уплате включительно, начисляется пеня.
В связи с нарушением срока исполнения обязанности по уплате налога на имущество за 2020 год налоговым органом правомерно начислена Приймак И.А. пеня.
Кроме того, отказывая в удовлетворении иска налогового органа в полном объеме, суд апелляционной инстанции не указал на невозможность взыскания с административного ответчика взыскиваемой инспекцией задолженности по транспортному налогу.
При этом, судом установлено нахождение в собственности Приймака И.А. в спорный период мотоцикла "Восход", являющегося объектом налогообложения, и наличие задолженности по транспортному налогу по указанному транспортному средству, взыскиваемой налоговым органом в порядке и в сроки, предусмотренные Налоговым кодексом Российской Федерации.
Учитывая изложенное, оснований для отказа в удовлетворении административных исковых требований не имелось, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, а выводы суда апелляционной инстанции не соответствуют обстоятельствам административного дела.
В силу пункта 4 части 1 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд кассационной инстанции, рассмотрев кассационные жалобу, представление с административным делом, вправе оставить в силе один из принятых по административному делу судебных актов.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции считает апелляционное определение подлежащим отмене с оставлением в силе решения суда первой инстанции.
Руководствуясь статьями 329 и 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 2 февраля 2023 года отменить, решение Славянского городского суда Краснодарского края от 14 октября 2022 года оставить в силе.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение изготовлено в полном объеме 31 октября 2023 года.
Председательствующий В.В. Шелудько
Судьи А.Е. Иванов
Ю.Б. Капункин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.