Дело N 2а-1701/2023
г. Краснодар 19.12.2023
Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в составе председательствующего Усенко Н.В, судей: Шелудько В.В, Сергеева С.С, рассмотрел в открытом судебном заседании поданную 09.10.2023 кассационную жалобу ФИО5 на решение Симферопольского районного суда Республики Крым от 24.05.2023 и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крым от 12.09.2023 по административному делу по административному иску ФИО5 к Администрации Николаевского сельского поселения Симферопольского района Республика Крым, председателю Николаевского сельского совета - главе Администрации Николаевского сельского поселения ФИО6 о признании незаконными действий уполномоченного органа.
Заслушав доклад судьи Усенко Н.В, Четвертый кассационный суд общей юрисдикции
УСТАНОВИЛ:
ФИО5 обратилась в суд с административным иском к Администрации Николаевского сельского поселения Симферопольского района Республика Крым (Администрация, администрация поселения), председателю Николаевского сельского совета - главе Администрации Николаевского сельского поселения ФИО6, в котором просила признать незаконным постановление от 10.03.2023 об исключении ФИО5 из базы данных учета граждан для предоставления земельных участков бесплатно под индивидуальное жилищное строительство, обязать устранить допущенные нарушения.
Требования мотивированы тем, что 06.10.2017 ФИО5 на основании пункта 9 статьи 4 Закона Республики Крым от 15.01.2015 г. N 66-ЗРК/2015 "О предоставлении земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений" (Закон N 66-ЗРК/2015) поставлена в очередь на получение бесплатно в собственность (аренду) земельного участка на территории Николаевского сельского поселения.
13.01.2023 ФИО5 обратилась в Администрацию с заявлением, в котором указала, что членами ее семьи, проживающими с административным истцом, являются: мать, дочь, брат, невестка, племенник.
Оспариваемым постановлением администрации поселения от 10.03.2023 ФИО5 исключена из списка очередности граждан на получение в собственность (аренду) земельного участка со ссылкой на абзац 2 подпункта 1 пункта 3.3 Порядка ведения очередности граждан на получение в собственность (аренду) земельного участка, находящегося в собственности Республики Крым или муниципальной собственности, утвержденного постановлением Совета министров Республики Крым от 10.02.2015 N41, в связи с выявлением оснований для отказа в предоставлении земельного участка.
Полагая оспариваемое решение уполномоченного органа незаконным, нарушающим права и охраняемые интересы заявителя, ФИО5 просила об удовлетворении административного иска.
Решением Симферопольского районного суда Республики Крым от 24.05.2023, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крым от 12.09.2023, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе ФИО5 просит об отмене судебных актов обеих инстанций, как постановленных с существенным нарушением норм материального и процессуального права, направлении дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции. Отмечает, что не получала уведомление о предстоящем предоставлении земельного участка, как то установлено законом. В этой связи административный истец была лишена возможности предоставить необходимые документы.
По материалам дела и доводам кассационной жалобы не имеется предусмотренных статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ) оснований для отмены решений судов.
Разрешая дело по существу, суды, руководствуясь положениями части 1 статьи 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 9 части 1 статьи 4 Закона N 66-ЗРК/2015, частей 1-3 статьи 2 Закона Республики Крым от 15.12.2022 N 354-ЗРК/2022 "О внесении изменений в Закон N 66-ЗРК/2015, пунктов 3.3, 4.1 Порядка, пункта 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2022 N 21 "О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации", согласились с доводами оспариваемого отказа Администрации, в связи с чем пришли к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения административного иска.
С такими выводами судов надлежит согласиться, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела, постановлены на основании правильного применения норм материального права, регулирующих возникшие правоотношения, с соблюдением норм процессуального права.
Пунктом 9 части 1 статьи 4 Закона Республики Крым от 15.01.2015 N66-ЗРК/2015 "О предоставлении земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений" предусматривалось (до вступления в силу Закона Республики Крым от 15.12.2022 N 354-ЗРК/2022 "О внесении изменений в Закон Республики Крым "О предоставлении земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений") право на приобретение земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым или муниципальной собственности, в собственность бесплатно лицам, имеющим обеспеченность общей площадью жилых помещений не более 10 квадратных метров в расчете на гражданина и каждого совместно проживающего с гражданином члена его семьи.
В соответствии с пунктом 2 статьи 2 Закона Республики Крым от 15.12.2022 N 354-ЗРК/2022 граждане, указанные в пункте 9 части 1 статьи 4 Закона Республики Крым от 15.01.2015 N 66-ЗРК/2015, включенные до дня вступления в силу настоящего Закона в очередь на получение земельного участка, находящегося в собственности Республики Крым или муниципальной собственности, в порядке, установленном Советом министров Республики Крым, сохраняют свое право на предоставление земельного участка после дня вступления в силу настоящего Закона при условии соответствия указанных граждан требованиям, предусмотренным статьями 4 и 5 Закона Республики Крым от 15.01.2015 N 66-ЗРК/2015 на момент предоставления им земельного участка.
При осуществлении уполномоченным органом проверки соответствия гражданина условиям, указанным в пунктах 2, 4 и 5 части 1 настоящей статьи, в целях предоставления ему земельного участка на основании пункта 9 части 1 статьи 4 настоящего Закона, кроме гражданина, его супруга(и) и несовершеннолетних детей, также учитываются проживающие совместно с гражданином в жилом помещении, в том числе жилом доме, его совершеннолетние дети, родители, а также иные лица, признанные членами семьи данного гражданина в судебном порядке (часть 3 статьи 5 Закон Республики Крым от 15.01.2015 N 66-ЗРК/2015).
Согласно абзацу 2 подпункта 1 пункта 3.3 Порядка ведения очередности граждан на получение в собственность (аренду) земельного участка, находящегося в собственности Республики Крым или муниципальной собственности, утвержденного постановлением Совета министров Республики Крым от 10.02.2015 N41, гражданин, стоящий в очереди, подлежит исключению из Списка на основании решения уполномоченного органа в случае утраты им оснований, дающих право в соответствии с Законом на получение земельного участка, находящегося в собственности Республики Крым или муниципальной собственности, бесплатно в собственность (аренду), в том числе выявления оснований для отказа в получении земельного участка в соответствии с Законом. Учитывая, что 13.01.2023, то есть после внесения изменений в Закон N 66-ЗРК/2015 в части условий предоставления земельных участков отдельным категориям граждан, круг лиц, проживающих с ФИО5 в одном жилом помещении, изменился, административный истец обоснованно проводил проверку соответствия лиц, состоящих в списке, положениям пункта 9 части 1 статьи 4 настоящего Закона, следовательно, отсутствие решения суда о признании брата, невестки, племенника членами семьи ФИО5 правомерно расценены уполномоченным органом в качестве обстоятельства, влекущего исключение ФИО5 из списка учета граждан для предоставления земельных участков бесплатно.
При таких обстоятельствах оспариваемое постановление правомерно признано судебными решениями обоснованным.
Доводы кассационной жалобы являются следствием неверного толкования норм материального права, регулирующих возникшие правоотношения, иной оценки фактических обстоятельств дела и правильности выводов судов не опровергают.
При таких обстоятельствах обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Четвертый кассационный суд общей юрисдикции
определил:
решение Симферопольского районного суда Республики Крым от 24.05.2023 и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крым от 12.09.2023 оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО5 - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 КАС РФ.
Председательствующий
Судьи:
Мотивированное кассационное определение изготовлено 29.12.2023.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.