Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Шелудько В.В.
судей Усенко Н.В. и Поляковой Е.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу начальника МИФНС России N 20 по Краснодарскому краю Балабы Т.Д. на решение Анапского городского суда Краснодарского края от 11 августа 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 28 февраля 2023 года по административному делу по административному исковому заявлению ИФНС России по городу-курорту Анапа Краснодарского края о взыскании с Нестеренко А.В. обязательных платежей и санкций.
Заслушав доклад судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Шелудько В.В, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
начальник ИФНС России по городу-курорту Анапа Краснодарского края Балаба Т.Д. обратилась в суд с административным исковым заявлением о взыскании с Нестеренко А.В. пени по страховым взносам и штрафа по налогу, взимаемому с налогоплательщиков, выбравших в качестве объектов налогообложения доходы на общую сумму 5 648 рублей 62 копейки.
Решением Анапского городского суда Краснодарского края от 11 августа 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 28 февраля 2023 года, в удовлетворении административного искового заявления отказано.
В кассационной жалобе, поданной начальником ИФНС России по городу-курорту Анапа Краснодарского края Балабой Т.Д. в кассационный суд общей юрисдикции, ставится вопрос об отмене судебных актов и принятии по делу нового решения об удовлетворении иска.
Кассационная жалоба, поступившая в районный суд 24 августа 2023 года, определением судьи кассационной инстанции от 29 сентября 2023 года с делом передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции пришла к следующим выводам.
В кассационной жалобе указано на неправильное применение норм материального права, нарушение и неправильное применение норм процессуального права, а также на несоответствие выводов, изложенных в обжалуемых судебных актах, обстоятельствам административного дела.
На основании части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Как следует из материалов дела, Нестеренко А.В. состоит на налоговом учёте в ИФНС России по городу-курорту Анапа, в период с 18 сентября 2008 года по 28 ноября 2017 года был включен в реестр индивидуальных предпринимателей, в связи с чем являлся плательщиком страховых взносов в соответствии со статьей 419 Налогового кодекса Российской Федерации.
Инспекцией исчислен размер страховых взносов за 2013-2017 год.
В связи с неуплатой в установленный срок страховых взносов налоговым органом Нестеренко А.В. начислены пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2013 год в размере 188 рублей 10 копеек, за 2014 год в размере 360 рублей 79 копеек, за 2015 год в размере 392 рубля 60 копеек, за 2016 год в размере 620 рублей 25 копеек, за 2017 год в размере 424 рубля 24 копейки, пени по страховым взносы на обязательное пенсионное страхование за 2017 год в размере 2162 рубля 73 копейки, а также штраф по налогу, взимаемому с налогоплательщиков, выбравших в качестве объектов налогообложения доходы, в размере 1500 рублей.
В адрес административного ответчика направлены налоговые требования от 10 октября 2017 года N 18096 со сроком уплаты до 30 октября 2017 года, от 3 июля 2018 года N 4990 со сроком уплаты до 23 июля 2018 года, от 3 июля 2018 года N 4998 со сроком уплаты до 23 июля 2018 года, от 3 июля 2018 года N 4989 со сроком уплаты до 23 июля 2018 года, от 13 июля 2020 года N 55486 со сроком уплаты до 14 августа 2020 года.
Указанные требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов административным ответчиком в добровольном порядке не исполнены, в связи с чем налоговый орган обратился к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа.
Мировым судьей судебного участка N 3 г. Анапа 12 октября 2020 года вынесен судебный приказ о взыскании задолженности с Нестеренко А.В.
Определением мирового судьи от 24 декабря 2020 года судебный приказ отменен на основании поступивших возражений должника.
В соответствии с пунктом 1 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений) заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.
В силу пункта 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о взыскании подаётся в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
Согласно пункту 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счёт имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве. Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Согласно предъявленным требованиям общая сумма задолженности превысила 3000 рублей по налоговому требованию от 10 октября 2017 года N 18096, в связи с чем налоговый орган при надлежащем выполнении возложенных на него обязанностей вправе был обратиться с заявлением о вынесении судебного приказа не позднее шести месяцев с момента истечения срока исполнения требований, когда сумма взыскания превысила 3 000 рублей, однако своим правом не воспользовался.
Довод о том, что сумма задолженности по требованию от 10 октября 2017 года составила 799 рублей 83 копейки, в связи с чем минимальный размер задолженности образовался только после выставления требования от 13 июля 2020 года документально не мотивирован.
Кроме того, определение об отмене судебного приказа вынесено мировым судьей 24 декабря 2020 года. С настоящим административным исковым заявлением в суд налоговый орган обратился 29 июня 2022 года, то есть за пределами срока, установленного пунктом 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, на что также обращено судами при рассмотрении заявленных требований.
Помимо изложенного, суд кассационной инстанции полагает отметить также то обстоятельство, что налоговым органом не доказано взыскание сумм задолженности, указанных в исковом заявлении, поскольку в судебном приказе сумма взыскания не совпадает с предъявленными в иске (совпадает только взыскание пени по страховым взносам за 2017 год).
При таких обстоятельствах, порядок взыскания задолженности налоговым органом не соблюден, в связи с чем суды нижестоящих инстанций пришли к правомерному выводу об отказе в удовлетворении иска.
Доводы кассационной жалобы об обратном не могут быть приняты во внимание, поскольку сводятся, по сути, к переоценке исследованных судами доказательств и оспариванию обоснованности выводов судов об установленных ими по делу фактических обстоятельствах при том, что суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями частей 2 и 3 статьи 329, а также применительно к статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судом первой и второй инстанций фактических обстоятельств дела, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, и правом устанавливать новые обстоятельства по делу и давать самостоятельную оценку собранным по делу доказательствам не наделен.
Поскольку судами нижестоящих инстанций не были допущены неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, а изложенные в обжалованных судебных актах выводы соответствуют обстоятельствам административного дела, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения требований кассационной жалобы.
Руководствуясь статьей 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Анапского городского суда Краснодарского края от 11 августа 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 28 февраля 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение изготовлено в полном объеме 30 ноября 2023 года.
Председательствующий В.В. Шелудько
Судьи Н.В. Усенко
Е.А. Полякова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.