Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Иванова А.Е.
судей Капункина Ю.Б, Аняновой О.П.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Пономаревой Н.Н, поданную от ее имени представителем Самойловой С.И, поступившую в суд первой инстанции 21 августа 2023 года, на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Севастопольского городского суда от 11 апреля 2023 года по административному делу по административному исковому заявлению УФНС по городу Севастополю к Пономаревой Н.Н. о взыскании налога (сбора), пени, штрафов.
Заслушав доклад судьи Иванова А.Е, объяснения представителя Пономаревой Н.Н. по доверенности Самойловой С.И, представителя УФНС по городу Севастополю - Пастухова Э.В, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
УФНС по городу Севастополю обратилось в суд с административным исковым заявлением к Пономаревой Н.Н. о взыскании налога (сбора), пени, штрафов.
Решением Балаклавского районного суда города Севастополя от 1 ноября 2022 года в удовлетворении административных исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Севастопольского городского суда от 11 апреля 2023 года отменено решение Балаклавского районного суда города Севастополя от 1 ноября 2022 года.
По делу принято новое решение, которым взыскана с Пономаревой Н.Н. задолженность в сумме 168 382 рублей 50 копеек, из которых налог на доходы физических лиц за 2020 год в размере 130 000 рублей, пени по налогу на доходы физических лиц за 2020 год в период с 16 июля 2021 года по 21 января 2022 года в размере 5 882 рублей 50 копеек, штраф за совершение налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 122 НК РФ, в размере 13 000 рублей, штраф за совершение налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 119 НК РФ, в размере 19 500 рублей.
В кассационной жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, представитель Пономаревой Н.Н. по доверенности Самойлова С.И. просит отменить апелляционное определение с оставлением в силе решения суда первой инстанции.
От представителя УФНС по городу Севастополю Медведевой И.Г. поступили возражения, в которых представитель налогового органа просит обжалуемый судебный акт оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании суда кассационной инстанции путем использования систем видеоконференц-связи (далее - ВКС) в порядке, установленном статьей 142 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, принимала участие представитель Пономаревой Н.Н. по доверенности Самойлова С.И, доводы кассационной жалобы поддержала, настаивала на отмене обжалуемого судебного акта с оставлением в силе решения суда первой инстанции.
В судебном заседании суда кассационной инстанции путем использования систем ВКС принимала участие представитель УФНС по городу Севастополю - Пастухова Э.В, доводам кассационной жалобы возражала, обжалуемый судебный акт просила оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились. На основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 КАС РФ).
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия пришла к выводу, что при рассмотрении и разрешении настоящего административного дела, такие нарушения судом апелляционной инстанции не допущены, в связи с чем, кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации и пунктом 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Согласно пункту 1 статьи 207 и подпункту 2 пункта 1 статьи 228 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налогоплательщиками НДФЛ признаются, в том числе, физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, получающие доходы от продажи имущества, принадлежащего этим лицам на праве собственности, и имущественных прав, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 17.1 статьи 217 НК РФ, когда такие доходы не подлежат налогообложению.
Налогообложению подлежат исходя из подпункта 5 пункта 1 статьи 208 НК РФ доходы от реализации недвижимого имущества, находящегося в Российской Федерации.
В силу статьи 209 НК РФ объектом налогообложения признается доход, полученный налогоплательщиками: 1) от источников в Российской Федерации и (или) от источников за пределами Российской Федерации - для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации; 2) от источников в Российской Федерации - для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации.
Физические лица в силу подпункта 2 пункта 1 статьи 228 НК РФ производят исчисление и уплату НДФЛ исходя из сумм, полученных от продажи имущества, принадлежащего этим лицам на праве собственности, и имущественных прав, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 17.1 статьи 217 названного Кодекса, когда такие доходы не подлежат налогообложению.
В соответствии с пунктом 17.1 статьи 217 НК РФ не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) доходы, получаемые физическими лицами за соответствующий налоговый период от продажи объектов недвижимого имущества, а также долей в указанном имуществе с учетом особенностей, установленных статьей 217.1 данного кодекса.
Согласно пункту 2 статьи 217.1 НК РФ, если иное не установлено данной статьей, доходы, получаемые налогоплательщиком от продажи объекта недвижимого имущества, освобождаются от налогообложения при условии, что такой объект находился в собственности налогоплательщика в течение минимального предельного срока владения объектом недвижимого имущества и более.
Минимальный предельный срок владения объектом недвижимого имущества составляет пять лет, за исключением случаев, приведенных в пункте 3 статьи 217.1 НК РФ, при соблюдении хотя бы одного из которых указанный минимальный предельный срок владения составляет три года (пункт 4 статьи 217.1 НК РФ).
При этом, законом субъекта Российской Федерации вплоть до нуля для всех или отдельных категорий налогоплательщиков и (или) объектов недвижимого имущества может быть уменьшен минимальный пятилетний срок владения объектом недвижимого имущества (подпункт 1 пункт 6 статьи 217.1 НК РФ).
Статьей 1 Закона города Севастополя от 17 ноября 2020 года N 610-ЗС "Об установлении минимального предельного срока владения объектом недвижимого имущества", в соответствии с подпунктом 1 пункта 6 статьи 217.1 Налогового кодекса Российской Федерации в целях освобождения от налогообложения доходов, полученных от продажи объекта недвижимого имущества на территории города Севастополя физическими лицами, являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации, установлен минимальный предельный срок владения объектом недвижимого имущества, приобретенного в собственность после 1 января 2018 года - три года.
Гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности (пункт 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают, среди прочего: из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей; из судебного решения, установившего гражданские права и обязанности (подпункты 2, 3 пункта 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом (пункт 2 статьи 8.1 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре (пункт 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно материалам дела, правоустанавливающим документом, подтверждающим наличие у Пономаревой Н.Н. права собственности на земельный участок с кадастровым номером N, расположенный по адресу: "адрес" является вступившее 10 октября 2019 года в законную силу решение Балаклавского районного суда города Севастополя от 3 сентября 2019 года, которым за Пономаревой Н.Н. признано право собственности на земельный участок.
На основании указанного решения суда и заявления Пономаревой Н.Н. 18 октября 2019 года произведена регистрация права собственности на данный земельный участок в ЕГРН.
Исходя из изложенного судом апелляционной инстанции верно было указано, что учитывая положения пункта 2 статьи 8.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, право собственности Пономаревой Н.Н. на указанный земельный участок возникло на основании решения Балаклавского районного суда города Севастополя от 3 сентября 2019 года, но с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр - с 18 октября 2019 года.
Указанный земельный участок с кадастровым номером N Пономаревой Н.Н. продан Козко А.А, что подтверждается договором купли-продажи от 24 ноября 2020 года. Право собственности за покупателем Козко А.А. зарегистрировано в ЕГРН 25 ноября 2020 года и именно с этой даты Пономарева Н.Н. не является собственником названного земельного участка.
При изложенных обстоятельствах суд апелляционной инстанции пришел к верному выводу о том, что Пономарева Н.Н. владела земельным участком менее минимального предельного срока, установленного статьей 1 Закона города Севастополя от 17 ноября 2020 года N 610-ЗС "Об установлении минимального предельного срока владения объектом недвижимого имущества", и составляющего три года, в связи с чем имеет обязанность по уплате налога с дохода, полученного при продаже недвижимого имущества, а также пени и штрафа за совершение налоговых правонарушений, предусмотренных пунктом 1 статьи 119, пунктом 1 статьи 122 НК РФ.
Судом апелляционной инстанции так же верно было указано, что учитывая стоимость проданного Пономаревой Н.Н. земельного участка, расчет суммы НДФЛ от продажи земельного участка, а также пени за 2020 год в размере 5 882 рублей 50 копеек, подлежащих взысканию с Пономаревой Н.Н, налоговым органом произведен верно. Расчет налога и пени судом апелляционной инстанции проверен, арифметических ошибок не содержит, административным ответчиком не оспорен.
Кроме того Пономаревой Н.Н, с учетом смягчающих обстоятельств, начислен штраф в размере 13 000 рублей за неуплату налога, а также в размере 19 500 рублей за непредставление налоговой декларации, которые ввиду изложенных выше обстоятельств также подлежат взысканию с административного ответчика.
При изложенных обстоятельствах суд апелляционной инстанции пришел к верному выводу об отмене решения суда первой инстанции и принятии по делу нового решения об удовлетворении административных исковых требований налогового органа.
При рассмотрении административного иска судом апелляционной инстанции верно определены юридически значимые обстоятельства дела, которые всесторонне и полно исследованы при надлежащей оценке доказательств, правильно применен и истолкован материальный закон, а доводы подателя жалобы, изложенные в кассационной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали изложенные в обжалуемом судебном акте выводы, поэтому признаются судом кассационной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права.
Таким образом, исходя из вышеизложенного, судебная коллегия находит доводы, приведенные в кассационной жалобе, аналогичными позиции подателя жалобы в суде апелляционной инстанций, которой суд дал надлежащую правовую оценку.
Выводов судов они не опровергают, в связи с чем, оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебного акта не имеется.
Доводов, подтверждающих несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, которые привели к принятию неправильного судебного акта, заявителем не представлено.
Руководствуясь статьями 318, 327 - 331 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Севастопольского городского суда от 11 апреля 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьей 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Полный текст кассационного определения изготовлен 25 декабря 2023 года.
Председательствующий
А.Е. Иванов
Судьи Ю.Б. КапункинО.П. Анянова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.