дело N 2а-45/2023
г. Краснодар 23.11.2023
Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в составе председательствующего Усенко Н.В, судей: Шелудько В.В, Поляковой Е.А, рассмотрел в открытом судебном заседании поданную 25.10.2023 кассационную жалобу ФИО5 на решение Брюховецкого районного суда Краснодарского края от 26.01.2023 и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 27.06.2023 по административному делу по административному иску Межрайонной ИФНС России N 4 по Краснодарскому краю к ФИО5 о взыскании налоговых платежей и санкций.
Заслушав доклад судьи Усенко Н.В, Четвертый кассационный суд общей юрисдикции
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная ИФНС России N 4 по Краснодарского края (инспекция, налоговый орган) обратилась в суд с административным иском к ФИО5 о взыскании недоимки по налогу на доходы физических лиц с доходов, полученных физическими лицами в соответствии со ст. 228 НК РФ за 2018 в размере 853 812 руб, пени - 191 979, 62 руб, штрафа - 42 690, 50 руб.
В обоснование требований инспекция указала, что ФИО5 является плательщиком налога на доходы физических лиц. По результатам камеральной налоговой проверки декларации по налогу на доходы физических лиц за 2018 установлено, что налоговая база занижена на 6 567 787, 06 руб, в связи с чем произошло занижение налога на доходы физических лиц на 853 812, 31 руб. По итогам проверки решением налогового органа ФИО5 доначислен налог в сумме 853 812, 31 руб, а также начислены пени - 191 979, 62 руб. и штраф - 42 690, 50 руб, в адрес ФИО5 направлено требование об уплате налога, пени и штрафа. В связи с неисполнением требования мировым судьей был вынесен судебный приказ о взыскании с ФИО5 задолженности по уплате налога на доходы физических лиц, пени и штрафа, который определением мирового судьи был отменен.
Ссылаясь на изложенное, налоговый орган просил об удовлетворении административного иска.
Решением Брюховецкого районного суда Краснодарского края от 26.01.2023 с ФИО5 взыскана недоимка по налогу на доходы физических лиц за 2018 года в размере 853 812 руб, пени - 191 979, 62 руб, штраф - 42 690, 50 руб, а всего взыскано 1 088 482, 12 руб.
Также с ФИО5 взыскана государственная пошлина в размере 13 642, 41 руб.
Апелляционным определением судебной коллегии административным делам Краснодарского краевого суда от 27.06.2023 решение районного суда оставлено без изменения, апелляционная жалоба ФИО5 - без удовлетворения.
В кассационной жалобе ФИО5 просит об отмене судебных актов, как незаконных, принятых с нарушением норм материального права, вынесении нового решения об отказе в удовлетворении заявленных инспекцией административных исковых требований, ссылаясь на то, что судебные акты приняты без учета фактических обстоятельств, приведенных налогоплательщиком в возражениях по существу административного иска. Административный ответчик настаивает на отсутствии у него в спорном периоде обязанности уплатить доначисленную сумму налога на доходы физических лиц, пени и штрафа, поскольку в результате продажи принадлежащего ему имущества доход от указанной сделки получен им не был, так как имущество было реализовано за ту же стоимость, по которой и было ранее приобретено.
По результатам изучения материалов дела и кассационной жалобы усматриваются определенные статьей 328 КАС РФ основания для отмены судебных актов.
В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации и пунктом 1 статьи 23 НК РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Согласно пункту 1 статьи 207 и подпункту 2 пункта 1 статьи 228 НК РФ, налогоплательщиками НДФЛ признаются, в том числе, физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, получающие доходы от продажи имущества, принадлежащего этим лицам на праве собственности, и имущественных прав, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 17.1 статьи 217 НК РФ, когда такие доходы не подлежат налогообложению.
Налогообложению подлежат исходя из подпункта 5 пункта 1 статьи 208 НК РФ доходы от реализации недвижимого имущества, находящегося в Российской Федерации.
Физические лица в силу подпункта 2 пункта 1 статьи 228 НК РФ производят исчисление и уплату НДФЛ исходя из сумм, полученных от продажи имущества, принадлежащего этим лицам на праве собственности, и имущественных прав, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 17.1 статьи 217 названного Кодекса, когда такие доходы не подлежат налогообложению.
На основании пункта 17.1 статьи 217 и пункта 2 статьи 217.1 НК РФ от налогообложения доходы, получаемые физическими лицами за соответствующий налоговый период от продажи объектов недвижимого имущества, а также долей в указанном имуществе, при условии, что такой объект находился в собственности налогоплательщика в течение минимального предельного срока владения объектом недвижимого имущества и более.
В соответствии с пунктом 4 статьи 217.1 НК РФ минимальный предельный срок владения объектом недвижимого имущества составляет пять лет, за исключением случаев, указанных в пункте 3 статьи 217.1 Кодекса.
Таким образом, при продаже имущества, находившегося в собственности налогоплательщика менее установленного срока владения таким имуществом, образуется доход, подлежащий обложению налогом на доходы физических лиц в установленном порядке.
Согласно пункту 1 статьи 210 НК РФ, при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной форме, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 Кодекса.
Пунктом 6 статьи 210 НК РФ установлено, что налоговая база по доходам от продажи имущества (за исключением ценных бумаг) и (или) доли (долей) в нем, по доходам в виде стоимости имущества (за исключением ценных бумаг), полученного в порядке дарения, а также по подлежащим налогообложению доходам, полученным физическими лицами в виде страховых выплат по договорам страхования и выплат по пенсионному обеспечению, в отношении которых применяется налоговая ставка, установленная пунктом 1.1 статьи 224 Кодекса, определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, предусмотренных подпунктами 1 (в части, относящейся к проданным имуществу и (или) доле (долям) в нем) и 2 пункта 1 статьи 220 Кодекса, а также с учетом особенностей, установленных статьями. 213, 213.1 и 214.10 Кодекса.
В соответствии с пунктом 5 статьи 217.1 НК РФ в случае, если доходы налогоплательщика от продажи объекта недвижимого имущества меньше, чем кадастровая стоимость этого объекта по состоянию на 1 января года, в котором осуществлена государственная регистрация перехода права собственности на продаваемый объект недвижимого имущества, умноженная на понижающий коэффициент 0, 7, в целях налогообложения налогом доходы налогоплательщика от продажи указанного объекта принимаются равными кадастровой стоимости этого объекта по состоянию на 1 января года, в котором осуществлена государственная регистрация перехода права собственности на соответствующий объект недвижимого имущества, умноженной на понижающий коэффициент 0, 7.
Таким образом, налогооблагаемый доход зависит не только от суммы, указанной в договоре, но и от кадастровой стоимости объекта недвижимости.
В соответствии с пунктом 1 статьи 229 НК РФ налоговая декларация представляется не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим.
Сведения о кадастровой стоимости в целях исчисления налогов представляются налоговому органу из государственного кадастра недвижимости органами, осуществляющими государственный кадастровый учет (пункт 4 статьи 391, статья 403 НК РФ).
В пункте 6 статьи 227 НК РФ указано, что общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисленная в соответствии с налоговой декларацией с учетом положений настоящей статьи, уплачивается по месту учета налогоплательщика в срок не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Пунктом 1 статьи 122 НК РФ установлена ответственность за неуплату или неполную уплату сумм налога (сбора, страховых взносов) в результате занижения налоговой базы (базы для исчисления страховых взносов), иного неправильного исчисления налога (сбора, страховых взносов) или других неправомерных действий (бездействия), если такое деяние не содержит признаков налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 129.3 и 129.5 настоящего Кодекса.
Основанием для привлечения лица к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах является установление факта совершения данного нарушения решением налогового органа, вступившим в силу (пункт 3 статьи 108 НК РФ).
Разрешая спор, суды исходили из следующих обстоятельств.
24.04.2019 ФИО5 в инспекцию представлена налоговая декларация по налогу на доходы физических лиц по форме 3-НДФЛ за 2018 год.
В представленной декларации налогоплательщик отразил продажу объекта недвижимости - здание магазина, кадастровый N, расположенного по адресу: "адрес".
Соглашением сторон цена отчуждаемого объекта недвижимого имущества определена в размере 5 000 000 руб, сумма произведенных и документально подтвержденных расходов, связанных с приобретением указанного имущества составила 5 000 000 руб. Таким образом, сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, составила 0 руб.
Налоговым органом в ходе проведения камеральной проверки самостоятельно определена продажная цена на объект недвижимости - здание магазина в размере 4 758 422 руб, поскольку по договору купли-продажи от 07.03.2018 ФИО5 было приобретено здание магазина и шиномонтажная по цене 5 000 000 руб, а также установлено, что кадастровая стоимость здания магазина по состоянию на 01.01.2018 составила 16 180 298, 65 руб, сумма дохода, исходя из расчета кадастровой стоимости здания магазина, составила 11 326 209, 06 руб. Сумма дохода от продажи здания магазина занижена на 6 567 787, 06 руб. (11 326209, 06 - 4 758 422), сумма НДФЛ, подлежащего уплате в бюджет, составила 853 812, 31 руб. (6567 787, 06 руб. х 13%).
По результатам проведенной камеральной налоговой проверки ФИО5 решением N привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения от ДД.ММ.ГГГГ.
ФИО5 был доначислен налог на доходы в размере 853 812, 31 руб, назначен штраф по части 1 статьи 122 НК РФ за неуплату/не полную уплату налога в размере 42 690, 5 руб. Доначисленная в ходе камеральной налоговой проверки сумма НДФЛ ФИО5 не была оплачена своевременно, в связи с чем ему были начислены пени в размере 191 979, 62 руб, и в соответствии с положениями главы 10 НК РФ было сформировано и направлено требование об уплате налога от ДД.ММ.ГГГГ N со сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ.
Указанное требование административным ответчиком исполнено не было, подана апелляционная жалоба в УФНС России по "адрес".
Решением УФНС России по Краснодарскому краю от 13.07.2022 N 25-14/20383@ апелляционная жалоба ФИО5 на решение N 09-1-48-2/2 от 27.04.2022 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, вынесенное Межрайонной ИФНС России N 4 по Краснодарскому краю по результатам выездной налоговой проверки оставлено без изменения.
20.09.2022 мировым судьей судебного участка N 128 Брюховецкого района Краснодарского края вынесен судебный приказ о взыскании с ФИО5 недоимки по налогу, штраф и пени.
Определением мирового судьи судебного участка N 128 Брюховецкого района Краснодарского края от 05.10.2022 судебный приказ отменен в связи с поступившими возражениями налогоплательщика.
Разрешая спор по существу и удовлетворяя заявленные налоговым органом административные исковые требования, суды первой и апелляционной инстанции, оценив представленные сторонами доказательства в их совокупности и взаимосвязи, руководствуясь положениями статей 108, 207, 220, 224, 225, 217.1, 228 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), исходя из того, что если по состоянию на 01.01.2018 кадастровая стоимость имущества была определена, доход от его продажи для целей исчисления НДФЛ не может быть меньше установленной кадастровой стоимости, умноженной на понижающий коэффициент 0, 7, если законом субъекта Российской Федерации не установлен меньший коэффициент, установив, что кадастровая стоимость объектов, проданного ответчиком в 2018 году, по состоянию 01.01.2018 составляет 16 180 298, 65 руб, в то время как согласно договору купли-продажи сумма дохода, полученного налогоплательщиком от продажи недвижимого имущества, составляет 5 000 000 руб, пришел к выводу о правомерности доначисления налогоплательщику заявленных ко взысканию сумм налогов, пени и штрафных санкций. Установив, что административный ответчик свою обязанность по уплате недоимки по налогу на доходы физических лиц, пени и штрафных санкций, доначисленных указанным решением, в установленный срок не исполнил, а также, что налоговым органом соблюдены установленные действующим налоговым законодательством порядок и сроки принудительного взыскания спорной задолженности, суды пришли в выводу об удовлетворении заявленные административным истцом требований в полном объеме.
Вместе с тем, судами не учтено, что в соответствии с правилами статьи 14 КАС РФ административное судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон; суд, сохраняя независимость, объективность и беспристрастность, осуществляет руководство судебным процессом, разъясняет каждой из сторон их права и обязанности, предупреждает о последствиях совершения или несовершения сторонами процессуальных действий, оказывает им содействие в реализации их прав, создает условия и принимает предусмотренные настоящим Кодексом меры для всестороннего и полного установления всех фактических обстоятельств по административному делу, в том числе для выявления и истребования по собственной инициативе доказательств, а также для правильного применения законов и иных нормативных правовых актов при рассмотрении и разрешении административного дела. Таким образом, роль суда в процессе доказывания является определяющей, поскольку именно суд определяет обстоятельства, имеющие значение для дела, подлежащие установлению в процессе доказывания, предлагает лицам, участвующим в деле представить доказательства, в определенных случаях истребует доказательства, в том числе по собственной инициативе (часть 5 статьи 289 Кодекса).
В силу статьи 289 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца (часть 4). При необходимости суд может истребовать доказательства по своей инициативе (часть 5). Из норм части 6 указанной статьи следует, что при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций, суд, в том числе, проверяет, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций.
Наличие оснований для взыскания сумм задолженности и наложения санкций суд устанавливает в ходе проверки и оценки доказательств, представленных налоговым органом, административным ответчиком и при необходимости истребованных судом по своей инициативе.
Применительно к настоящему спору, административный истец, приводя доводы о том, что ФИО5 была занижена налоговая база по НДФЛ и сумма налога к уплате, в связи с чем в отношении него было принято решение налоговой инспекции N от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении его к налоговой ответственности, послужившее поводом для обращения в суд с данным административным иском, ни одного доказательства в обоснование правовой позиции, кроме самого решения налогового органа, не представил.
Несмотря на возражения ФИО5 относительно заявленных требований юридически значимые для правильного разрешения дела обстоятельства, связанные с исчислением налога, пеней и штрафа, судами при рассмотрении и разрешении административного дела не устанавливались и не проверялись.
Между тем, в соответствии с приказом Департамента имущественных отношений Краснодарского края N 2197 от 21.09.2017 "О проведении государственной кадастровой оценки на территории Краснодарского края в 2018 году" проведена государственная кадастровая оценка зданий, помещений, земельных участков по состоянию на 01.01.2018, результаты которой утверждены приказом N 2368 от 01.11.2018 Департамента имущественных отношений Краснодарского края. В приложении N 1 к приказу кадастровая стоимость реализованного административным ответчиком объекта недвижимого имущества по состоянию на 01.01.2018 определена в размере 6 983 687, 19 руб, в то время как налог (и последующие санкции) административному истцу исчислены с кадастровой стоимости 16 180 298, 65 руб, действовавшей на дату заключения сделки.
В пункте 6 приказа N 2368 от 01.11.2018 указано, что он вступает в законную силу с 01.01.2019. При этом, ФИО5 обязан произвести оплату налога на доходы физических лиц за 2018 не позднее 15.07.2019.
Таким образом, в юридически значимый для уплаты налога период кадастровая стоимость отчужденного объекта, с суммы которой административному ответчику исчислены налоги и налоговые санкции, уменьшилась в несколько раз.
В пункте 17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2022 N 21 "О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" судам разъяснено, что законность оспариваемых решений, действий (бездействия) нельзя рассматривать лишь как формальное соответствие требованиям правовых норм. Из принципов приоритета прав и свобод человека и гражданина, недопустимости злоупотребления правами (части 1 и 3 статьи 17 и статья 18 Конституции Российской Федерации) следует, что органам публичной власти, их должностным лицам запрещается обременять физических или юридических лиц обязанностями, отказывать в предоставлении им какого-либо права лишь с целью удовлетворения формальных требований, если соответствующее решение, действие может быть принято, совершено без их соблюдения, за исключением случаев, прямо предусмотренных законом.
Конституций Российской Федерации закреплен принцип уплаты законно установленных налогов и сборов. На момент вынесения решения налогового органа (27.04.2022) кадастровая стоимость отчужденного объекта недвижимости по состоянию на 01.01.2018 была установлена в размере практически втрое меньше суммы, на основании которой ФИО5 были начислены налог, пени и штрафы, что оставлено судами без внимания.
При таких обстоятельствах, кассационный суд считает, что судебные акты судов первой и апелляционной инстанций приняты с нарушением норм процессуального права, при неполно выясненных фактических обстоятельствах дела, что могло привести к принятию неправильного судебного акта, в связи с чем обжалуемые решение и апелляционное определение подлежат отмене.
Поскольку суд кассационной инстанции лишен возможности исследования и оценки доказательств в силу его полномочий, дело подлежит передаче на новое рассмотрение в суд первой инстанции, при котором суду необходимо учесть выводы кассационного суда, исследовать и оценить все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности и взаимосвязи, предложив инспекции представить доказательства в подтверждение заявленных требований, после чего постановить по делу законное и обоснованное решение.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Четвертый кассационный суд общей юрисдикции
определил:
решение Брюховецкого районного суда Краснодарского края от 26.01.2023 и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 27.06.2023 - отменить.
Административное дело направить на новое рассмотрение в Брюховецкий районный суд Краснодарского края.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 КАС РФ.
Председательствующий
Судьи:
Мотивированное кассационное определение изготовлено 04.12.2023.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.