Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Иванова А.Е.
судей Капункина Ю.Б, Аняновой О.П.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Соколова В.А, поданную от его имени представителем Корзун М.А, поступившую в суд первой инстанции 11 октября 2023 года, на решение Ленинского районного суда города Краснодара от 17 ноября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 11 апреля 2023 года по административному делу по административному исковому заявлению ИФНС России N 1 по городу Краснодару к Соколову В.А. о взыскании задолженности по обязательным платежам в бюджет.
Заслушав доклад судьи Иванова А.Е, пояснения административного ответчика Соколова В.А, представителя ИФНС России N 1 по городу Краснодару Осипчук А.В, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Инспекция Федеральной налоговой службы России N 1 по г. Краснодару обратилась в суд с административным иском к Соколову В.А. о взыскании обязательных платежей и санкций.
В обоснование заявленных требований указано, что Соколов В.А. состоит на учете в ИФНС и является налогоплательщиком. Однако, административный ответчик своевременно не исполнил свою обязанность по оплате налогов. Требование об уплате налога административным ответчиком также исполнено не было, в связи с чем, административный истец обратился в суд с вышеуказанными требованиями.
Налоговый орган просил суд взыскать с Соколов В.А. задолженность по обязательным платежам в размере 66 769, 66 руб. в том числе:
-транспортный налог за 2019 года в размере 51380 рублей, пени, начисленные с 02.12.2020 по 05.07.2020 года в размере 167, 41 руб.;
- пени на налог на имущество за 2016 года, начисленные с 13.02.2018 по 05.07.2020 в размере 642, 77 руб.;
- налог на имущество с физических лиц за 2017 год в размере 1036 руб, пени, начисленные с 04.12.2018 по 05.07.2020 в размере 137, 17 руб.;
- налог на имущество с физических лиц за 2018 год в размере 1036 руб, пени, начисленные с 03.12.2019 по 05.07.2020 в размере 137, 17 руб.;
налог на имущество с физических лиц за 2019 год в размере 1036 руб, пени, начисленные с 02.12.2020 по 13.12.2020 в размере 1, 76 руб.;
налог на имущество с физических лиц за 2019 год в размере 11244 руб, пени, начисленные с 02.12.2020 по 28.02.2021 в размере 44, 77 руб.
Решением Ленинского районного суда г. Краснодара от 17 ноября 2022 года суд удовлетворил административные исковые требования ИФНС России N 1 по городу Краснодару о взыскании с Соколова В.А. обязательных платежей и санкций.
Взыскал с Соколова В.А. в пользу ИФНС России N 1 по городу Краснодару неоплаченные налоги и пени в общей сумме 66 769, 66 руб.
Взыскал с Соколова В.А. в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 400 руб.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 11 апреля 2023 года решение Ленинского районного суда г. Краснодара от 17 ноября 2022 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, Соколов В.А. просит отменить обжалуемые судебные акты.
В судебном заседании суда кассационной инстанции Соколов В.А. доводы кассационной жалобы подержал, просил отменить обжалуемые судебные акты.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель ИФНС России N 1 по городу Краснодару Осипчук А.В. доводам кассационной жалобы возражала, просила обжалуемые судебные акты оставить без изменения.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 КАС РФ).
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В силу статьи 57 Конституции Российской Федерации, статьи 3, подпункта 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации каждый налогоплательщик обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налогоплательщик обязан уплачивать законно установленные налоги.
Одновременно по смыслу статьи 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
В соответствии со статьей 75 НК РФ, пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.
В силу пункта 5 статьи 75 НК РФ, пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме. Возложение на налогоплательщика обязанности по уплате пени является способом обеспечения исполнения налоговых обязательств, в связи с чем пени подлежат принудительному взысканию в том же порядке и в сроки, что и задолженность по налогам, на которую они начислены.
В соответствии с пунктом 1 статьи 48 НК РФ (в редакции, действовавшей на дату возникновения спорных правоотношений) заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.
В соответствии с абзацем 2 пункта 2 статьи 48 НК РФ в случае, если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока (абзац 3 пункта 2 статьи 48 НК РФ).
Федеральным законом от 23.11.2020 N 374-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в статью 48 НК РФ были внесены изменения цифры "3000" заменены цифрами "10 000".
На основании пункта 3 статьи 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Как следует из материалов дела ИФНС в адрес Соколова В.А. направлялись требования N 20101 от 30.01.2019 г, N 85429 от 10.07.2019 г, N 115873 от 25.12.2019 г, N 10695 от 21.01.2020 г, N 176528 от 06.07.2020 г, N 198934 от 14.12.2020 г, N 69343 от 25.12.2020 г, N67137 от 25.12.2020 г, N 8615 от 12.02.2021 г, N 12845 от 01.03.2021 г. об уплате налогов и пени. Требования оставлены Соколовым В.А. без удовлетворения.
Самое раннее требования налоговым органом было выставлено 30 января 2019 года, сумма задолженности по указанному требованию составляла 1051, 15 руб.
Сумма задолженности превысила 3000 рублей (10000 руб.) с момента выставления требований N 69343 от 25.12.2020 г, N67137 от 25.12.2020 г.
Судебный приказ мировым судьей судебного участка N233 Западного внутригородского округа г. Краснодара был вынесен 01 июня 2021 года.
Указанный судебный приказ был отменен мировым судьей 21 июня 2021 года.
Согласно почтовому конверту налоговый орган обратился в суд с административным исковым заявлением 21 декабря 2021 года.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, указал, что расчет задолженности по налогам произведен правильно, порядок обращения в суд не нарушен, процедура уведомления административного ответчика о необходимости погасить задолженность, предшествующая обращению в суд, и срок на обращение в суд налоговым органом соблюдены, пришел к верному выводу о законности и обоснованности требований налогового органа к Соколову В.А, в связи с чем заявленные административные исковые требования налогового органа о взыскании задолженности с Соколова В.А. удовлетворил.
Судебная коллегия соглашается в целом с указанными выводами судов нижестоящих инстанций.
Между тем имеются основания для отмены обжалуемых судебных актов в части взыскания пени на налог на имущество за 2016 года, начисленные с 13.02.2018 по 05.07.2020 в размере 642, 77 руб, что обусловлено следующим.
Согласно пункту 3 статьи 75 НК РФ пеня начисляется, если иное не предусмотрено этой статьей и главами 25 и 26.1 данного Кодекса, за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога по день исполнения обязанности по его уплате включительно. Сумма пеней, начисленных на недоимку, не может превышать размер этой недоимки.
Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или после уплаты таких сумм в полном объеме (пункт 5 статьи 75 НК РФ).
В постановлении от 17 декабря 1996 года N 20-П "По делу о проверке конституционности пунктов 2 и 3 части первой статьи 11 Закона Российской Федерации "О федеральных органах налоговой полиции" Конституционный Суд Российской Федерации указал, что по смыслу статьи 57 Конституции Российской Федерации налоговое обязательство состоит в обязанности налогоплательщика уплатить определенный налог, установленный законом; неуплата налога в срок должна быть компенсирована погашением задолженности по налоговому обязательству, полным возмещением ущерба, понесенного государством в результате несвоевременного внесения налога; поэтому к сумме собственно не внесенного в срок налога (недоимки) законодатель вправе добавить дополнительный платеж - пеню как компенсацию потерь государственной казны в результате недополучения налоговых сумм в срок.
В определении Конституционного Суда Российской Федерации от 8 февраля 2007 года N 381-О-П "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы открытого акционерного общества "Ростелеком" на нарушение конституционных прав и свобод положениями пунктов 5 и 7 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации и части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" разъясняется, что обязанность по уплате пеней производна от основного налогового обязательства и является не самостоятельной, а обеспечивающей (акцессорной) обязанностью, способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 17 февраля 2015 года N 422-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Галимова Эмиля Георгиевича на нарушение его конституционных прав пунктом 5 части первой статьи 23 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, положениями пунктов 1, 2 и абзацем первым пункта 3 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации", положения Налогового кодекса Российской Федерации, предполагающие необходимость уплаты пени с причитающихся с налогоплательщика сумм налога и уплаченных с нарушением установленных сроков, не предполагают возможность начисления пени на суммы тех налогов, право на взыскание которых налоговым органом утрачено. Это обусловлено тем, что пени по своей природе носят акцессорный характер и не могут быть взысканы в отсутствие обязанности по уплате суммы налога, равно как и при истечении сроков на ее принудительное взыскание. Таким образом, пени могут взыскиваться только в том случае, если налоговым органом были своевременно приняты меры к принудительному взысканию суммы налога.
Из изложенного следует, что поскольку нормы законодательства о налогах и сборах не предполагают возможность взыскания пени на сумму тех налогов, право на взыскание которых налоговым органом утрачено, ее начисление (неначисление) правового значения не имеет.
Учитывая, что по настоящему делу налоговый орган обратился в суд о взыскании пени на налог на имущество за 2016 года отдельно от суммы задолженности по налогу, суду первой инстанции необходимо было выяснить уплачена ли (взыскана ли) сумма налога на имущества за 2016 год, на которые начислены пени, или не утрачена ли у налогового органа право на взыскание указанного налога.
При новом рассмотрении судам также необходимо принять во внимание изложенное выше, разрешить дело в соответствии с требованиями процессуального закона, нормами материального права, с соблюдением прав, свобод и законных интересов сторон.
Руководствуясь статьями 318, 327 - 331 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ленинского районного суда города Краснодара от 17 ноября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 11 апреля 2023 года в части взыскания с Соколова ВА задолженности по обязательным платежам в бюджет, а именно пени (налог на имущество 2016), начисленные с 13 февраля 2018 года по 5 июля 2020 года в размере 642, 77 рублей - отменить, в указанной части дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
В остальной части обжалуемые судебные акты оставить без изменения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьей 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Полный текст кассационного определения изготовлен 25 декабря 2023 года.
Председательствующий
А.Е. Иванов
Судьи Ю.Б. КапункинО.П. Анянова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.