Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Шелудько В.В.
судей Иванова А.Е. и Поляковой Е.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу начальника Азово-Донского филиала ФГБУ "Главрыбвод" Лыскина Ю.А. на решение Щербиновского районного суда Краснодарского края от 14 февраля 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 8 июня 2023 года по административному делу по административному исковому заявлению прокурора Щербиновского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц, об оспаривании бездействия бюджетного учреждения.
Заслушав доклад судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Шелудько В.В, выслушав объяснение участвовавшего в судебном заседании с использованием систем видео-конференц-связи представителя ФГБУ "Главрыбвод" и Азово-Донского филиала ФГБУ "Главрыбвод" по доверенности Балясова А.С, настаивавшего на удовлетворении кассационной жалобы, заключение прокурора Костюка А.И, возражавшего против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
прокурор Щербиновского района Краснодарского края, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением об оспаривании бездействия ФГБУ "Главрыбвод", выразившегося в непроведении капитального ремонта комплекса гидротехнических сооружений нижнего водоема и верхнего водоема обособленного структурного подразделения Еское ЭХРВР ФГБУ "Главрыбвод" на протяжении длительного периода времени.
Решением Щербиновского районного суда Краснодарского края от 14 февраля 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 8 июня 2023 года, административное исковое заявление удовлетворено.
В кассационной жалобе, поданной начальником Азово-Донского филиала ФГБУ "Главрыбвод" Лыскиным Ю.А. в кассационный суд общей юрисдикции, ставится вопрос об отмене судебных актов и направлении дела на новое рассмотрение.
Кассационная жалоба, поступившая в районный суд 21 августа 2023 года, определением судьи кассационной инстанции от 29 сентября 2023 года с делом передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Выслушав объяснение участвовавшего в судебном заседании с использованием систем видео-конференц-связи представителя ФГБУ "Главрыбвод" и Азово-Донского филиала ФГБУ "Главрыбвод" по доверенности Балясова А.С, настаивавшего на требованиях кассационной жалобы, заключение прокурора Костюка А.И, полагавшего судебные акты законными, проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции пришла к следующим выводам.
В кассационной жалобе указано на неправильное применение норм материального права, нарушение и неправильное применение норм процессуального права, а также на несоответствие выводов, изложенных в обжалуемых судебных актах, обстоятельствам административного дела.
На основании части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Как следует из материалов дела, прокуратурой Щербиновского района проведена проверка соблюдения требований природоохранного законодательства и законодательства о безопасности гидротехнических сооружений на территории Щербиновского района, в результате которой установлено, что согласно реестру гидротехнических сооружений, расположенных территории "адрес" расположено гидротехническое сооружение нижнего водоема и гидротехническое сооружение верхнего водоема обособленного структурного подразделения Ейское ЭХРВР ФГБУ "Главрыбвод".
Основными видами деятельности обособленного структурного подразделения Ейское ЭХРВР ФГБУ "Главрыбвод" является воспроизводство водных биоресурсов, проведение рыбохозяйственной мелиорации, содержание и обеспечение эксплуатации гидротехнических сооружений, и другие виды работ.
В результате осмотра гидротехнического сооружения верхнего водоема обособленного структурного подразделения Ейское ЭХРВР ФГБУ "Главрыбвод" с привлечением специалиста строительного контроля ст. Старощербиновская Щербиновского района установлено следующее:
имеется коррозия металлических листов сдвоенных колесных затворов в количестве 3 штук;
имеется коррозия поперечных и продольных швеллеров несущей конструкции;
имеется разрушение основных металлических направляющих на всех 3-х затворных из-за длительной эксплуатации в агрессивной среде;
винты подъема-опускания сдвоенных колесных затворов (правый и левых заход) в количестве 4 штук из 6-ти имеющихся имеют прогибы, недопустимые для дальнейшей эксплуатации;
в бетонных откосах, защищающих от размывания, имеются щели между плитами и в местах соединения с шлюзом, наблюдается вымывание грунта из под плит, просадка и разрушение плит на всем протяжении откосов;
гайки рабочие одновинтовые (правый-левый заход) конического редуктора ручного подъема-опускания затворов в количестве 6-ти штук имеют повышенный износ (более 75 %) внутренней нарезки резьбы.
Таким образом, паводковый водосброс гидротехнического сооружения верхнего водоема обособленного структурного подразделения Ейское ЭХРВР ФГБУ "Главрыбвод" находится в нерабочем состоянии и требует капитального ремонта.
Установлено, что расчет вероятного вреда, который может быть причинен жизни и здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц на территории Щербиновского района в результате аварии гидротехнических сооружений комплекса ГТС на реке Ея Ейского экспериментального хозяйства по разведению и воспроизводству рыбы, не производился с 2019 года.
Учитывая длительную эксплуатацию ГТС и водоёмов хозяйства без проведения капитальных и текущих ремонтных работ, из которых последнее проводилось в начале 1980-х годов, существует острая необходимость в их проведении. Приблизительный износ ГТС достигает 70-80 %.
Кроме того, требуется капитальный ремонт узла Нижний ГТС, начиная с подводящего канала (очистка от иловых отложений), камеры шлюзования, ложа канала нижнего бьефа паводкового водосброса с откосами, трубы под автодорогой паводкового водосброса и труба под автодорогой верхнего шлюза-регулятора камеры шлюзования, шлюзов регуляторов камеры шлюзования (щитовые затворы и направляющие).
Согласно ответа отдельного структурного подразделения Ейское ЭХРВР ФГБУ "Главрыбвод" комплекс гидротехнических сооружений, расположенных на территории Щербиновского района, используемый данным предприятием, требует ремонта и проведения исследований для получения перечня необходимых ремонтных работ. По расчетам филиала ФГБУ "Главрыбвод" для проведения указанного обследования необходима денежная сумма в размере 23 356 042 рубля, которой предприятие не располагает, в связи с чем ремонтные работы не проводятся и не планируются.
Согласно представленной администрацией муниципального образования Щербиновский район предприятия ФГБУ "Главрыбвод" информации от 6 сентября 2022 года гидротехником отдельного структурного подразделения Ейское ЭХРВР ФГБУ "Главрыбвод" в 2021 году разработан и представлен на согласование в министерство природных ресурсов Краснодарского края расчет вероятного вреда. Из-за множественных ошибок расчет не согласован, дальнейшая работа не проводилась.
Кроме того, ФГБУ "Главрыбвод" ремонт ГТС не производился и не планируется, декларирование безопасности объектов ГТС без привлечения специализированных аттестованных организаций также не планируется.
Прокурором Щербиновского района в адрес заместителя начальника учреждения-начальника Бейсугского НВХ филиала ФГБУ "Главрыбвод" Шепотько Е.В. внесено представление от 6 сентября 2022 года об устранении установленных нарушений законодательства. Представление прокурора рассмотрено. Администрация указанного предприятия проинформировала прокуратуру Щербиновского района Краснодарского края об устранении нарушений. Вместе с тем, мер к устранению нарушений закона в установленный законом месячный срок фактически не принято.
Исходя из положений статьи 3 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, помимо всего прочего, должна осуществляться на основе принципа обязательности проведения в соответствии с законодательством Российской Федерации проверки проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан, на соответствие требованиям технических регламентов в области охраны окружающей среды.
Эксплуатация плотин и водосбросов должна осуществляться в соответствии с требованиями Федерального закона от 21 июля 1997 года N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений".
В соответствии со статьей 8 Федерального закона N 117-ФЗ обеспечение безопасности гидротехнических сооружений осуществляется на основании следующих требований: обеспечение допустимого уровня риска аварий гидротехнических сооружений; представление деклараций безопасности гидротехнических сооружений; осуществление мер по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, в том числе установление критериев их безопасности, оснащение гидротехнических сооружений техническими средствами в целях постоянного контроля за их состоянием, обеспечение необходимой квалификации работников, обслуживающих гидротехническое сооружение; необходимость заблаговременного проведения комплекса мероприятий по максимальному уменьшению риска возникновения чрезвычайных ситуаций на гидротехнических сооружениях; ответственность за действия (бездействие), которые повлекли за собой снижение безопасности гидротехнических сооружений ниже допустимого уровня.
В силу статьи 9 Федерального закона N 117-ФЗ собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация обязаны, в том числе: обеспечивать разработку и своевременное уточнение критериев безопасности гидротехнического сооружения, а также правил его эксплуатации, требования к содержанию которых устанавливаются федеральными органами исполнительной власти в соответствии с их компетенцией; обеспечивать проведение регулярных обследований гидротехнического сооружения; организовывать эксплуатацию гидротехнического сооружения в соответствии с разработанными и согласованными с федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на проведение федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, правилами эксплуатации гидротехнического сооружения и обеспечивать соответствующую нормам и правилам квалификацию работников эксплуатирующей организации.
Собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация несет ответственность за безопасность гидротехнического сооружения (в том числе возмещает в соответствии со статьями 16, 17 и 18 настоящего Федерального закона ущерб, нанесенный в результате аварии гидротехнического сооружения) вплоть до момента перехода прав собственности к другому физическому или юридическому лицу либо до полного завершения работ по ликвидации гидротехнического сооружения.
В соответствии со статьей 10 Федерального закона N 117-ФЗ при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, эксплуатации, реконструкции, консервации и ликвидации гидротехнического сооружения собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация составляют декларацию безопасности гидротехнического сооружения.
В силу пункта 7 Положения о декларировании безопасности гидротехнических сооружений, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2020 года N 1892 "О декларировании безопасности гидротехнических сооружений" декларация безопасности представляется декларантом в орган государственного надзора не реже одного раза в 5 лет со дня ввода гидротехнического сооружения в эксплуатацию.
Исходя из положений статье 17 Федерального закона N 117-ФЗ собственник гидротехнического сооружения, а также эксплуатирующая организация в случае, если гидротехническое сооружение находится в государственной или муниципальной собственности, обязаны иметь финансовое обеспечение гражданской ответственности. Финансовое обеспечение гражданской ответственности в случае возмещения вреда, причиненного в результате аварии гидротехнического сооружения (за исключением обстоятельств вследствие непреодолимой силы), осуществляется за счет средств собственника гидротехнического сооружения или эксплуатирующей организации, а также за счет страховой суммы, определенной договором страхования риска гражданской ответственности.
Учитывая изложенные положения законодательства, установленные по делу обстоятельства свидетельствует о ненадлежащем исполнении должностными лицами администрации предприятия ФГБУ "Главрыбвод" обязанности по содержанию находящихся в их пользовании гидротехнических сооружений нижнего водоема и верхнего водоема обособленного структурного подразделения Еское ЭХРВР ФГБУ "Главрыбвод" на протяжении длительного периода времени, что влечет угрозу жизни, здоровью граждан, не приводит к достижению целей, задач и принципов законодательства Российской Федерации о безопасном проживании неопределенного круга лиц.
При таких обстоятельствах, суды нижестоящих инстанций пришли к правомерному выводу об удовлетворении иска.
Доводы кассационной жалобы об обратном не могут быть приняты во внимание, поскольку сводятся, по сути, к переоценке исследованных судами доказательств и оспариванию обоснованности выводов судов об установленных ими по делу фактических обстоятельствах при том, что суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями частей 2 и 3 статьи 329, а также применительно к статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судом первой и второй инстанций фактических обстоятельств дела, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, и правом устанавливать новые обстоятельства по делу и давать самостоятельную оценку собранным по делу доказательствам не наделен.
Поскольку судами нижестоящих инстанций не были допущены неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, а изложенные в обжалованных судебных актах выводы соответствуют обстоятельствам административного дела, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения требований кассационной жалобы.
Руководствуясь статьей 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Щербиновского районного суда Краснодарского края от 14 февраля 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 8 июня 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Исполнение решения Щербиновского районного суда Краснодарского края от 14 февраля 2023 года, апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 8 июня 2023 года по административному делу N 2а-30/2023 (номер дела в суде апелляционной инстанции N 33а-18547/2023) по административному исковому заявлению прокурора Щербиновского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц, об оспаривании бездействия бюджетного учреждения возобновить.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение изготовлено в полном объеме 14 декабря 2023 года.
Председательствующий В.В. Шелудько
Судьи А.Е. Иванов
Е.А. Полякова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.