Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Шелудько В.В.
судей Усенко Н.В. и Сергеева С.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Никитенко А.Е. на решение Первомайского районного суда г. Краснодара от 17 мая 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 15 августа 2023 года по административному делу по административному исковому заявлению Никитенко А.Е. об оспаривании решения и бездействия органа местного самоуправления.
Заслушав доклад судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Шелудько В.В, выслушав объяснения Никитенко А.Е, настаивавшего на удовлетворении кассационной жалобы, представителя администрации муниципального образования г. Краснодар по доверенности Шелуха А.В, возражавшего против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Никитенко А.Е. обратился в суд с административным исковым заявлением об оспаривании ответа департамента муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования г. Краснодар от 17 мая 2022 года, а также признании незаконным бездействия административного ответчика в части нерассмотрения в установленный срок заявления о предоставлении земельного участка.
Просил суд возложить на административного ответчика обязанность осуществить публикацию извещения о возможности предоставления испрашиваемого земельного участка в аренду и взыскать неустойку.
Решением Первомайского районного суда г. Краснодар от 17 мая 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 15 августа 2023 года, административные исковые требования удовлетворены частично.
Суд признал незаконным ответ департамента муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования г. Краснодар от 17 мая 2022 года N 11506/26.
Признал незаконным бездействие департамента муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования г. Краснодар, выразившееся в нарушении срока оказания муниципальной услуги.
В кассационной жалобе, поданной Никитенко А.Е. в кассационный суд общей юрисдикции, ставится вопрос об отмене указанных судебных актов в части отказа в удовлетворении требований и направлении дела на новое рассмотрение.
Кассационная жалоба, поступившая в суд первой инстанции 23 октября 2023 года, определением судьи кассационной инстанции от 20 ноября 2023 года с делом передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Выслушав объяснения Никитенко А.Е, настаивавшего на требованиях кассационной жалобы, представителя администрации муниципального образования г. Краснодар по доверенности Шелуха А.В, возражавшего против удовлетворения кассационной жалобы, проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции пришла к следующим выводам.
В кассационной жалобе указано на неправильное применение норм материального права, нарушение и неправильное применение норм процессуального права, а также на несоответствие выводов, изложенных в обжалуемых судебных актах, обстоятельствам административного дела.
На основании части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Согласно статье 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения (часть 9).
В соответствии с частью 11 приведенной нормы, обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Как следует из материалов дела, 13 апреля 2022 года Никитенко А.Е. в департамент муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования г. Краснодар подано заявление о предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка площадью N кв. м по адресу: г "адрес".
В письме от 17 мая 2022 года департамент муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования г. Краснодар сообщил Никитенко А.Е. о направленных запросах в структурные подразделения администрации муниципального образования г. Краснодар для проработки градостроительной возможности образования испрашиваемого земельного участка с целью его дальнейшего предоставления.
В письме от 3 августа 2022 года департаментом муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования г. Краснодар указано, что испрашиваемый земельный участок накладывается на границы земельного участка в кадастровом квартале N площадью N кв. м, расположенного по адресу: "адрес" в отношении которого ранее в адрес администрации поступило заявление о предварительно согласовании представления земельного участка, в связи с чем рассмотреть вопрос о предварительном согласовании предоставления испрашиваемого земельного участка не представляется возможным.
Согласно статье 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса.
Пунктом 1 статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент рассмотрения заявления) предусмотрено, что в случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства для собственных нужд, заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, совершает одно из следующих действий:
обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей (далее в настоящей статье - извещение) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 настоящего Кодекса.
Постановлением администрации муниципального образования г. Краснодар от 19 февраля 2018 года N 603 утвержден административный регламент предоставления администрацией муниципального образования г. Краснодар муниципальной услуги "Предварительное согласование предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности".
На основании пункта 14 Административного регламента результатами предоставления муниципальной услуги являются:
1) решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать или его границы подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" и отсутствуют иные заявления граждан заинтересованных в приобретении прав на испрашиваемый земельный участок;
2) решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка;
3) решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка ввиду наличия иных заявлений граждан, заинтересованных в приобретении прав на земельный участок.
Пунктом 15.1 Административного регламента установлено, что принятие решения об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка либо опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных в заявлении целей которое размещается на официальном сайте Российской Федерации http://www.torgi.gov.ru на официальном Интернет-портале администрации муниципального образования г. Краснодар и городской Думы Краснодара http://www.krd.ru - не более 30 дней со дня принятия заявления и прилагаемых к нему документов.
Согласно пункту 16 Административного регламента общий срок предоставления муниципальной услуги составляет:
в случае наличия основания для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка - 30 дней;
в случае наличия основания для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка ввиду наличия иных заявлений граждан, заинтересованных в приобретении прав на земельный участок - 67 дней;
в случае отсутствия оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участков, в том числе отсутствия заявлений иных граждан, крестьянского (фермерского) хозяйства о намерении приобретении прав на испрашиваемый земельный участок - 90 дней;
в случае если схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, в соответствии с которой предстоит образовать земельный участок, подлежит согласованию в соответствии со статьей 3.5 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", срок предоставления муниципальной услуги может быть продлен не более чем до 45 дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
По заявлению Никитенко А.Е. соответствующая муниципальная услуга в установленный законом срок административным ответчиком не оказана, ответ департамента от 17 мая 2022 года окончательного решения, предусмотренного пунктом 14 Административного регламента, не содержит, что свидетельствует о нарушении требований приведенного регламента.
Требование административного истца в части возложения на департамент муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования г. Краснодар обязанности опубликовать извещение правомерно оставлено без удовлетворения, ввиду наличия решения от 3 августа 2022 года об отказе в предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка площадью N кв. м по адресу: г. "адрес", в связи с пересечением границ испрашиваемого земельного участка с иным.
Доводы истца об отсутствии пересечения границ земельных участков рассмотрению в рамках настоящего дела не подлежат, поскольку требование об оспаривании указанного решения от 3 августа 2022 года Никитенко А.Е. в административном исковом заявлении не заявлялось, уточнение требований не предоставлялось.
Доводы кассационной жалобы об обратном не могут быть приняты судом в качестве основания к отмене обжалуемых судебных актов, поскольку противоречат установленным по делу обстоятельствам и исследованным материалам дела, направлены на ошибочное толкование норм материального и процессуального права.
Поскольку судами нижестоящих инстанций не были допущены неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, а изложенные в обжалованных судебных актах выводы соответствуют обстоятельствам административного дела, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения требований кассационной жалобы.
Руководствуясь статьей 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Первомайского районного суда г. Краснодара от 17 мая 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 15 августа 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение изготовлено в полном объеме 19 декабря 2023 года.
Председательствующий В.В. Шелудько
Судьи Н.В. Усенко
С.С. Сергеев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.