Дело N 2а-8527/2023
г. Краснодар 23.11.2023
Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в составе председательствующего Усенко Н.В, судей: Шелудько В.В, Сергеева С.С, рассмотрел в открытом судебном заседании поданную 29.09.2023 кассационную жалобу Администрации г. Краснодара на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 10.08.2023 по административному делу по административному иску ФИО6 к Администрации г. Краснодара, заинтересованные лица: Департамент архитектуры и градостроительства Администрации г. Краснодара, ПГК 57 о признании незаконным решения уполномоченного органа.
Заслушав доклад судьи Усенко Н.В, пояснения представителя Администрации г. Краснодара - ФИО5, поддержавшей кассационную жалобу, Четвертый кассационный суд общей юрисдикции
УСТАНОВИЛ:
ФИО6 обратился в суд с административным иском к Администрации г. Краснодара (Администрация, городская администрация), в котором просил признать незаконным решение от 24.11.2022 об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка площадью 39 кв.м, расположенного по адресу: "адрес"
В обоснование требований ФИО6 указал, что является собственником гаражного бокса N 373 площадью 39 кв.м, расположенного по вышеуказанному адресу.
Обратившись в уполномоченный орган с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, административный истец получил оспариваемый отказ со ссылкой на подпункт 1 пункта 8 статьи 39.15, пункт 17 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации (ЗК РФ) в связи с планируемым расположением на испрошенном земельном участке объекта местного значения - магистральной улицы общегородского значения регулируемого движения, велосипедной дорожки.
ФИО6 считает такое решение уполномоченного органа незаконным, нарушающим права и охраняемые интересы заявителя, в связи просил об удовлетворении административного иска.
Решением Советского районного суда г. Краснодара от 14.03.2023 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 10.08.2023 решение районного суда отменено, дело направлено на новое рассмотрение.
В кассационной жалобе городская администрация просит об отмене апелляционного определения, как постановленного с существенным нарушением норм процессуального права, оставлении в силе решения суда первой инстанции.
По материалам дела и доводам кассационной жалобы имеются предусмотренные статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ) основания для отмены апелляционного определения.
Разрешая дело по существу, районный суд, руководствуясь положениями пункта 17 статьи 39.16 ЗК РФ, пункта 24 административного регламента предоставления муниципальной услуги "Предварительное согласование предоставления земельного участка", утвержденного постановлением Администрации от 02.03.2015 N 1890, согласился с доводами оспариваемого отказа Администрации, в связи с чем пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения административного иска.
Отменяя решение нижестоящего суда и направляя дело на новое рассмотрение, судебная коллегия указала на формальное разрешение спора районным судом, нарушение им норм процессуального права, выраженного в несоблюдении принципа состязательности и равноправия сторон административного судопроизводства при активной роли суда.
С такими выводами суда апелляционной инстанции следует согласиться.
Однако, разрешая дело по апелляционной жалобе, судебная коллегия сама допустила существенные нарушения процессуального закона, влекущие отмену постановленного судебного акта.
Задачами административного судопроизводства являются защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, укрепление законности и предупреждение нарушений в сфере административных и иных публичных правоотношений (пункты 2 и 4 статьи 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Одним из принципов административного судопроизводства является законность и справедливость при рассмотрении и разрешении административных дел, которые обеспечиваются не только соблюдением положений, предусмотренных законодательством об административном судопроизводстве, точным и соответствующим обстоятельствам административного дела правильным толкованием и применением законов и иных нормативных правовых актов, в том числе регулирующих отношения, связанные с осуществлением государственных и иных публичных полномочий, но и получением гражданами и организациями судебной защиты путем восстановления их нарушенных прав и свобод (пункт 3 статьи 6, статья 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Такое правовое регулирование, обеспечивающее реализацию задач по правильному и своевременному рассмотрению и разрешению административных дел (пункт 3 статьи 3 названного выше кодекса), не позволяет принимать произвольные и немотивированные судебные акты без учета всех доводов, приведенных сторонами судебного разбирательства.
Достижение указанной задачи невозможно без соблюдения принципа состязательности и равноправия сторон административного судопроизводства при активной роли суда (пункт 7 статьи 6, статья 14 указанного кодекса). Данный принцип выражается, в том числе, в принятии судом предусмотренных Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации мер для всестороннего и полного установления всех фактических обстоятельств по административному делу, для выявления и истребования по собственной инициативе доказательств в целях правильного разрешения административного дела (часть 2 статьи 14, часть 1 статьи 63, части 8 и 12 статьи 226 названного кодекса).
В силу части 1 статьи 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Для правильного разрешения административного дела процессуальный закон предоставляет суду право истребовать доказательства по своей инициативе (часть 3 статьи 63 КАС РФ).
Таким образом, делая выводы о нарушении судом первой инстанции норм процессуального права и формальном подходе к рассмотрению дела, судебная коллегия в нарушение положений статьи 308 КАС РФ не произвела апелляционный пересмотр дела в полном объеме, уклонившись, по сути, от апелляционного рассмотрения, не истребовав необходимые для разрешения спора доказательства.
Наличие таких нарушений свидетельствует о незаконности судебного акта апелляционной инстанции, что влечет его отмену с направлением дела на новое апелляционное рассмотрение.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Четвертый кассационный суд общей юрисдикции
определил:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 10.08.2023 отменить.
Административное дело N 2а-8527/2023 направить на новое апелляционное рассмотрение в Краснодарский краевой суд в ином составе суда.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 КАС РФ.
Председательствующий
Судьи:
Мотивированное кассационное определение изготовлено 04.12.2023.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.