Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Шелудько В.В.
судей Усенко Н.В. и Сергеева С.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Чикалко Е.А, действующей в интересах Токарева Н.И, на решение Гагаринского районного суда г. Севастополя от 1 марта 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Севастопольского городского суда от 8 августа 2023 года по административному делу по административному исковому заявлению Токарева Н.И. об оспаривании решения органа государственной власти.
Заслушав доклад судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Шелудько В.В, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Токарев Н.И. обратился в суд с административным исковым заявлением об оспаривании решения департамента по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя от 11 мая 2022 года об отказе в предоставлении земельного участка в аренду без проведения торгов.
Просил суд возложить на административного ответчика обязанность повторно рассмотреть заявление о предоставлении земельного участка с кадастровым номером N
Решением Гагаринского районного суда г. Севастополя от 1 марта 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Севастопольского городского суда от 8 августа 2023 года, в удовлетворении административного иска отказано.
В кассационной жалобе, поданной представителем Токарева Н.И. по доверенности Чикалко Е.А. в кассационный суд общей юрисдикции, ставится вопрос об отмене судебных актов и направлении дела на новое рассмотрение.
Кассационная жалоба, поступившая в суд первой инстанции 17 октября 2023 года, определением судьи кассационной инстанции от 29 ноября 2023 года с делом передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции пришла к следующим выводам.
В кассационной жалобе указано на неправильное применение норм материального права, нарушение и неправильное применение норм процессуального права, а также на несоответствие выводов, изложенных в обжалуемых судебных актах, обстоятельствам административного дела.
На основании части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Согласно статье 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения (часть 9).
В соответствии с частью 11 приведенной нормы, обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Как следует из материалов дела, 16 апреля 2022 года Токарев Н.И. обратился в департамент по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя с заявлением о предоставлении в аренду без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером N.
Письмом от 11 мая 2022 года заявителю отказано в предоставлении услуги. В обоснование отказа указано, что испрашиваемый земельный участок расположен в проектируемой зоне курортно-рекреационных учреждений с местами длительного отдыха, в связи с чем вид разрешенного использования земельного участка не соответствует действующей градостроительной документации. Кроме того, указанный участок входит в границы территории, включенной в перечень перспективных ООПТ регионального значения г. Севастополя (памятник природы регионального значения "Фисташки у бухты Круглая").
В соответствии с пунктом 6 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, если указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка.
Ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в пределах особо охраняемых природных территорий, не указанные в пункте 4 настоящей статьи (подпункт 1 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации).
Часть 1 статьи 95 Земельного кодекса Российской Федерации к землям особо охраняемых природных территорий относит земли государственных природных заповедников, в том числе биосферных, государственных природных заказников, памятников природы, национальных парков, природных парков, дендрологических парков, ботанических садов.
В соответствии с Административным регламентом по предоставлению государственной услуги "Предоставление в собственность за плату, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной собственности города Севастополя, без проведения торгов", утвержденного приказом департамента от 23 декабря 2021 года N 20-АР, государственная услуга предоставляется на основании заявления, которое заинтересованное лицо подает в государственное казенное учреждение "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в городе Севастополь" с приложением документов, предусмотренных пунктом 2.6 Регламента.
Согласно подпункту 14.1 пункта 2.9.1 Регламента основанием для отказа в предоставлении государственной услуги является нахождение испрашиваемого земельного участка в границах зоны с особыми условиями использования территории, установленные ограничения использования земельных участков, в которой не допускают использования земельного участка в соответствии с целями использования такого земельного участка, указанными в заявлении о предоставлении земельного участка.
В соответствии с Правилами землепользования и застройки города федерального значения Севастополя, утвержденными постановлением Правительства Севастополя от 29 декабря 2022 года N 730-ПП, земельный участок с кадастровым номером N распложен в территориальной зоне природно-ландшафтных территорий (Р-5/Г/-/20).
На основании постановления Правительства Севастополя от 21 апреля 2022 года N 160-ПП "Об объявлении фисташек туполистных памятником природы регионального значения "Фисташки у бухты Круглая" спорный участок расположен в границах особо охраняемой природной территорией регионального значения.
Следовательно, у органа государственной власти имелись законные основания для отказа в предоставлении земельного участка Токареву Н.И. в аренду без проведения торгов, оспариваемое решение принято департаментом в пределах полномочий с учетов указанных выше нормативно-правовых актов.
При таких обстоятельствах, суды нижестоящих инстанций пришли к правомерному выводу об отказе в удовлетворении требований иска.
Доводы кассационной жалобы об обратном не могут быть приняты во внимание, поскольку сводятся, по сути, к переоценке исследованных судами доказательств и оспариванию обоснованности выводов судов об установленных ими по делу фактических обстоятельствах при том, что суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями частей 2 и 3 статьи 329, а также применительно к статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судом первой и второй инстанций фактических обстоятельств дела, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, и правом устанавливать новые обстоятельства по делу и давать самостоятельную оценку собранным по делу доказательствам не наделен.
Поскольку судами нижестоящих инстанций не были допущены неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, а изложенные в обжалованных судебных актах выводы соответствуют обстоятельствам административного дела, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения требований кассационной жалобы.
Руководствуясь статьей 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Гагаринского районного суда г. Севастополя от 1 марта 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Севастопольского городского суда от 8 августа 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение изготовлено в полном объеме 21 декабря 2023 года.
Председательствующий В.В. Шелудько
Судьи Н.В. Усенко
С.С. Сергеев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.