Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Шелудько В.В.
судей Усенко Н.В. и Сергеева С.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Бондарева И.Н. на решение Кущевского районного суда Краснодарского края от 24 марта 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 25 июля 2023 года по административному делу по административному исковому заявлению МИФНС России N 12 по Краснодарскому краю о взыскании с Бондарева И.Н. обязательных платежей и санкций.
Заслушав доклад судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Шелудько В.В, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
заместитель начальника МИФНС России N 12 по Краснодарскому краю Богунова Л.В. обратилась в суд с административным исковым заявлением о взыскании с Бондарева И.Н. недоимки по налогу на доходы физических лиц за 2020 год.
Решением Кущевского районного суда Краснодарского края от 24 марта 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 25 июля 2023 года, административные исковые требования удовлетворены.
В кассационной жалобе, поданной Бондаревым И.Н. в кассационный суд общей юрисдикции, ставится вопрос об отмене судебных актов и принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении административного иска.
Кассационная жалоба, поступившая в суд первой инстанции 5 октября 2023 года, определением судьи кассационной инстанции от 28 ноября 2023 года с делом передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции пришла к следующим выводам.
В кассационной жалобе указано на нарушение и неправильное применение норм процессуального права, а также на несоответствие выводов, изложенных в обжалуемых судебных актах, обстоятельствам административного дела.
На основании части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Как следует из материалов дела, Бондарев И.Н. состоит на учете в МИФНС в качестве налогоплательщика.
Согласно полученным из Росреестра сведениям Бондаревым И.Н. в 2020 году по договору купли-продажи от 9 ноября 2020 года реализованы принадлежавшие ему на праве собственности на основании свидетельства о праве на наследство от 27 октября 2020 года земельный участок с кадастровым номером N площадью N кв. м и жилой дом с кадастровым номером N. Цена сделки по договору составила 100 рублей.
В соответствии с пунктом 2 статьи 214.10 Налогового кодекса Российской Федерации в случае, если доходы налогоплательщика от продажи объекта недвижимого имущества меньше, чем кадастровая стоимость этого объекта, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, в котором осуществлена государственная регистрация перехода права собственности на проданный объект недвижимого имущества (в случае образования этого объекта недвижимого имущества в течение налогового периода - кадастровая стоимость этого объекта недвижимого имущества, определенная на дату его постановки на государственный кадастровый учет), умноженная на понижающий коэффициент 0, 7, в целях налогообложения доходы налогоплательщика от продажи этого объекта недвижимого имущества принимаются равными умноженной на понижающий коэффициент 0, 7 соответствующей кадастровой стоимости этого объекта недвижимого имущества.
В случае, если кадастровая стоимость объекта недвижимого имущества, указанного в настоящем пункте, отсутствует в Едином государственном реестре недвижимости на дату его постановки на государственный кадастровый учет (в случае образования этого объекта недвижимого имущества в течение налогового периода), положения пункта 2 статьи 214.10 Кодекса не применяются.
Согласно сведениям, представленным ФГБУ "ФКП Росреестр" по Краснодарскому краю, кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на 1 января 2020 года составляла 869 546 рублей.
Письмом Росреестра от 25 апреля 2020 года N 27-06579-ГС/22 подтверждено, что жилой дом внесен в Единый государственный реестр недвижимости 9 июля 2020 года и его кадастровая стоимость на дату образования составляла 987 480 рублей 80 копеек.
Поскольку вышеуказанный земельный участок и жилой дом находились в собственности налогоплательщика менее трех лет, доходы от их реализации подлежали включению в налоговую базу налога на доходы физических лиц.
Налоговым органом произведен расчет суммы дохода при определении налоговой базы НДФЛ за 2020 год с учетом кадастровой стоимости объектов недвижимости, реализованных Бондаревым И.Н, сведения о которой получены в порядке статьи 85 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно подпункту 2 пункта 1 и пункту 2 статьи 228 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики, физические лица, получившие доход от продажи имущества, принадлежавшего им на праве собственности, самостоятельно исчисляют суммы налога, подлежавшего уплате в соответствующий бюджет.
Указанными лицами представляется в налоговый орган налоговая декларация по месту жительства не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом (пункт 1 статьи 229 Налогового кодекса Российской Федерации).
Непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации (расчета по страховым взносам) в налоговый орган по месту учета влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов не уплаченной в установленный законодательствам о налогах и сборах суммы налога (страховых взносов), подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации (расчета по страховым взносам), за каждый полный или неполный месяц со дня. установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1 000 рублей (пункт 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 4 статьи 228 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, уплачивается по месту жительства налогоплательщиком в срок не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрена ответственность за неуплату или неполную уплату сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия), которая влечет применение к налогоплательщику ответственности в виде взыскания штрафа в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога.
В соответствии с пунктом 1.2 статьи 88 Налогового кодекса Российской Федерации в случае, если налоговая декларация по налогу на доходы физических лиц в отношении доходов, полученных налогоплательщиком от продажи недвижимого имущества, не представлена в налоговый орган в установленный срок в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 и пунктом 3 статьи 228, пунктом 1 статьи 229 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым органом проводится камеральная налоговая проверка на основе имеющихся у налоговых органов документов (информации) о таком налогоплательщике и об указанных доходах.
Согласно пункту 4 статьи 85 Налогового кодекса Российской Федерации органы, осуществляющие государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, органы (организации, должностные лица), осуществляющие государственную регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 15 февраля представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года и (или) за иные периоды, определенные взаимодействующими органами (организациями, должностными лицами).
По результатам налоговой проверки МИФНС вынесено решение от 16 июня 2022 года N 423, согласно которому Бондарев И.Н. привлечен к налоговой ответственности, предусмотренной статьями 119 и 122 Налогового кодекса Российской Федерации. Налогоплательщику с учетом обстоятельств, смягчающих ответственность, начислены штрафы на общую сумму 3 406 рублей 75 копеек, а также доначислен налог на доходы физических лиц в размере 38 934 рубля, пени в размере 4 503 рубля.
Бондарев И.Н. обратился с жалобой в УФНС России по Краснодарскому краю на указанное решение.
Решением УФСН России по Краснодарскому краю от 22 июля 2022 года жалоба Бондарева И.Н. удовлетворена частично, сумма штрафа снижена до 1 704 рубля.
Бондарев И.Н. обратился в ФНС России с жалобой на указанные решения.
Решением ФНС России от 1 декабря 2022 года жалоба Бондарева И.Н. оставлена без удовлетворения.
МИФНС Бондареву И.Н. выставлено требование от 1 августа 2022 года N 14308 об уплате налог.
Бондарев И.Н. в установленный срок вышеуказанное требование налогового органа не исполнил.
МИФНС обратилась к мировому судье судебного участка N 261 Кущевского района Краснодарского края с заявлением о вынесении судебного приказа в отношении Бондарева И.Н. о взыскании указанной недоимки.
Определением мирового судьи судебного участка N 261 Кущевского района Краснодарского края от 5 декабря 2022 года отказано в принятии заявления о вынесении судебного приказа, поскольку требование не является бесспорным.
С административным исковым заявлением налоговый орган обратился 23 января 2023 года.
В силу пунктов 2, 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Налоговым органом соблюдены сроки взыскания с административного ответчика задолженности по налогу, факт неисполнения ответчиком предусмотренной законом обязанности по уплате налогов подтвержден. Доказательств уплаты задолженности административным ответчиком не представлено.
Доводы кассационной жалобы не могут быть приняты судом в качестве основания к отмене обжалуемых судебных актов, поскольку противоречат установленным по делу обстоятельствам и исследованным материалам дела, направлены на ошибочное толкование норм материального и процессуального права, на иную оценку исследованных судами доказательств и не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения судов или опровергали бы выводы судебных постановлений.
Поскольку судами первой и апелляционной инстанции не было допущено неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, а изложенные в судебных актах выводы соответствуют обстоятельствам административного дела, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения требований кассационной жалобы.
Руководствуясь статьей 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Кущевского районного суда Краснодарского края от 24 марта 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 25 июля 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение изготовлено в полном объеме 19 декабря 2023 года.
Председательствующий В.В. Шелудько
Судьи Н.В. Усенко
С.С. Сергеев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.