Дело N 2а-1324/2023
г. Краснодар 23.11.2023
Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в составе председательствующего Усенко Н.В, судей: Шелудько В.В, Сергеева С.С, рассмотрел в открытом судебном заседании поданную 02.10.2023 кассационную жалобу ФИО5 на решение Ленинского районного суда г. Краснодара от 17.05.2023 и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 05.09.2023 по административному делу по административному иску ФИО5 к Отделу судебных приставов по Западному округу г. Краснодара, Банку "РНБК", ГУ ФССП России по Краснодарскому краю о признании незаконными решений, действий (бездействия) должностных лиц службы судебных приставов, банка. Заслушав доклад судьи Усенко Н.В, пояснения ФИО5, поддержавшего кассационную жалобу, ФИО1 кассационный суд общей юрисдикции
УСТАНОВИЛ:
ФИО6 обратился в суд с административным иском к Отделу судебных приставов по Западному округу г. Краснодара, ГУ ФССП России по Краснодарскому краю, Банку "РНБК", в котором просил признать незаконными действия, выразившиеся в обращении взыскания на денежные средства, обладающими исполнительским иммунитетом, обязать их возвратить.
В обоснование требований ФИО6 указал на то, что является должником по исполнительному производству N-ИП о взыскании с него в пользу Управления Федерального казначейства Краснодарского края денежных средств в сумме 36 449, 39 руб.
16.06.2022 судебным приставом вынесено постановление об обращении взыскания на денежные средства, находящиеся на счете Банка "РНБК" N, который, по мнению административного истца, обладает исполнительским иммунитетом.
В этой связи, полагая свои права нарушенными, ФИО6 просил об удовлетворении административного иска.
Решением Ленинского районного суда г. Краснодара от 17.05.2023, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 05.09.2023, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе ФИО6 просит об отмене судебных актов, как постановленных с существенным нарушением норм материального и процессуального права, что привело к неправильному разрешению спора.
Кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте заседания кассационного суда.
По результатам изучения материалов дела и доводов кассационной жалобы усматриваются определенные частью 2 статьи 328 КАС РФ основания для отмены постановленных судебных актов.
Разрешая спор по существу и отказывая в удовлетворении административного иска, суды, руководствуясь положениями части 2 статьи 1, статьи 2, части 1 статьи 6, части 5 статьи 8, части 1 стати 30, части 1 статьи 47, части 1 статьи 68, части 3 статьи 69, части 5 статьи 70, части 1 статьи 98, статьи 101, части 1 статьи 121 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (Закон об исполнительном производстве) пришли к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения административного иска.
Суды не усмотрели оспариваемого бездействия судебного пристава-исполнителя и указали, что права ФИО5 не нарушены ввиду окончания упомянутого исполнительного производства в связи с его фактическим исполнением.
С такими выводами судов согласиться нельзя, поскольку они постановлены с существенным нарушением норм процессуального права, что могло повлиять на исход дела.
Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации установлены нормативные требования к принимаемому судебному решению, которое должно быть законным и обоснованным (часть 1 статьи 176).
Из разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации, содержащихся в постановлении от 19.12.2003 N 23 "О судебном решении", следует, что судебный акт является законным в том случае, когда он принят при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению.
Обжалуемые судебные акты приведенным требованиям не соответствуют.
Одним из принципов административного судопроизводства является законность и справедливость при рассмотрении и разрешении административных дел, которые обеспечиваются не только соблюдением положений, предусмотренных законодательством об административном судопроизводстве, точным и соответствующим обстоятельствам административного дела правильным толкованием и применением законов и иных нормативных правовых актов, в том числе регулирующих отношения, связанные с осуществлением государственных и иных публичных полномочий, но и получением гражданами и организациями судебной защиты путем восстановления их нарушенных прав и свобод (пункт 3 статьи 6, статья 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Такое правовое регулирование, обеспечивающее реализацию задач по правильному и своевременному рассмотрению и разрешению административных дел (пункт 3 статьи 3 названного выше кодекса), не позволяет принимать произвольные и немотивированные судебные акты без учета всех доводов, приведенных сторонами судебного разбирательства.
Достижение указанной задачи невозможно без соблюдения принципа состязательности и равноправия сторон административного судопроизводства при активной роли суда (пункт 7 статьи 6, статья 14 указанного кодекса). Данный принцип выражается, в том числе, в принятии судом предусмотренных Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации мер для всестороннего и полного установления всех фактических обстоятельств по административному делу, для выявления и истребования по собственной инициативе доказательств в целях правильного разрешения административного дела (часть 2 статьи 14, часть 1 статьи 63, части 8 и 12 статьи 226 названного кодекса).
Для правильного разрешения административного дела процессуальный закон предоставляет суду право истребовать доказательства по своей инициативе (часть 3 статьи 63 КАС РФ).
Статьей 101 Федерального закона N 229-ФЗ установлен перечень видов доходов из 21 позиции, на которые не может быть обращено взыскание.
Обращаясь с административным иском ФИО6 указал, что денежные средства, на которые административным ответчиков было обращено взыскание, обладают исполнительским иммунитетом.
Однако суды, формально рассмотрев дело, не установили применительно к предмету административного иска и вышеприведенному правовому регулированию юридически значимые для разрешения спора обстоятельства, не выяснили природу списанных денежных средств, не истребовали от сторон соответствующие доказательства, в частности, от судебного пристава - исполнителя фактические данные, подтверждающие законность и обоснованность оспариваемых действий и не дали им соответствующей правовой оценки.
Кроме того, нельзя согласиться с выводами судов об отсутствии нарушенного права ФИО5, поскольку обращение взыскания на денежные средства, на которые не может быть обращено взыскание, само по себе свидетельствует о нарушении прав заявителя.
При изложенных обстоятельствах решения судов обеих инстанций подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
В ходе нового рассмотрения дела суду надлежит постановить по делу законное и обоснованное решение с соблюдением принципов административного судопроизводства и с учетом настоящего кассационного определения.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Четвертый кассационный суд общей юрисдикции
определил:
решение Ленинского районного суда г. Краснодара от 17.05.2023 и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 05.09.2023 отменить.
Административное дело N 2а-1324/2023 направить на новое рассмотрение в Ленинский районный суд г. Краснодара в ином составе суда.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 КАС РФ.
Председательствующий -
Судьи:
Мотивированное кассационное определение изготовлено 04.12.2023.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.