Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Шелудько В.В.
судей Сергеева С.С. и Усенко Н.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Клочкова С.М. на решение Динского районного суда Краснодарского края от 7 февраля 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 30 мая 2023 года по административному делу по административному исковому заявлению Клочкова С.М. об оспаривании решения органа местного самоуправления.
Заслушав доклад судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Шелудько В.В, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Клочков С.М. обратился в суд с административным исковым заявлением об оспаривании решения управления имущественных отношений администрации муниципального образования Динской район от 8 сентября 2022 года об отказе в формировании земельного участка, расположенного в кадастровом квартале N.
Просил суд возложить на административного ответчика обязанность повторно рассмотреть его обращение по вопросу формирования земельного участка для дальнейшего предоставления в собственность посредством торгов.
Решением Динского районного суда Краснодарского края от 7 февраля 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 30 мая 2023 года, в удовлетворении административных исковых требований отказано.
В кассационной жалобе, поданной Клочковым С.М. в суд кассационной инстанции, ставится вопрос об отмене судебных актов и принятии по делу нового решение об удовлетворении иска.
Кассационная жалоба, поступившая в районный суд 9 августа 2023 года, определением судьи кассационной инстанции от 5 сентября 2023 года с делом передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции пришла к следующим выводам.
На основании части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебная коллегия считает, что такие нарушения допущены нижестоящими судами, о чем обоснованно указано в доводах кассационной жалобы.
Отношения по предоставлению земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, урегулированы главой V.1 Земельного кодекса Российской Федерации, в соответствии с положениями которой предоставление таких земельных участков осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции (статья 39.2).
Порядок образования земельных участков регламентирован главой 1.1 поименованного кодекса, согласно статье 11.10 которого схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории (пункт 1).
Подготовка схемы расположения земельного участка обеспечивается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, в соответствии со статьей 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено указанной статьей (пункт 3 статьи 11.10).
Как следует из материалов дела, Клочков С.М. 9 августа 2022 года обратился в управление имущественных отношений администрации муниципального образования Динской район с заявлением о формировании земельного участка площадью N кв. м с видом разрешенного использования "хранение автотранспорта", расположенного в кадастровом квартале N, вблизи с земельным участком с кадастровым номером N по адресу: N, для дальнейшего его приобретения в собственность посредством торгов.
Письмом управления имущественных отношений администрации муниципального образования Динской район от 8 сентября 2022 года в предоставлении муниципальной услуги отказано.
В обоснование отказа административный ответчик сослался на то, что местоположение формируемого земельного участка, предоставленного в схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории, совпадает с местоположением земельного участка, выделенного гаражному кооперативу "Ока" под строительство гаражей, в связи с чем в силу статьи 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137 ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" управление не вправе распоряжаться испрашиваемым земельным участком.
Вместе с тем сведений о создании гаражного кооператива "Ока", решения исполнительного органа о выделении земельного участка под строительство гаражей и хозяйственных построек, а также иных данных о том, что указанный земельный участок совпадает с земельным участком, выделенным под строительство гаражей и хозяйственных построек гаражному кооперативу "Ока", в материалах дела не имеется.
Учитывая изложенное, выводы суда первой и апелляционной инстанции о законности оспариваемого отказа являются преждевременными.
Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации в статье 3 определяет задачи административного судопроизводства, одной из которых является правильное рассмотрение административных дел, а в статье 6 - принципы, в том числе законности и справедливости при разрешении административных дел.
Данные положения нашли отражение в части 1 статьи 176 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, согласно которой решение суда должно быть законным и обоснованным.
Судебный акт является законным в том случае, когда он принят при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, и обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, а также тогда, когда такой акт содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов (пункты 2 и 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении").
В данном случае судами приведенные нормы не соблюдены, обстоятельствам дела дана неполная оценка, необходимые для правильного разрешения дела доказательства не получены и не исследованы, без устранения допущенных нарушений невозможны защита охраняемых законом публичных интересов и соблюдение прав, свобод и законных интересов административного истца.
Необходимо отметить, что активная роль суда в административном судопроизводстве предопределена заинтересованностью государства (общества) в такой организации судебного процесса, при которой обеспечивается равная защита нарушенных прав и законных интересов.
В данном случае по делу необходимо истребовать документы, имеющие доказательственное значение в настоящем деле, и с учетом положений норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, определить юридические значимые обстоятельства посредством доказательств, отвечающих требованиям процессуального закона об их относимости и допустимости.
В связи с изложенным, судебные акты подлежат отмене, а административное дело - направлению на новое рассмотрение в Динской районный суд Краснодарского края.
Руководствуясь статьями 328 и 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Динского районного суда Краснодарского края от 7 февраля 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 30 мая 2023 года отменить, административное дело направить на новое рассмотрение в Динской районный суд Краснодарского края.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение изготовлено в полном объеме 21 ноября 2023 года.
Председательствующий В.В. Шелудько
Судьи С.С. Сергеев
Н.В. Усенко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.