Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Иванова А.Е.
судей Капункина Ю.Б, Аняновой О.П.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации муниципального образования Туапсинский район, поступившую в суд первой инстанции 20 октября 2023 года, на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 1 августа 2023 года по административному делу по административному исковому заявлению Головиной И.В. к администрации муниципального образования Туапсинский район об оспаривании решения органа местного самоуправления.
Заслушав доклад судьи Иванова А.Е, объяснения представителя Головиной И.В. по доверенности Князевой С.В, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Головина И.В. обратилась в суд с административным исковым заявлением к администрации муниципального образования Туапсинский район об оспаривании решения органа местного самоуправления.
Решением Туапсинского районного суда Краснодарского края от 19 апреля 2023 года административные исковые требования оставлены без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 1 августа 2023 года отменено решение Туапсинского районного суда Краснодарского края от 19 апреля 2023 года.
По делу принято новое решение, которым административные исковые требования удовлетворены в части.
Судом признано незаконным уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке с кадастровым номером 23:33:0805003:300 от 28 ноября 2022 года N 2975.
Суд обязал администрацию муниципального образования Туапсинский район устранить нарушение прав Головиной И.В. путем повторного рассмотрения уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке с кадастровым номером 23:33:0805003:300 площадью 1058 кв.м, расположенным по адресу: Краснодарский край, Туапсинский район, с. Ольгинка, микрорайон Урочище Монах, N 142.
В удовлетворении остальной части административных исковых требований отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, представитель администрации муниципального образования Туапсинский район Титаренко К.О. просит отменить апелляционное определение с направлением дела на новое рассмотрение.
В судебном заседании суда кассационной инстанции принимала участие представитель Головиной И.В. по доверенности Князева С.В, доводам кассационной жалобы возражала, обжалуемый судебный акт просила оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились. На основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 КАС РФ).
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия пришла к выводу, что при рассмотрении и разрешении настоящего административного дела, такие нарушения судом апелляционной инстанции не допущены, в связи с чем, кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Согласно материалам дела, 7 октября 2019 года Головина И.В. по договору уступки прав и обязанностей приобрела право аренды земельного участка с кадастровым номером N площадью 1058 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", категория земель "земли населенных пунктов", вид разрешенного использования "для ведения личного подсобного хозяйства" по договору аренды земельного участка, заключенному с Кичевым О.В, действующим от имени Тарасенко Д.В.; договор зарегистрирован в Управлении Росреестра по Краснодарскому краю 10 октября 2019 года под N N
Приобретенный земельный участок образован путем раздела земельного участка с кадастровым номером N площадью 159 052 кв.м. на 146 земельных участков, что утверждено постановлением администрации поселения Туапсинского района от 30 июня 2015 года N 277, согласно которому первоначальный земельный участок, расположенный в с. Ольгинка, микрорайон Урочище Монах предоставлен сроком на 49 лет по договору аренды от 6 июня 2008 года N N.
Сформированные из исходного земельные участки поставлены на кадастровый учет 17 октября 2014 года с характеристиками категория земель "земли населенных пунктов", вид разрешенного использования "для ведения личного подсобного хозяйства".
Ранее приобретенный Головиной И.В. земельный участок, предоставлен по договору аренды от 30 июня 2015 года N N, зарегистрированному в Едином государственном реестре недвижимости 24 июля 2015 года за номером N, заключенный Казимовой С.А. в лице Макарьина К.К, действующего на основании доверенности от 16 июня 2014 года и администрацией поселении в лице главы Новомихайловского городского поселения Русина А.В, по которому земельный участок предоставлен в аренду сроком до 6 июня 2057 года.
Далее, Макарьин К.К. от имени Казимовой С.А. уступил права по договору аренды земельного участка от 30 июня 2015 года N N Тарасенко Д.В. договором уступки прав и обязанностей от 30 октября 2015 года, зарегистрированным в ЕГРН 6 ноября 2015 года за номером N. Затем по договору от 7 октября 2019 года право аренды земельного участка с кадастровым номером N перешло от Тарасенко Д.В. Головиной И.В.
23 ноября 2022 года Головина И.В. обратилась в управление архитектуры и градостроительства администрации района с уведомлением о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке с кадастровым номером N
28 ноября 2022 года Головиной И.В. направлено уведомление N2975 о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке.
В качестве оснований недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке указано, что согласно сведениям, содержащимся в ЕГРН к земельному участку с кадастровым номером N, расположенному по адресу: "адрес", отсутствует проезд. В соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости.
В соответствии с частью 7 статьи 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в течение семи рабочих дней со дня поступления уведомления о планируемом строительстве, за исключением случая, предусмотренного частью 8 статьи 51.1 ГрК РФ:
1) проводит проверку соответствия указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами и действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве, а также допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации;
2) направляет застройщику способом, определенным им в уведомлении о планируемом строительстве, уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке либо о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке. Формы уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства.
Форма уведомлений, необходимых для строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, утверждена приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 19 сентября 2018 года N591/пр в соответствии с частью 2, пункта 2 части 7 и части 14 статьи 51.1, части 18 и пункта 5 части 19 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации (приложение 2 и 3 к настоящему приказу).
В силу пункта 10 статьи 51.1 ГрК РФ уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке направляется застройщику только в случае, если:
1) указанные в уведомлении о планируемом строительстве параметры объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не соответствуют предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами и действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве;
2) размещение указанных в уведомлении о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не допускается в соответствии с видами разрешенного использования земельного участка и (или) ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующими на дату поступления уведомления о планируемом строительстве;
3) уведомление о планируемом строительстве подано или направлено лицом, не являющимся застройщиком в связи с отсутствием у него прав на земельный участок;
4) в срок, указанный в части 9 настоящей статьи, от органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного в области охраны объектов культурного наследия, поступило уведомление о несоответствии описания внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предмету охраны исторического поселения и требованиям к архитектурным решениям объектов капитального строительства, установленным градостроительным регламентом применительно к территориальной зоне, расположенной в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения.
Таким образом, законом установлен исчерпывающий перечень оснований для выдачи уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке. При этом, ни одно из указанный в пункте 10 статьи 51.1 ГрК РФ оснований в ответе административного ответчика не указано.
При изложенных обстоятельствах суд апелляционной инстанции пришел к верному выводу о нарушении административным ответчиком норм о выдаче уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, следовательно, уведомление от 28 ноября 2022 года N 2975 о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке с кадастровым номером N является незаконным и подлежало отмене.
При рассмотрении административного иска судом апелляционной инстанции верно определены юридически значимые обстоятельства дела, которые всесторонне и полно исследованы при надлежащей оценке доказательств, правильно применен и истолкован материальный закон, а доводы подателя жалобы, изложенные в кассационной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали изложенные в обжалуемом судебном акте выводы, поэтому признаются судом кассационной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права.
Таким образом, исходя из вышеизложенного, судебная коллегия находит доводы, приведенные в кассационной жалобе, аналогичными позиции подателя жалобы в суде апелляционной инстанций, которой суд дал надлежащую правовую оценку.
Выводов суда они не опровергают, в связи с чем, оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебного акта не имеется.
Доводов, подтверждающих несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, которые привели к принятию неправильного судебного акта, заявителем не представлено.
Руководствуясь статьями 318, 327 - 331 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 1 августа 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьей 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Полный текст кассационного определения изготовлен 25 декабря 2023 года.
Председательствующий
А.Е. Иванов
Судьи Ю.Б. КапункинО.П. Анянова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.