Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Иванова А.Е.
судей Шелудько В.В, Поляковой Е.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации Дзержинского района города Волгограда, поступившую в суд первой инстанции 13 октября 2023 года, на решение Дзержинского районного суда города Волгограда от 17 апреля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Волгоградского областного суда от 13 июля 2023 года по административному делу по административному исковому заявлению Инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области к Межведомственной комиссии Дзержинского района Волгограда по оценке состояния жилых домов, находящихся в федеральной собственности, муниципального фонда и частного жилищного фонда, администрации Дзержинского района Волгограда о признании решения незаконным, возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Иванова А.Е, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Инспекция государственного жилищного надзора Волгоградской области обратилась в суд с административным исковым заявлением к Межведомственной комиссии Дзержинского района Волгограда по оценке состояния жилых домов, находящихся в федеральной собственности, муниципального фонда и частного жилищного фонда, администрации Дзержинского района Волгограда о признании решения незаконным, возложении обязанности.
Решением Дзержинского районного суда города Волгограда от 17 апреля 2023 года административные исковые требования Инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области удовлетворены.
Судом признано незаконным решение Межведомственной комиссии Дзержинского района Волгограда по оценке состояния жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, муниципального фонда и частного жилищного фонда от 10 марта 2023 года о возврате без рассмотрения заключения Инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области от 3 февраля 2023 года N 32.
Судом возложен обязанность на Межведомственную комиссию Дзержинского района Волгограда по оценке состояния жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, муниципального фонда и частного жилищного фонда, администрации Дзержинского района Волгограда в течение 30 дней с момента вступления в законную силу решения по настоящему делу рассмотреть заключение Инспекции от 3 февраля 2023 года N 32, провести оценку "адрес" в порядке установленном Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47, и принять по результатам работы решение в соответствии с пунктом 47 Положения о признания помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Волгоградского областного суда от 13 июля 2023 года решение Дзержинского районного суда города Волгограда от 17 апреля 2023 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, и.о. главы администрации Дзержинского района Волгограда Варламов А.Ю. просит отменить решение суда первой и апелляционной инстанции и принять по делу новое решение, которым в удовлетворении административных исковых требований Инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области отказать в полном объеме.
Лица, участвующие в рассмотрении дела, извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились. На основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 КАС РФ).
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия пришла к выводу, что при рассмотрении и разрешении настоящего административного дела, такие нарушения судом первой и апелляционной инстанции не допущены, в связи с чем, кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Как следует из материалов дела, Инспекцией государственного жилищного надзора Волгоградской области проведено обследование технического состояния жилого дома, расположенного по адресу: "адрес" По результатам обследования Инспекцией государственного жилищного надзора Волгоградской области установлено наличие повреждений конструктивных элементов жилого дома, которые могут привести к снижению допустимого уровня надежности, прочности и устойчивости отдельных строительных конструкций и строения в целом, а также создает угрозу безопасности жизни и здоровью граждан, проживающих в этом помещении.
3 февраля 2023 года Инспекцией государственного жилищного надзора Волгоградской области составлено заключение N 32 о техническом состоянии жилого дома, в котором отмечено неудовлетворительное текущее содержание жилого помещения.
Согласно материалам дела, данное заключение 7 февраля 2023 года направлено для рассмотрения в адрес администрации Дзержинского района Волгограда для рассмотрения и принятия решения.
10 марта 2023 года Межведомственной комиссией Дзержинского района Волгограда было принято решение N 06-23 о возврате заключения Инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области без рассмотрения в связи с тем, что в Межведомственную комиссию от собственника жилого дома "адрес" не представлено заключение специализированной организации.
Удовлетворяя административные исковые требований Инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области, суд первой инстанции, с выводом которого согласился суд апелляционной инстанции, указал, что Межведомственная комиссия уклонилась от принятия в установленный срок решения, предусмотренного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" (далее - Положение N 47). Непредставление (либо невозможность представления, в том числе финансовая) собственниками помещений предложенных межведомственной комиссией документов не является основанием для отказа в рассмотрении вопроса о соответствии многоквартирного дома требованиям Положения N 47, поскольку решение таких вопросов в соответствии с указанным Положением относится к исключительной компетенции Межведомственной комиссии. Вместе с тем, действующее жилищное законодательство обязывает именно Межведомственную комиссию проводить оценку состояния жилых помещений и многоквартирных домов независимо от финансово-экономических возможностей.
Судебная коллегия соглашается с выводами судов нижестоящих инстанций ввиду следующего.
Согласно части 1 статьи 1 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.
В силу части 1 статьи 14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания; иные вопросы, отнесенные к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений Конституцией Российской Федерации, настоящим Кодексом, другими федеральными законами, а также законами соответствующих субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частью 4 статьи 15 ЖК РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N47 утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (далее - Положение N 47), которое устанавливает требования к жилому помещению, порядок признания жилого помещения пригодным для проживания и основания, по которым жилое помещение признается непригодным для проживания, а многоквартирный дом признается аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Действие данного Положения N 47 распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации.
Согласно пункту 7 Положения N 47 оценка и обследование помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, и проводятся на предмет соответствия указанных помещений и дома установленным в настоящем Положении требованиям.
В соответствии с пунктом 42 указанного Положения N 47 межведомственная комиссия на основании заявления собственника помещения, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего полномочия собственника в отношении оцениваемого имущества, правообладателя или гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и принимает решения в порядке, предусмотренном пунктом 47 настоящего Положения.
На основании пунктов 7, 44 Положения N 47 межведомственной комиссии предоставлено право привлекать к работе комиссии квалифицированных экспертов проектно-изыскательных организаций с правом решающего голоса или истребовать заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого дома.
Согласно пункту 46 Положения N 47 право межведомственной комиссии принимать решение о назначении и проведении дополнительного обследования оцениваемого помещения.
В соответствии с пунктом 44 Положения N 47 процедура проведения оценки соответствия помещения установленным требованиям включает, в том числе составление акта обследования помещения (в случае принятия комиссией решения о необходимости проведения обследования) и составление комиссией на основании выводов и рекомендаций, указанных в акте, заключения. При этом признание комиссией многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу может основываться только на результатах, изложенных в заключении специализированной организации, проводящей обследование.
Согласно пункту 47 Положения N 47 по результатам работы межведомственная комиссия принимает одно из следующих решений: о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания; о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями и после их завершения - о продолжении процедуры оценки; о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции.
При изложенных обстоятельствах суды нижестоящих инстанций пришли к верному выводу о том, что административным ответчиком допущено бездействие по проведению оценки соответствия дома N 65 по ул. Узбекской г. Волгограда установленным в пункте 47 Положения требованиям. Межведомственная комиссия ограничилась формальным выполнением регламентированных процедур, не учитывая положения действующего законодательства, в связи с чем правомерно возложена обязанность на административного ответчика рассмотреть заключение Инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области, провести оценку дома N 65 и вынести законное решение, которое соответствует нормам действующего законодательства.
При рассмотрении административного иска судом первой и апелляционной инстанции верно определены юридически значимые обстоятельства дела, которые всесторонне и полно исследованы при надлежащей оценке доказательств, правильно применен и истолкован материальный закон, а доводы подателя жалобы, изложенные в кассационной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали изложенные в обжалуемых судебных актах выводы, поэтому признаются судом кассационной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права.
Таким образом, исходя из вышеизложенного, судебная коллегия находит доводы, приведенные в кассационной жалобе, аналогичными позиции подателя жалобы в суде первой и апелляционной инстанций, которой суды дали надлежащую правовую оценку.
Выводов судов они не опровергают, в связи с чем, оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебных актов не имеется.
Доводов, подтверждающих несоответствие выводов, изложенных в обжалованных судебных актах, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, которые привели к принятию неправильного судебного акта, заявителем не представлено.
Руководствуясь статьями 318, 327 - 331 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Дзержинского районного суда города Волгограда от 17 апреля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Волгоградского областного суда от 13 июля 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьей 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Полный текст кассационного определения изготовлен 26 декабря 2023 года.
Председательствующий
А.Е. Иванов
Судьи В.В. ШелудькоЕ.А. Полякова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.