Дело N 2а-1035/2023
г. Краснодар 30.11.2023
Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в составе председательствующего Усенко Н.В, судей: Шелудько В.В, Поляковой Е.А, рассмотрел в открытом судебном заседании поданную 03.10.2023 кассационную жалобу ФИО7 на решение Центрального районного суда г. Сочи Краснодарского края от 12.01.2023 и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 30.05.2023 по административному делу по административному иску ФИО7 к Администрации г. Сочи, заинтересованное лицо: Департамент архитектуры и градостроительства Администрации г. Сочи о признании незаконным решения уполномоченного органа.
Заслушав доклад судьи Усенко Н.В, представителя ФИО7 по доверенности ФИО8, поддержавшего кассационную жалобу, представителя Администрации г. Сочи Краснодарского края по доверенности ФИО6, просившего об оставлении судебных актов без изменения, Четвертый кассационный суд общей юрисдикции
УСТАНОВИЛ:
ФИО7 обратилась в суд с административным иском к Администрации г. Сочи, в котором просила признать незаконным отказ Департамент архитектуры и градостроительства Администрации г. Сочи от 13.09.2022 N в предоставлении муниципальной услуги "Заключение соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в муниципальной собственности и земельных участков, находящихся в частной собственности"; обязать Администрацию г. Сочи повторно в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу рассмотреть заявление ФИО7 о предоставлении муниципальной услуги "Заключение соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в муниципальной собственности и земельных участков, находящихся в частной собственности"; взыскать с администрации г. ФИО1 в пользу ФИО7 расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб.
В обоснование требований ФИО7 указала, что 17.08.2022 она обратилась в Администрацию г. Сочи с заявлением, в котором просила перераспределить принадлежащий ей на праве собственности земельный участок, кадастровый N площадью 650 кв.м, расположенный по адресу: "адрес", и участок площадью 348 кв.м. из земель неразграниченной государственной собственности, находящихся в распоряжении муниципального образования городской округ город-курорт Сочи, в кадастровом квартале "данные изъяты". К заявлению была приложена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории для утверждения.
Решением Департамента архитектуры и градостроительства администрации г. Сочи от 13.09.2022 N ФИО7 отказано в предоставлении муниципальной услуги на основании подпунктов 9, 11 пункта 31 Административного регламента, поскольку имеется возможность образования самостоятельного земельного участка из неразграниченных земель площадью 348 кв.м без нарушения требований к образуемым и измененным земельным участком.
Полагая указанный отказ незаконным, нарушающим права и интересы административного истца, ФИО7 просила об удовлетворении административного иска.
Решением Центрального районного суда г. Сочи Краснодарского края от 12.01.2023, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 30.05.2023, в удовлетворении заявленных ФИО7 административных исковых требований отказано.
В кассационной жалобе ФИО7 просит об отмене судебных актов обеих инстанций, как постановленных с существенным нарушением норм материального права, принятии решения об удовлетворении административного иска.
По материалам дела и доводам кассационной жалобы предусмотренных статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ) оснований для отмены решений судов не имеется.
В соответствии с частью 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации (ЗК РФ) земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами (пункт 6 статьи 11.9 ЗК РФ).
Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков. При этом указанное соглашение должно содержать сведения о возникновении права государственной или муниципальной собственности и (или) права частной собственности на образуемые земельные участки (пункт 2 статьи 39.28 ЗК РФ).
Согласно пункту 3 статьи 39.28 ЗК РФ, перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 27.06.2017 N 1266-О, Земельный кодекс Российской Федерации предусматривает в статье 39 в качестве основного способа приватизации земли торги, которые проводятся на конкурсной основе, обеспечивающей справедливое и открытое распределение объектов публичной собственности. С учетом специфики земельных отношений Земельный кодекс Российской Федерации также устанавливает иные способы приватизации, к которым относится перераспределение земель, находящихся в частной и публичной формах собственности (статья 39.28). Подпункт 9 пункта 9 статьи 39.29 ЗК РФ ограничивает возможность предоставления в порядке перераспределения земельных участков, относящихся к публичной собственности, если из них могут быть сформированы самостоятельные земельные участки, то есть земельные участки, права на которые граждане и юридические лица могут приобрести в общем порядке. При этом возможность формирования самостоятельных земельных участков определяется в каждом конкретном случае с учетом требований, изложенных в статье 11.9 ЗК РФ, в иных правовых актах (включая документы территориального планирования, правила землепользования и застройки).
Разрешая спор по существу и отказывая ФИО7 в административном иске, суды руководствовались положениями пункта 1 статьи 11.2, пункта 1 статьи 11.7, пунктами 2 и 3 ст. 39.28, п. 9 ст. 39.29 ЗК РФ, пунктом 15, подпунктом 9 пункта 31 Административного регламента, статьи 12 Закона Краснодарского края от 05.11.2002 N 532-КЗ "Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае", Правилами землепользования и застройки территории муниципального образования город-курорт ФИО1, утвержденными Решением Городского Собрания Сочи от 29.12.2009 N 202 и согласились с правомерностью оспариваемого распоряжения муниципального органа.
Как усматривается из материалов дела, невозможность утверждения предложенной ФИО7 схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории обусловлена тем, что за счет испрошенного к перераспределению земельного участка возможно образовать самостоятельный земельный участок без нарушения требований земельного законодательства.
На территории муниципального образования город-курорт Сочи предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков определяются Правилами землепользования и застройки данного муниципального образования, утвержденными Решением Городского Собрания Сочи от 29.12.2009 N 202 (ПЗЗ).
Испрошенный к перераспределению земельный участок находится в территориальной зоне "Ж-2" - малоэтажная жилая застройка высотой до 15 м. В соответствии с ПЗЗ предельные минимальные размеры земельных участков для указанной территориальной зоны регламентированы только для участков, предоставляемых для индивидуального жилищного строительства и ведения личного подсобного хозяйства.
В этой связи из заявленной к перераспределению площади в размере 348 кв.м. имеется возможность сформировать самостоятельный земельный участок в размере, предусмотренном Правилами землепользования и застройки муниципального образования город-курорт Сочи, что, в свою очередь, в силу подпункта 9 пункта 9 статьи 39.29 ЗК РФ является основанием для отказа в заключении соглашения о перераспределении земельных участков.
При таких обстоятельствах с выводами судов надлежит согласиться, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела и постановлены на основании правильного применения норм материального права, регулирующих возникшие правоотношения и с соблюдением процессуального закона.
Доводы кассационной жалобы подлежат отклонению, поскольку являются следствием иной оценки имеющихся в материалах дела доказательств и неправильного толкования материального закона, регулирующего возникшие правоотношения, что не может служить основанием для отмены судебных актов.
Самовольное использование административным истцом земельного участка не свидетельствует о незаконности оспариваемого решения муниципального органа, на что справедливо указано в обжалуемых судебных актах.
В этой связи решения судов подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 329, 330 КАС РФ, Четвертый кассационный суд общей юрисдикции
определил:
решение Центрального районного суда г. Сочи Краснодарского края от 12.01.2023 и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 30.05.2023 оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО7 - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 КАС РФ.
Председательствующий
Судьи:
Мотивированное кассационное определение изготовлено 07.12.2023.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.