Дело N 2а-874/2023
г. Краснодар 14.11.2023
Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в составе председательствующего Усенко Н.В, судей: Сергеева С.С, Мальмановой Э.К, рассмотрел в открытом судебном заседании поданную 18.08.2023 кассационную жалобу Администрации г. Волгограда на решение Центрального районного суда г. Волгограда от 15.03.2023 и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Волгоградского областного суда от 22.06.2023 по административному делу по административному иску ООО "П-Сервис +" к Администрации г. Волгограда, Департаменту по градостроительству и архитектуре Администрации г. Волгограда, заинтересованные лица: Департамент городского хозяйства Администрации Волгограда, ООО "ВЕЛЕС" об оспаривании нормативных правовых актов.
Заслушав доклад судьи Усенко Н.В, пояснения старшего прокурора отдела управления Главного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации - Костюка А.И, просившего оставить судебные акты без изменения, Четвертый кассационный суд общей юрисдикции
УСТАНОВИЛ:
ООО "П-Сервис +" (Общество) обратилось в суд с административным иском к Администрации г. Волгограда (Администрация, городская администрация), Департаменту по градостроительству и архитектуре Администрации г. Волгограда (Департамент), в котором с учетом уточнения требований просило признать не действующими со дня принятия: постановление главы Волгограда от 28.07.2010 N 1852 "О внесении изменений в сводный план красных линий в Волгограде", постановление администрации Волгограда от 11.06.2004 N 777 "Об установлении красных линий в Волгограде", постановление администрации Волгограда от 23.10.2013 N 1719 "Об утверждении проекта планировки территории" в части установления красных линий, пересекающих земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты" по адресу "адрес" и объекты недвижимости, расположенные на нем.
В обоснование требований Общество указало, что является собственником нежилого здания центра подготовки продаж и сервисного обслуживания легковых автомобилей (Центр) с кадастровым номером "данные изъяты" расположенного на земельном участке с кадастровым номером "данные изъяты" по адресу: "адрес".
Земельный участок находится у Общества и ООО "ВЕЛЕС" в долгосрочной аренде.
На упомянутом участке также расположены пять нежилых зданий, принадлежащих ООО "ВЕЛЕС" на праве собственности.
Вышеуказанный Центр был построен и введен в эксплуатацию Обществом на основании всех необходимых разрешительных документов, при этом при выдаче градостроительного плана земельного участка красные линии на нем отсутствовали.
Однако при подготовке необходимой документации в целях реконструкции нежилого здания ООО "П-Сервис +" стало известно, что по упомянутому земельного участку и объектам недвижимости проходит красная линия, установленная оспариваемым постановлением, в соответствии с которым земельный участок и расположенные на нем объекты недвижимости частично находятся за пределами утвержденной в составе проекта красной линии на территории общего пользования.
Ссылаясь в этой связи на нарушение своих прав, Общество просило об удовлетворении административного иска.
Решением Центрального районного суда г. Волгограда от 15.03.2023, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Волгоградского областного суда от 22.06.2023, заявленные требования удовлетворены частично.
Суды признали недействующими со дня их принятия постановление главы Волгограда от 28.07.2010 N 1852 "О внесении изменений в сводный план красных линий в Волгограде", постановление администрации Волгограда от 11.06.2004 N 777 "Об установлении красных линий в Волгограде", постановление администрации Волгограда от 23.10.2013 N 1719 "Об утверждении проекта планировки территории" в части установления красных линий, пересекающих земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты" по адресу "адрес" и объекты недвижимости, расположенные на нем.
В удовлетворении заявленных требований к Департаменту суды отказали.
В кассационных жалобах Администрация просит об отмене решений судов обеих инстанций, как незаконных, вынесенных с нарушением норм материального и процессуального права, направлении дела на новое рассмотрение в районный суд. Заявитель отмечает, что красные линии не нарушают прав административного истца, который беспрепятственно пользуется участком с 2006. Общество не инициировался вопрос о корректировке красных линий.
Кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте заседания кассационного суда.
По материалам дела и доводам кассационной жалобы предусмотренных статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ) оснований для отмены решений судов не имеется.
Проект планировки территории и проект межевания территории относятся к документации по планировке территории, подготовка и утверждение которой осуществляется в соответствии со статьей 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации. При этом в силу части 17 этой статьи кодекса органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, физические и юридические лица вправе оспорить в судебном порядке документацию по планировке территории.
Порядок установления красных линий с учетом их правовых и технических характеристик требует разработки специального проекта на основе генеральных планов поселений и проектов детальной планировки территорий. Данный проект подлежит утверждению органами местного самоуправления по согласованию с органами государственного контроля и надзора, другими заинтересованными службами органов местного самоуправления. По общему правилу согласование красных линий осуществляется проектной организацией одновременно с согласованием соответствующей градостроительной документации (пункт 4.4 Инструкции о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации, принятой постановлением Госстроя России от 06.04.1998 N 18-30).
Таким образом, данное правовое регулирование не предполагает произвольного установления красных линий уполномоченными органами, а лицо, права которого могут быть нарушены в результате установления данных линий, не лишено возможности оспорить в судебном порядке соответствующий административный акт (кассационное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 23.05.2018 N 14-КГ18-11).
Разрешая спор по существу, районный суд и согласившаяся с ним судебная коллегия руководствовались положениями статей 12, 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 2 статьи 7, подпункта 18 пункта 8 статьи 39.11, пунктов 2, 3 статьи 49, подпункта 2 пункта 1 статьи 56.3, пункта 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации, пунктов 11, 12 статьи 1, статьи 23, статьи 41, частей 1, 2, 3, 4 статьи 42, пункта 2 части 5 статьи 43, пунктов 2, 3 части 6 статьи 43, части 1 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пункта 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пункта 25 части 1 статьи 5, пункта 6 статьи 39 Устава города-героя Волгограда, принятого постановлением Волгоградского Горсовета от 29.06.2005 N 20/362.
Из представленного чертежа планировки территории суды установили, что оспариваемым проектом планировки территории предусмотрено изменение, как улично-дорожной сети, так и границ застройки и земель общего пользования, в том числе квартала "данные изъяты" Планируемая улично-дорожная сеть накладывается на существующую застройку и формирует архитектурные кварталы регулирования застройки в новых границах.
В настоящее время красные линии пересекают границы земельного участка с учетным номером 5-13-288 и кадастровым номером "данные изъяты" по "адрес" и расположенные на нем здания, строения.
В заключении проведенной судом судебной землеустроительной экспертизы наряду с иным содержится и вывод о возможности иных вариантов определения красных линий с учетом фактического землепользования.
Установив приведенные выше обстоятельства, суды нашли, что красная линия упомянутого выше кадастрового квартала установлена без учета права ООО "П-Сервис+" долгосрочной аренды названного земельного участка, предоставленного постановлением комитета земельных ресурсов администрации г. Волгограда от 01.09.2006 N738рз, а также без учета права собственности на имеющиеся объекты недвижимости, равно как и выданных разрешений на строительство и ввод в эксплуатацию иных объектов недвижимости.
Поскольку Администрацией не обоснована необходимость установления красной линии по упомянутому земельному участку и объектам недвижимости равно как и отсутствие иных вариантов установления красной линии, суды признали оспариваемые нормативные правовые акты не действующими со дня их принятия.
Кассационный суд с выводами судов, как постановленными при правильном применении норм материального права, регулирующих возникшие правоотношения, и с соблюдением процессуального закона, соглашается.
Доводы кассационной жалобы подлежат отклонению, поскольку
являются следствием иной оценки имеющихся в деле доказательств, правильности выводов судов не опровергают, что не может служить основанием для отмены решений судов в порядке кассационного производства.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Четвертый кассационный суд общей юрисдикции
определил:
решение Центрального районного суда г. Волгограда от 15.03.2023 и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Волгоградского областного суда от 22.06.2023 оставить без изменения, кассационную жалобу Администрации г. Волгограда - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 КАС РФ.
Председательствующий
Судьи:
Мотивированное кассационное определение изготовлено 24.11.2023
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.