Дело N 2а-774/2023
г. Краснодар 30.11.2023
Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в составе председательствующего Усенко Н.В, судей: Шелудько В.В, Поляковой Е.А, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу ГКУ г. Севастополя "Дирекция по развитию дорожно-транспортной инфраструктуры г. Севастополя" на решение Гагаринского районного суда г. Севастополя от 19.01.2023 и апелляционное определением судебной коллегии по административным делам Севастопольского городского суда от 08.08.2023 по административному делу по административному иску ГКУ г. Севастополя "Дирекция по развитию дорожно-транспортной инфраструктуры г. Севастополя" к судебному приставу-исполнителю ОСП по Гагаринскому району ГУ ФССП России по г. Севастополю ФИО5, ГУ ФССП России по Республике Крым и г. Севастополю об освобождении от взыскания исполнительского сбора.
Заслушав доклад судьи Усенко Н.В, Четвертый кассационный суд общей юрисдикции
УСТАНОВИЛ:
ГКУ г. Севастополя "Дирекция по развитию дорожно-транспортной инфраструктуры г. Севастополя" обратилось в суд с административным иском к судебному приставу-исполнителю ОСП по Гагаринскому району ГУ ФССП России по г. Севастополю ФИО5, ГУ ФССП России по Республике Крым и городу Севастополю о признании постановления судебного пристава-исполнителя незаконным, в котором просило признать незаконным и отменить постановление судебного пристава-исполнителя ОСП по Гагаринскому району ГУ ФССП России по г. Севастополю ФИО5 о взыскании исполнительского сбора от 29.11.2022, принятое в рамках исполнительного производства N-ИП от 01.11.2022 в отношении должника ГКУ г. Севастополя "Дирекция по развитию дорожно-транспортной инфраструктуры г. Севастополя"; освободить ГКУ г. Севастополя "Дирекция по развитию дорожно-транспортной инфраструктуры г. Севастополя" от взыскания исполнительского сбора в рамках исполнительного производства N-ИП от 01.11.2022 в размере 10 000 руб.
В обоснование требований ГКУ г. Севастополя "Дирекция по развитию дорожно-транспортной инфраструктуры г. Севастополя" указало, что является должником по исполнительному производству N-ИП от 01.11.2022, предметом исполнения по которому является взыскание штрафа в размере 500 руб.
Постановлением судебного пристава-исполнителя от 02.11.2022 указанное исполнительное производство присоединено к сводному исполнительному производству N-СД (в составе 8 исполнительных производств).
29.11.2022 в связи с неисполнением ГКУ г. Севастополя "Дирекция по развитию дорожно-транспортной инфраструктуры г. Севастополя" в установленный срок указанного постановления судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 10 000 руб.
Ни одно из указанных постановлений ГКУ г. Севастополя "Дирекция по развитию дорожно-транспортной инфраструктуры г. Севастополя" получено не было, срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа предоставлен не был.
Полагая такое постановление незаконным, нарушающим права и охраняемые интересы заявителя, ГКУ г. Севастополя "Дирекция по развитию дорожно-транспортной инфраструктуры г. Севастополя" просило об удовлетворении административного иска.
Решением Гагаринского районного суда г. Севастополя от 19.01.2023 административные исковые требования ГКУ г. Севастополя "Дирекция по развитию дорожно-транспортной инфраструктуры г. Севастополя" оставлены без удовлетворения.
Размер исполнительского сбора, взысканного с ГКУ г. Севастополя "Дирекция по развитию дорожно-транспортной инфраструктуры г. Севастополя" постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по Гагаринскому району УФССП России по г. Севастополю от 29.11.2022 по исполнительному производству N-ИП от 01.11.2022, снижен до 7 500 руб.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Севастопольского городского суда от 08.08.2023 решение Гагаринского районного суда г. Севастополя от 19.01.2023 оставлено без изменения, апелляционная жалоба ГКУ г. Севастополя "Дирекция по развитию дорожно-транспортной инфраструктуры г. Севастополя" - без удовлетворения.
В кассационной жалобе ГКУ г. Севастополя "Дирекция по развитию дорожно-транспортной инфраструктуры г. Севастополя" просит об отмене решений судов обеих инстанций, как незаконных.
По материалам дела и доводам кассационной жалобы, предусмотренных статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ) оснований для отмены решений судов, не имеется.
Разрешая дело по существу, суды руководствовались положениями части 2.1 статьи 14, статьи 24, статьи 25, пункта 2 части 2 статьи 29, частями 11, 12 статьи 30, частью 1 статьи 105, частями 1, 2 статьи 112 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (Закон об исполнительном производстве), Правилами направления с использованием информационно-телекоммуникационных сетей извещения в форме электронного документа, подписанного судебным приставом-исполнителем усиленной квалифицированной подписью, при соблюдении которых лицо, участвующее в исполнительном производстве, считается извещенным, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.2016 N 606 (далее - Правила), а также положениями статей 239, 242.1, 242.3 - 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды пришли к выводу об отсутствии оснований для признания оспариваемого постановления незаконным, его отмене, а также об освобождении от взыскания исполнительского сбора, поскольку постановление о возбуждении исполнительного производства N-ИП от 01.11.2022 было получено и прочтено должником ГКУ г. Севастополя "Дирекция по развитию дорожно-транспортной инфраструктуры г. Севастополя" посредством Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций) (ЕПГУ) 03.11.2022, однако требования исполнительного документа исполнены только 29.11.2022. Постановление о взыскании исполнительского сбора от 29.11.2022 в размере 10 000 руб. было также получено через ЕГПУ и прочитано 30.11.2022. Оснований для освобождения должника от уплаты исполнительского сбора не установлено. При этом, суды, учитывая объем возложенных на должника обязанностей, степень вины в неисполнении в срок исполнительного документа, пришли к выводу о наличии оснований для снижения размера исполнительского сбора до 7 500 руб.
С такими выводами судов надлежит согласиться, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела, постановлены на основании правильного применения норм материального права, регулирующих возникшие правоотношения, с соблюдением норм процессуального права.
Так, на основании части 3 статьи 24 Закона об исполнительном производстве извещения, адресованные организации или гражданину, осуществляющему деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, могут направляться по их адресам электронной почты, содержащимся в едином государственном реестре юридических лиц или едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, либо в единый личный кабинет организации или гражданина, осуществляющего деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, на Едином портале государственных и муниципальных услуг (при их наличии).
Согласно п. 1.1.1. Соглашения Минцифры России, ФССП России от 20.10.2020 N-МВ "О взаимодействии Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации и Федеральной службы судебных приставов в части предоставления данных о согласиях пользователей единого портала государственных и муниципальных услуг (функций) на получение документов, предусмотренных Федеральным законом от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", в электронном виде" (далее - Соглашение) передача Минцифры России в адрес ФССП России сведений о пользователях, прошедших регистрацию в федеральной государственной информационной системе "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (далее - ЕПГУ) с использованием федеральной государственной информационной системы "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме" (далее - ЕСИА), и предоставивших согласие на направление им в электронном виде посредством ЕПГУ документов, предусмотренных Федеральным законом от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - сведения о согласиях пользователей), исключительно в целях определения ФССП России и ее территориальными органами возможности направления сторонам исполнительного производства документов в электронном виде посредством ЕПГУ.
В соответствии с пунктом 1 Правил, извещение в форме электронного документа, подписанного судебным приставом-исполнителем усиленной квалифицированной электронной подписью, предусмотренное пунктом 4 части 2 статьи 29 Закона об исполнительном производстве, может быть направлено лицу, участвующему в исполнительном производстве, посредством федеральной государственной информационной системы ЕПГУ. Условием направления извещения посредством единого портала является завершение лицом, участвующим в исполнительном производстве, прохождения процедуры регистрации в федеральной государственной информационной системе "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме" (далее - единая система идентификации и аутентификации).
Оператор единого портала обязан однократно уведомить лицо, указанное в абзаце втором настоящего пункта, в момент его входа на единый портал с использованием единой системы идентификации и аутентификации о порядке направления извещений, предусмотренном настоящими Правилами, в том числе об определении момента, в который лицо, участвующее в исполнительном производстве, считается надлежащим образом уведомленным посредством единого портала, а также о способах реализации права, предусмотренного пунктом 4 настоящих Правил.
В силу пункта 3 Правил извещение считается доставленным с момента, когда лицо, участвующее в исполнительном производстве, входило на единый портал с использованием единой системы идентификации и аутентификации. Уведомление о факте доставки передается в Федеральную службу судебных приставов для принятия судебным приставом-исполнителем решений по исполнительному производству.
В случае если в течение 15 дней со дня размещения извещения в личном кабинете лицо, участвующее в исполнительном производстве, не осуществляло вход на единый портал с использованием единой системы идентификации и аутентификации, а также в случае отказа лица, участвующего в исполнительном производстве, от получения извещений посредством единого портала в соответствии с пунктом 4 настоящих Правил, извещение считается недоставленным и судебный пристав-исполнитель выбирает иной предусмотренный законодательством Российской Федерации способ направления извещения лицу, участвующему в исполнительном производстве.
Доводы кассационной жалобы о неполучении ГКУ г. Севастополя "Дирекция по развитию дорожно-транспортной инфраструктуры г. Севастополя" постановления о возбуждении исполнительного производства от 01.11.2022 подлежат отклонению, поскольку указанное постановление направлено ГКУ г. Севастополя "Дирекция по развитию дорожно-транспортной инфраструктуры г. Севастополя" посредством системы электронного документооборота на основании Соглашения, в части предоставления данных о согласиях пользователей единого портала государственных услуг (функций) на получение документов, Закона об исполнительном производстве, в электронном виде в личный кабинет ЕПГУ 01.11.2022, доставлено 01.11.2022 и прочитано им 03.11.2022 в 08:56 (л.д. 38), постановление о взыскании исполнительского сбора от 29.11.2022 получено 29.11.2022 и прочитано 30.11.2022 в 10:06 (л.д. 37).
Таким образом, материалами дела подтверждено, что судебным приставом-исполнителем своевременно направлено постановление о возбуждении исполнительного производства, посредством размещения на портале ЕПГУ (01.11.2022), а ГКУ г. Севастополя "Дирекция по развитию дорожно-транспортной инфраструктуры г. Севастополя" осуществлен вход на единый портал с использованием единой системы идентификации и аутентификации в течение 15 дней со дня размещения извещения в личном кабинете (03.11.2022).
Оплата административного штрафа произведена административным истцом только 29.11.2022, что подтверждается платежным поручением N 12.
Ввиду отсутствия доказательств добровольного исполнения или невозможности исполнения требований исполнительного документа в установленный срок, суды правомерно признали оспариваемое постановление о взыскании исполнительского сбора соответствующим действующему законодательству.
Довод кассационной жалобы о том, что ГКУ г. Севастополя "Дирекция по развитию дорожно-транспортной инфраструктуры г. Севастополя" согласие на получение электронных уведомлений от ФССП России посредством ЕПГУ подтверждено только 23.01.2023, в связи с чем направление указанных выше постановлений через ЕПГУ ранее указанной даты не может являться надлежащим извещением о возбуждении исполнительного производства, подлежит отклонению, поскольку для процессуальных действий значимым является системный статус доставки (вручения) посредством ЕПГУ с момента, когда лицо, участвующее в исполнительном производстве, входит на Единый портал с использованием Единой системы идентификации и аутентификации в течение 15 дней со дня размещения сообщения ФССП России в личном кабинете пользователя на ЕПГУ.
Довод подателя кассационной жалобы о том, что обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по обязательствам бюджетных учреждений может осуществляться только на основании судебных актов, был предметом рассмотрения судами двух инстанций и ему дана надлежащая правовая оценка.
Суды в данном случае правильно отметили, что действующее законодательство об исполнительном производстве не содержит положений, которые устанавливали бы исключения в части возможности взыскания исполнительского сбора для должников, являющихся бюджетными учреждениями. Как и прочие должники, бюджетные учреждения обязаны исполнять требования исполнительных документов и нести установленную, в том числе статьей 112 Закона об исполнительном производстве, ответственность за их неисполнение в добровольном порядке.
При изучении доводов кассационной жалобы усматривается их тождественность доводам, заявляемым административным истцом в судах первой и апелляционной инстанций, которым дана надлежащая оценка. Вновь приводя данные доводы, заявитель кассационной жалобы не указывает на существенные нарушения норм материального или процессуального права, допущенные судами, повлиявшие на исход дела, а выражает несогласие с выводами судов в части оценки установленных обстоятельств дела, что не может являться основанием для пересмотра в кассационном порядке вступившего в законную силу судебного постановления.
Оснований для переоценки указанных выводов судов по аналогичным доводам кассационной жалобы суд кассационной инстанции не усматривает.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебных актов, не выявлено.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Четвертый кассационный суд общей юрисдикции
определил:
решение Гагаринского районного суда г. Севастополя от 19.01.2023 и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Севастопольского городского суда от 08.08.2023 оставить без изменения, кассационную жалобу ГКУ г. Севастополя "Дирекция по развитию дорожно-транспортной инфраструктуры г. Севастополя" - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 КАС РФ.
Председательствующий
Судьи:
Мотивированное кассационное определение изготовлено 04.12.2023.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.