Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Иванова А.Е.
судей Шелудько В.В, Поляковой Е.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации муниципального образования "Камызяксикий район Астраханской области", поступившую в суд первой инстанции 16 октября 2023 года, на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Астраханского областного суда от 19 июля 2023 года по административному делу по административному исковому заявлению прокурора Камызякского района Астраханской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования "Камызякский муниципальный район Астраханской области" о признании незаконным бездействия по ликвидации несанкционированной свалки твердых коммунальных отходов.
Заслушав доклад судьи Иванова А.Е, объяснения прокурора третьего отдела Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Костюк А.И, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
прокурор Камызякского района Астраханской области, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации муниципального образования "Камызякский муниципальный район Астраханской области" о признании незаконным бездействия по ликвидации несанкционированной свалки твердых коммунальных отходов.
Решением Камызякского районного суда Астраханской области от 18 мая 2023 года административные исковые требования удовлетворены частично.
Судом признано незаконным бездействие администрации муниципального образования "Сельское поселение Раздорский сельсовет Камызякского муниципального района Астраханской области" по ликвидации несанкционированной свалки ТКО, образованной на территории земельного участка с кадастровым номером N расположенного по адресу: Астраханская область. Камызякский район, в границах муниципального образования "Раздорский сельсовет", северо-западнее земельного участка с кадастровым номером N
Суд обязал администрацию муниципального образования "Сельское поселение Раздорский сельсовет Камызякского муниципального района Астраханской области" в течение 6 (шести) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу ликвидировать несанкционированную свалку ТКО, образованную на территории земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: Астраханская область. Камызякский район, в границах муниципального образования "Сельское поселение Раздорский сельсовет Камызякского муниципального района Астраханской области", северо-западнее земельного участка с кадастровым номером N
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Астраханского областного суда от 19 июля 2023 года решение Камызякского районного суда Астраханской области от 18 мая 2023 года изменено, в части признания бездействия и возложении обязанности указать вместо администрации муниципального образования "Сельское поселение Раздорский сельсовет Камызякского муниципального района Астраханской области" на администрацию муниципального образования "Камызякский муниципальный район Астраханской области".
В остальной части решение Камызякского районного суда Астраханской области от 18 мая 2023 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, представитель администрации муниципального образования "Камызякский муниципальный район Астраханской области" по доверенности Инкина Ж.Р. ставит вопрос об отмене апелляционного определения в связи с его незаконностью и необоснованностью.
На кассационную жалобу поступили возражения от прокурора, учувствовавшего в деле, Шихмурзаевой Э.И, в которых выражено несогласие с доводами кассационной жалобы, просит обжалуемый судебный акт оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании суда кассационной инстанции принял участие прокурор третьего отдела Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Костюк А.И, доводам кассационной жалобы возражал, просил обжалуемый судебный акт оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в рассмотрении дела, извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились. На основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 КАС РФ).
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, возражения на нее, судебная коллегия пришла к выводу, что при рассмотрении и разрешении настоящего административного дела, такие нарушения судом апелляционной инстанции не допущены, в связи с чем, кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Как следует из материалов дела, государственным инспектором отдела государственного земельного надзора Управления Россельхознадзора по Ростовской, Волгоградской и Астраханской областям и Республике Калмыкия 29 июня 2022 года произведено выездное обследование земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: Астраханская область. Камызякский район, в границах муниципального образования "Раздорский сельсовет", северо-западнее земельного участка с кадастровым номером N Осмотром территории выявлено, что указанный земельный участок не огорожен, строений, сооружений не имеется. В границах указанного земельного участка, контур с географическими координатами 46, 0372 48, 3038 выявлено несанкционированное складирование твердых коммунальных отходов (битый кирпич, лом железобетонных конструкций) на площади 5, 0 га (ширина 200 м, длина 250 м.) образовавшееся в результате демонтажа производственных помещений бывшего совхоза.
Согласно материалам дела, прокуратурой района в адрес администрации муниципального образования "Камызякский район" вынесено представление от 26 августа 2022 года.
Из материалов дела следует, что на данное представление администрацией муниципального образования "Камызякский район" дан ответ, в котором указано, что ликвидировать свалку в 2022 году не предоставляется возможным, поскольку денежные средства, выделенные на ликвидации несанкционированных свалок, израсходованы.
Удовлетворяя административные исковые требования, суд первой инстанции указал, что администрацией муниципального образования "Сельское поселение Раздорский сельсовет Камызякского муниципального района Астраханской области" несанкционированная свалка до настоящего времени не ликвидирована, что в последующем может создать неблагополучную санитарно-эпидемиологическую обстановку и приведет к нарушению конституционных прав граждан муниципального образования на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
Изменяя решение районного суда, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что оснований для признания незаконным бездействия администрации муниципального образования "Сельское поселение Раздорский сельсовет Камызякского муниципального района Астраханской области" не имеется, в связи с чем правомерно возложение обязанности по ликвидации несанкционированной свалки ТКО на администрацию муниципального образования "Камызякский муниципальный район Астраханской области".
Судебная коллегия соглашается с выводами суда апелляционной инстанции ввиду следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3.4 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" допускается накопление отходов только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
Территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов, согласно пункту 4.13 ГОСТа 30772-2001 "Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения", введенного Постановлением Госстандарта России от 28 декабря 2001 года N 607-ст, являются несанкционированными свалками отходов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 13 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
Согласно пункту 2 статьи 13 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно статье 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами (пункт 1).
К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с твердыми коммунальными отходами, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории (пункты 2, 3).
На основании пункта 18 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения относится, в частности, участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов.
В соответствии со статьей 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлен перечень вопросов местного значения городского и сельского поселения, при этом в силу части 3 данной статьи закона вопрос, связанный с участием в организации деятельности по накоплению и транспортированию твердых коммунальных отходов, отнесен только к деятельности городского поселения.
Согласно части 3 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" вопросы местного значения, предусмотренные частью первой настоящей статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 настоящей статьи, на территории сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов.
В соответствии с пунктом 14 части 1 статьи 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.
Таким образом, нормами действующего законодательства рассматриваемый вопрос по ликвидации несанкционированной свалки твердых коммунальных отходов, размещенных на территории сельского поселения, входящего в состав территории муниципального района, относится к вопросам местного значения администрации муниципального образования "Камызякский муниципальный район Астраханской области".
Кроме того, как верно указал суд апелляционной интенции, довод административного ответчика о том, что земельный участок, на котором находится несанкционированная свалка, не разграничен, на участке находится строительный мусор бывшего арендатора этого участка, в связи с чем, обязанность по ликвидации ТКО должна быть возложена на бывшего владельца земельного участка, является необоснованным.
Согласно материалам дела, документы, позволяющие определить собственника отходов, расположенных на вышеуказанном земельном участке, в материалах дела не представлены. Как следуют из пояснений самого представителя административного ответчика, договор аренды земельного участка с Юдиным А.С. расторгнут в судебном порядке, владельцем спорного земельного участка последний на момент подачи иска в суд и рассмотрения дела не является.
Согласно примечанию к пункту 7.8 ГОСТа 30772-2001, если юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, не установлены, собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.
Отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, в силу предписаний абзаца второго пункта 1 статьи 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 года " 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" не является препятствием для распоряжения ими.
Исходя из предписаний пункта 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется: органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных данным пунктом (абзац четвертый).
Таким образом, в ведении органа местного самоуправления муниципального района находятся земельные участки, расположенные на территории входящего в этот район сельского поселения либо на межселенных территориях указанного муниципального образования.
Вместе с тем, спорный земельный участок относится к земельным участкам, государственная собственность на которые не разграничена. Зарегистрированные права на указанный земельный участок отсутствуют.
При изложенных обстоятельствах суд апелляционной инстанции пришел к верному выводу о том, что несанкционированная свалка отходов образовалась на земельном участке, расположенном на территории сельского поселения, входящего в состав муниципального образования "Камызякский муниципальный район Астраханской области", ответственность по его надлежащему содержанию возлагается на органы местного самоуправления муниципального района, то есть на администрацию муниципального образования "Камызякский муниципальный район Астраханской области".
При рассмотрении административного иска судом апелляционной инстанции верно определены юридически значимые обстоятельства дела, которые всесторонне и полно исследованы при надлежащей оценке доказательств, правильно применен и истолкован материальный закон, а доводы подателя жалобы, изложенные в кассационной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали изложенные в обжалуемом судебном акте выводы, поэтому признаются судом кассационной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права.
Таким образом, исходя из вышеизложенного, судебная коллегия находит доводы, приведенные в кассационной жалобе, аналогичными позиции подателя жалобы в суде апелляционной инстанций, которой суд дал надлежащую правовую оценку.
Выводов судов они не опровергают, в связи с чем, оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебного акта не имеется.
Доводов, подтверждающих несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, которые привели к принятию неправильного судебного акта, заявителем не представлено.
Руководствуясь статьями 318, 327 - 331 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Астраханского областного суда от 19 июля 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьей 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Полный текст кассационного определения изготовлен 26 декабря 2023 года.
Председательствующий
А.Е. Иванов
Судьи В.В. ШелудькоЕ.А. Полякова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.