Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Шелудько В.В.
судей Усенко Н.В. и Сергеева С.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Алексеева В.М. на решение Новониколаевского районного суда Волгоградской области от 7 сентября 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Волгоградского областного суда от 9 сентября 2023 года по административному делу по административным исковым заявлениям Алексеева В.М. об оспаривании решений территориальной избирательной комиссии.
Заслушав доклад судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Шелудько В.В, выслушав заключение прокурора Костюка А.И, возражавшего против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Алексеев В.М. обратился в суд с административными исковыми заявлениями к Территориальной избирательной комиссии по Новониколаевскому району Волгоградской области об оспаривании решений об отказе в регистрации кандидата на должность главы Мирного сельского поселения Волгоградской области, на должность главы Верхнекардаильского сельского поселения Волгоградской области, в депутаты Совета Верхнекардаильского сельского поселения Новониколаевского муниципального района Волгоградской области, в депутаты Совета Новониколаевского городского поселения Новониколаевского муниципального района Волгоградской области и возложении на ответчика обязанности зарегистрировать административного истца кандидатом на указанные должности.
Определением суда первой инстанции от 7 сентября 2023 года административные дела объединены в одно производство.
Решением Новониколаевского районного суда Волгоградской области от 7 сентября 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Волгоградского областного суда от 9 сентября 2023 года, в удовлетворении требований административного иска отказано.
В кассационной жалобе, поданной Алексеевым В.М. в кассационный суд общей юрисдикции, ставится вопрос об отмене указанных судебных актов. По мнению заявителя, обжалуемые судебные акты являются незаконными, принятыми с нарушением норм материального права. Также указывает на несоответствие выводов, изложенных в обжалуемых судебных актах, обстоятельствам административного дела.
Кассационная жалоба, поступившая в суд первой инстанции 28 августа 2023 года, определением судьи кассационной инстанции от 29 сентября 2023 года с делом передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Выслушав заключение прокурора Костюка А.И, возражавшего против удовлетворения кассационной жалобы, проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции пришла к следующим выводам.
На основании части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Разрешая заявленные требования и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции и согласившийся с ним суд апелляционной инстанции исходили из того, что Алексеевым В.М. пропущен процессуальный срок на обращение в суд, установленный Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов обеих инстанций. Оснований, по которым возможно не согласиться с выводами судов, не установлено.
Согласно части 1 статьи 240 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено данным Кодексом, административное исковое заявление о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации может быть подано в течение трех месяцев со дня, когда административному истцу стало известно или должно было стать известно о нарушении его избирательных прав или права на участие в референдуме, законодательства о выборах и референдумах.
Положениями части 4 статьи 240 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что административное исковое заявление, касающееся решения избирательной комиссии, комиссии референдума о регистрации кандидата, списка кандидатов, инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума, об отказе в такой регистрации, о заверении списка кандидатов, списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, об отказе в этом заверении, может быть подано в суд в течение десяти дней со дня принятия избирательной комиссией, комиссией референдума оспариваемого решения. В случае предварительного обжалования решения избирательной комиссии, комиссии референдума об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов, инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума, об отказе в заверении списка кандидатов, списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам в иную избирательную комиссию, комиссию референдума в порядке, установленном федеральным законом, административное исковое заявление может быть подано в течение пяти дней со дня принятия соответствующей комиссией решения об оставлении жалобы без удовлетворения.
При этом в силу части 7 статьи 240 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации указанный срок не подлежит восстановлению независимо от причин его пропуска.
Аналогичные положения содержатся в пункте 2 статьи 78 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2023 года N 24 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами административных дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" исходя из положений части 2 статьи 92 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сроки совершения процессуальных действий лицами, участвующими в деле о защите избирательных прав, исчисляются в календарных днях. С учетом этого административный иск, апелляционные (частная) жалоба, представление по названным выше делам считаются поданными в срок при условии их поступления в соответствующий суд не позднее последнего календарного дня его истечения, независимо от того, выпадает он на выходной или нерабочий день, а также вне зависимости от времени подачи документов через организацию почтовой связи.
В соответствии с частью 9 статьи 240 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации пропущенный по уважительным причинам срок подачи административного искового заявления о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации может быть восстановлен судом, за исключением сроков, которые установлены частями 2- 6 настоящей статьи и восстановление которых невозможно.
Согласно части 10 статьи 240 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации пропуск срока обращения в суд с административным исковым заявлением о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации без уважительных причин, а также невозможность восстановления пропущенного срока является основанием для отказа в удовлетворении указанного заявления.
Из материалов дела видно, что постановлением Территориальной избирательной комиссии по Новониколаевскому району Волгоградской области от 5 августа 2023 года N 51/370 Алексееву В.М, выдвинутому в порядке самовыдвижения, отказано в регистрации кандидатом на должность главы Мирного сельского поселения Волгоградской области, так как количество представленных подписей недостаточно для регистрации.
Постановлением Территориальной избирательной комиссии по Новониколаевскому району Волгоградской области от 5 августа 2023 года N 51/371 Алексееву В.М, выдвинутому в порядке самовыдвижения, отказано в регистрации кандидатом в депутаты Совета Новониколаевского городского поселения Новониколаевского муниципального района Волгоградской области, так как количество представленных подписей недостаточно для регистрации.
Постановлением Территориальной избирательной комиссии по Новониколаевскому району Волгоградской области от 5 августа 2023 года N 51/368 Алексееву В.М, выдвинутому в порядке самовыдвижения, отказано в регистрации кандидатом в депутаты Совета Верхнекардаильского сельского поселения Новониколаевского муниципального района Волгоградской области, так как количество представленных подписей недостаточно для регистрации.
Постановлением Территориальной избирательной комиссии по Новониколаевскому району Волгоградской области от 5 августа 2023 года N 51/369 г. Алексееву В.М, выдвинутому в порядке самовыдвижения, отказано в регистрации кандидатом на должность главы Верхнекардаильского сельского поселения Новониколаевского муниципального района Волгоградской области, так как количество представленных подписей недостаточно для регистрации.
Таким образом, принимая во внимание приведенные требования закона, срок на обжалование данных решений истек 15 августа 2023 года, однако, административные исковые заявления поданы административным истцом в приемную суда 7 сентября 2023 года, то есть с пропуском срока, предусмотренного частью 4 статьи 240 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Учитывая вышеизложенное, суды первой и апелляционной инстанций правомерно пришли к выводу об отказе в удовлетворении требований административного иска.
Доводы кассационной жалобы о соблюдении административным истцом срока обращения в суд не могут быть приняты судебной коллегией в качестве основания для отмены обжалуемых судебных актов, поскольку они аналогичны доводам рассмотренного районным судом заявления и рассмотренной апелляционной инстанции жалобы которым дана надлежащая оценка с изложением обоснованных выводов.
Переоценка представленных доказательств не отнесена процессуальным законом к полномочиям суда кассационной инстанции, все юридически значимые обстоятельства определены судами правильно, исследованные доказательства оценены в соответствие с требованиями статьи 84 КАС РФ.
Поскольку судами нижестоящих инстанций не были допущены неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, а изложенные в обжалованных судебных актах выводы соответствуют обстоятельствам административного дела, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения требований кассационной жалобы.
Руководствуясь статьей 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Новониколаевского районного суда Волгоградской области от 7 сентября 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Волгоградского областного суда от 9 сентября 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение изготовлено в полном объеме 21 декабря 2023 года.
Председательствующий В.В. Шелудько
Судьи Н.В. Усенко
С.С. Сергеев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.