Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Иванова А.Е.
судей Шелудько В.В, Поляковой Е.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу департамента имущественно-земельных отношений города Ростова-на-Дону, поступившую в суд первой инстанции 5 октября 2023 года, на решение Ленинского районного суда города Ростова-на-Дону от 3 июля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ростовского областного суда от 18 сентября 2023 года по административному делу по административному исковому заявлению Кожановой Л.И. к департаменту имущественно-земельных отношений города Ростова-на-Дону о признании незаконным отказа в предоставлении в собственность земельного участка без проведения торгов.
Заслушав доклад судьи Иванова А.Е, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Кожанова Л.И. обратилась в суд с административным исковым заявлением к департаменту имущественно-земельных отношений города Ростова-на-Дону о признании незаконным отказа в предоставлении в собственность земельного участка без проведения торгов.
Решением Ленинского районного суда города Ростова-на-Дону от 3 июля 2023 года административные исковые требования удовлетворены.
Судом признан незаконным отказ департамента имущественно-земельных отношений города Ростова-на-Дону от 14 марта 2023 года N 59.30-4294/4 о предварительном согласовании утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории под гаражом бокс N 67 с кадастровым номером N, принадлежащего на праве собственности Кожановой Л.И, расположенного в пределах земельного участка с кадастровым номером N по адресу "адрес", находящегося на праве постоянного (бессрочного) пользования ГК "Мотор-2".
Суд обязал департамент имущественно-земельных отношений города Ростова-на-Дону повторно рассмотреть заявление Кожановой Л.И. в соответствии с административным регламентом N АР-319-20-Т муниципальной услуги "Предварительное согласование предоставления земельного участка", утвержденным постановлением администрации города Ростова-на-Дону от 15 мая 2016 года N 560.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ростовского областного суда от 18 сентября 2023 года оставлено без изменения решение Ленинского районного суда города Ростова-на-Дону от 3 июля 2023 года.
В кассационной жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, директор департамента имущественно-земельных отношений города Ростова-на-Дону Смирягина И.В. просит отменить решение суда первой и апелляционной инстанции и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении административных исковых требований.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились. На основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 КАС РФ).
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия пришла к выводу, что при рассмотрении и разрешении настоящего административного дела, такие нарушения судом первой и апелляционной инстанции не допущены, в связи с чем, кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Удовлетворяя административные исковые требования, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, указал, что право собственности Кожановой Л.И. на гараж с кадастровым номером N зарегистрировано в установленном законом порядке, принадлежащий административному истцу на праве собственности гараж возведен до введения в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации, испрашиваемый земельный участок расположен в границах земельного участка с кадастровым номером N, с видом разрешенного использования: "Для переноса существующих гаражей", предоставленного на праве постоянного (бессрочного) пользования Гаражному кооперативу "Мотор-2", а потому Кожанова Л.И. имеет право на обращение в департамент имущественно-земельных отношений города Ростова-на-Дону с заявлением о предварительном согласовании предоставления в собственность испрашиваемого земельного участка в соответствии с положениями пункта 2 статьи 3.7 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
Судами нижестоящих инстанций так же было указано, что ссылка административного ответчика в оспариваемом отказе на то, что границы исходного земельного участка с кадастровым номером N в установленном законом порядке не определены, не свидетельствует о наличии предусмотренных подпунктом 3 пункта 2.9.2.1 Административного регламента NАР-319-20-Т оснований для отказа в удовлетворении заявления Кожановой Л.И, по тем основаниям, что схема расположения земельного участка разработана с нарушением предусмотренных статьей 11.9 ЗК РФ требований к образуемым земельным участкам.
Судебная коллегия соглашается с выводами судов нижестоящих инстанций ввиду следующего.
Федеральным законом от 5 апреля 2021 года N 79-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" Федеральный закон от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" дополнен статьей 3.7, в соответствии с пунктом 1 которой предоставление гражданам для собственных нужд земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для размещения гаражей осуществляется в порядке, установленном главой V.1 Земельного кодекса Российской Федерации, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 3.7 Закона N 137-ФЗ до 1 сентября 2026 года гражданин, использующий гараж, являющийся объектом капитального строительства и возведенный до дня введения в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29 декабря 2004 года N 190-ФЗ (далее в настоящей статье - Градостроительный кодекс Российской Федерации), имеет право на предоставление в собственность бесплатно земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на котором он расположен, в случае, если земельный участок образован из земельного участка, предоставленного или выделенного иным способом гаражному кооперативу либо иной организации, при которой был организован гаражный кооператив, для размещения гаражей, либо право на использование такого земельного участка возникло у таких кооператива либо организации по иным основаниям и гараж и (или) земельный участок, на котором он расположен, распределены соответствующему гражданину на основании решения общего собрания членов гаражного кооператива либо иного документа, устанавливающего такое распределение.
В случае, предусмотренном подпунктом 2 пункта 2 настоящей статьи, к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка прилагается документ, подтверждающий предоставление или иное выделение земельного участка, из которого образован или должен быть образован испрашиваемый земельный участок, гаражному кооперативу либо иной организации, при которой был организован гаражный кооператив, для гаражного строительства и (или) размещения гаражей, или документ, подтверждающий приобретение указанными кооперативом либо организацией права на использование такого земельного участка по иным основаниям (абзац 2 статьи 6 Федерального закона N 137-ФЗ).
Согласно статье 3.4. Закона N 137-ФЗ в случае, если указанный в заявлении земельный участок предстоит образовать и отсутствует проект межевания соответствующей территории, к заявлению прилагается схема расположения земельного участка, подготовленная единым институтом развития в жилищной сфере.
Пунктом 6 статьи 3.7 Закона N 137-ФЗ установлен перечень документов, прилагаемых к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
В соответствии с положениями пункта 3 статьи 3.7 Закона N 137-ФЗ на отношения, регулируемые пунктом 2 настоящей статьи, не распространяются положения подпункта 4 пункта 3 статьи 11.3, подпункта 6 пункта 1, пунктов 2, 10, 10.1 статьи 39.15, подпунктов 8, 14 и 20 статьи 39.16, подпункта 4 пункта 1 статьи 39.17 ЗК РФ.
Согласно пункту 12 статьи 3.7 Закона N 137-ФЗ, в принятии решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка, указанного в пункте 2 настоящей статьи, наряду с основаниями, предусмотренными Земельным кодексом Российской Федерации, должно быть отказано, если данный гараж в судебном или ином предусмотренном законом порядке признан самовольной постройкой, подлежащей сносу.
Порядок предварительного согласования предоставления земельного участка регламентирован статьей 39.15 ЗК РФ.
В срок не более чем двадцать дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление и проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и по результатам этих рассмотрения и проверки принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или при наличии оснований, указанных в пункте 8 настоящей статьи, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю. Решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать все основания отказа (пункт 7 статьи 39.15 ЗК РФ).
Согласно положениям пункту 8 статьи 39.15 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
1) схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса;
2) земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 14.1 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса;
3) земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости", не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 16 статьи 11.10 ЗК РФ, основаниями для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка являются:
1) несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи;
2) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек;
3) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам;
4) несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории;
5) расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории, за исключением случаев, установленных федеральными законами;
6) разработка схемы расположения земельного участка, образование которого допускается исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории.
В соответствии с пунктом 6 статьи 11.9 ЗК РФ образование земельного участка не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные Земельным кодексом, другими федеральными законами.
Согласно статье 1 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" определяет, названный Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг соответственно федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также местными администрациями и иными органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительно-распорядительные полномочия.
Статьей 12 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" предусмотрено, что предоставление государственных и муниципальных услуг осуществляется в соответствии с административными регламентами.
Во исполнение названного Федерального закона постановлением администрации города Ростова-на-Дону от 16 мая 2016 года N 560 утвержден Административный регламент N АР-319-20-Т муниципальной услуги "Предварительное согласование предоставления земельного участка" (далее - Административный регламент).
Согласно пункту 2.3 указанного Административного регламента результатом предоставления муниципальной услуги являются: решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка; решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка.
Пунктом 2.9.2. Административного регламента N АР-319-20-Т определены основания для отказа в предоставлении муниципальной услуги.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 2.9.2.1 Административного регламента схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям: разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации требований к образуемым земельным участкам.
Согласно пункту 2.9.2.2 Административного регламента земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям: указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка (пп.6 п. 2.9.2.2); указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения и с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, не уполномоченное на строительство этих объектов (подпункт 16 пункта 2.9.2.2); предоставление земельного участка на заявленном виде прав не допускается (подпункт 18 пункта 2.9.22).
Согласно материалам дела, Кожанова Л.И. является собственником гаража, площадью 39, 0 кв.м, кадастровый номер: N, год завершения строительства 1989, расположенного по адресу: "адрес", что подтверждается сведениями в выписке из ЕГРН.
1 марта 2023 года Кожанова Л.И. обратилась через МКУ "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг города Ростова-на-Дону" в департамент имущественно-земельных отношений города Ростова-на-Дону с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка под принадлежащим административному истцу капитальным гаражом - бокс N67, расположенном по адресу: "адрес", в пределах территории земельного участка с кадастровым номером: N, предоставленном на праве постоянного (бессрочного) пользования Гаражному кооперативу "Мотор-2".
Письмом от 14 марта 2023 года N 59.30-4294/4 департаментом имущественно-земельных отношений города Ростова-на-Дону Кожановой Л.И. отказано в предварительном согласовании предоставления в собственность испрашиваемого земельного участка. В обоснование отказа указаны положения пункта 6 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации, подпункта 3 пункта 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации, подпункта 1 пункта 8 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации, а так же указано, что согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости, полученной в результате межведомственного взаимодействия, земельный участок с кадастровым номером N, площадью 3300 кв.м, с видом разрешенного использования "Для переноса существующих автогаражей", предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование гаражному кооперативу Мотор-2". Границы земельного участка не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства.
Согласно материалам дела, постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31 мая 2022 года по делу N А53-6654/2020 признано недействительным решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области об отказе Гаражному кооперативу "Мотор-2" в осуществлении государственной регистрации ранее учтенного права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком площадью 3300 кв.м, с кадастровым номером: N, расположенным по адресу: "адрес", выраженное в уведомлении от 30 января 2020 года N 61/001/007/2019-189612.
На Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем государственной регистрации ранее учтенного права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком площадью 3300 кв.м, с кадастровым номером: N, расположенным по адресу: "адрес"
Указанным судебным актом также установлено, что 24 ноября 1983 года на основании решения горисполкома от 11 ноября 1983 года N 1197 произведен отвод в натуре земельного участка, площадью 0, 33 га, по пер. Беломорскому и выдан акт отвода земельного участка N 6720.
6 декабря 1983 года исполнительным комитетом Ростовского-на-Дону Совета народных депутатов ПО "Ростсельмаш" выдан государственный акт от 6 декабря 1983 года N 289586 А-I о праве постоянного (бессрочного) пользования земельным участком площадью 0, 33 га для переноса существующих автогаражей.
Решением Первомайского районного Совета народных депутатов города Ростова-на-Дону от 11 июля 1984 года N 1475 организован автокооператив по пер. Беломорскому для строительства гаражей, попавших под снос; кооперативу присвоено название "Мотор-2", утвержден списочный состав его членов.
Согласно справке БТИ города Ростова-на-Дону от 2 декабря 1985 года N1171 вновь выстроенному комплексу гаражей на 50 боксов в районе погрузочной рампы ПО "Ростсельмаш" присвоен почтовый адрес: "адрес"
16 апреля 1992 года автокооперативу выдано регистрационное удостоверение N 677/10 о праве собственности на гаражи по улице Комбайностроителей, 4.
25 октября 1995 года кооператив поставлен на учет в ИФНС России по Первомайскому району города Ростова-на-Дону.
В соответствии с выпиской из ЕГРН от 11 сентября 2017 года земельному участку площадью 3300 кв.м, вид разрешенного использования "Для переноса существующих автогаражей", по адресу: "адрес". присвоен кадастровый номер: N
Согласно акту обследования земельного участка 9 марта 2023 года, составленному департаментом имущественно-земельных отношений города Ростова-на-Дону, на земельном участке (по адресу: "адрес", в блоке капитальных гаражей расположен гараж Кожановой Л.И. (бокс N 67), зарегистрированный, как объект недвижимости с кадастровым номером N, площадью 39 кв.м. По данным ПК ГИСОД с учетом сведений из ЕГРН границы объекта недвижимости с кадастровым номером N соответствуют границам земельного участка.
Из представленной в материалы дела выписке из ЕГРН так же следует, что 15 июня 2022 года право постоянного (бессрочного) пользования Гаражного кооператива "Мотор-2" в отношении земельного участка N зарегистрировано в установленном законом порядке.
Исходя из изложенного судами нижестоящих инстанций верно было указано, что испрашиваемый административным истцом земельный участок площадью 39 кв.м расположен в границах земельного участка с кадастровым номером: N и соответствует границам территории, занимаемой объектом недвижимости с кадастровым номером N - гараж, принадлежащем административному истцу Кожановой Л.И. на праве собственности.
Таким образом суды нижестоящих инстанций, удовлетворяя административные исковые требования, пришли к верному выводу о том, что оспариваемый отказ административного ответчика является незаконным и нарушает права административного истца на предоставление в собственность земельного участка, на котором расположен принадлежащий административному истцу гараж.
При рассмотрении административного иска судом первой и апелляционной инстанции верно определены юридически значимые обстоятельства дела, которые всесторонне и полно исследованы при надлежащей оценке доказательств, правильно применен и истолкован материальный закон, а доводы подателя жалобы, изложенные в кассационной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали изложенные в обжалуемых судебных актах выводы, поэтому признаются судом кассационной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права.
Таким образом, исходя из вышеизложенного, судебная коллегия находит доводы, приведенные в кассационной жалобе, аналогичными позиции подателя жалобы в суде первой и апелляционной инстанций, которой суд дал надлежащую правовую оценку.
Выводов судов они не опровергают, в связи с чем, оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебных актов не имеется.
Доводов, подтверждающих несоответствие выводов, изложенных в обжалованных судебных актах, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, которые привели к принятию неправильного судебного акта, заявителем не представлено.
Руководствуясь статьями 318, 327 - 331 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ленинского районного суда города Ростова-на-Дону от 3 июля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ростовского областного суда от 18 сентября 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьей 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Полный текст кассационного определения изготовлен 19 декабря 2023 года.
Председательствующий
А.Е. Иванов
Судьи В.В. ШелудькоЕ.А. Полякова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.