Дело N 2а-1584/2023
г. Краснодар 14.11.2023
Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в составе председательствующего Усенко Н.В, судей: Сергеева С.С, Мальмановой Э.К, рассмотрел в открытом судебном заседании поданную 22.09.2023 кассационную жалобу ФКУ ИК-10 УФСИН России по Астраханской области на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Астраханского областного суда от 28.06.2023 по административному делу по административному иску ФИО5 к Управлению федерального казначейства по Астраханской области, Федеральной службе исполнения наказания России, Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Астраханской области, ФКУ ИК-2 УФСИН России по Астраханской области, ФКУ ИК-10 УФСИН России по Астраханской области, ФКУ ЛИУ N 7 УФСИН России по Астраханской области, ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Астраханской области, ФКУЗ МСЧ-30 ФСИН России, ФКУ УК УФСИН России по Астраханской области, Отделу конвоирования УМВД России по Астраханской области, заинтересованное лицо: ФКУ ЛИУ 7 УФСИН России по Астраханской области об оспаривании действий (бездействий) уполномоченных органов, присуждении компенсации за нарушение условий содержания в исправительных учреждениях.
Заслушав доклад судьи Усенко Н.В, Четвертый кассационный суд общей юрисдикции
УСТАНОВИЛ:
ФИО5 обратился в суд с административным иском к Управлению федерального казначейства по Астраханской области, Федеральной службе исполнения наказания России, Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Астраханской области, ФКУ ИК-2 УФСИН России по Астраханской области, ФКУ ИК-10 УФСИН России по Астраханской области (ИК-10), ФКУ ЛИУ N 7 УФСИН России по Астраханской области (ЛИУ-7), ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Астраханской области 9 СИЗО-2), ФКУЗ МСЧ-30 ФСИН России, ФКУ УК УФСИН России по Астраханской области, Отделу конвоирования УМВД России по Астраханской области, в котором просил присудить компенсацию за нарушение условий содержания в сумме 3 000 000 руб.
В обоснование требований ФИО5 указал, что отбывал наказание в вышеуказанных исправительных учреждениях в недопустимых условиях, унижающих человеческое достоинство и причиняющих нравственные, психические и физические страдания.
Ссылаясь на изложенное, перечисляя допущенные нарушения условий содержания, ФИО5 просил об удовлетворении административного иска.
Решением Ленинского районного суда г. Астрахани от 08.12.2022 административный иск удовлетворен частично.
Районный суд присудил ФИО5 компенсацию в размере 30 000 руб.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Астраханского областного суда от 22.02.2023 решение суда первой инстанции отменено, дело направлено на новое рассмотрение.
Решением Ленинского районного суда г. Астрахани от 21.04.2023, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Астраханского областного суда от 28.06.2023, административный иск удовлетворен частично.
Суды присудили ФИО5 компенсацию в размере 20 000 руб.
В кассационной жалобе ИК-10 просит об отмене апелляционного определения, как незаконного.
По материалам дела и доводам кассационной жалобы оснований, предусмотренных статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ), для отмены обжалуемых судебных актов не имеется.
Разрешая дело, суды руководствовались положениями частей 1, 2 статьи 10, статей 76, 99, части 1 статьи 101 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, статей 23, 28 Федерального закона от 15.07.1995 N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", статьи 13 Закона Российской Федерации от 21.07.1993 N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы", пункта 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 N 47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания".
Разрешая дело, суды приняли во внимание, что проверкой прокуратуры Астраханской области по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях установлено нарушение прав осужденного ФИО5, выразившееся в ненадлежащем соблюдении условий его пребывания в СИЗО-2, ИК-10, ЛИУ-7, а именно, в отсутствии карантинного отделения, нарушении правил пожарной безопасности, несоблюдении установленной санитарной нормы жилой площади в камере на одного человека, иных нарушениях условий содержания.
Учитывая характер допущенных нарушений, их длительность и последствия для заявителя, суды пришли к выводу о том, что 20 000 руб. является соразмерной суммой для такого рода компенсации, заявленная административным истцом сумма чрезмерна, не отвечает требованиям разумности.
Кассационный суд находит выводы, изложенные в обжалуемых судебных актах, соответствующими обстоятельствам административного дела и постановленными при правильном применении норм материального права, регулирующих возникшие правоотношения.
Доводы кассационной жалобы подлежат отклонению, поскольку не опровергают выводы судов, в связи с чем не могут являться основанием для отмены обжалуемых актов.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Четвертый кассационный суд общей юрисдикции
определил:
решение Ленинского районного суда г. Астрахани от 21.04.2023 и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Астраханского областного суда от 28.06.2023 оставить без изменения, кассационную жалобу ФКУ ИК-10 УФСИН России по Астраханской области - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 КАС РФ.
Председательствующий
Судьи:
Мотивированное кассационное определение изготовлено 24.11.2023.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.