Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Шелудько В.В.
судей Усенко Н.В. и Сергеева С.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Жадновой Е.В, действующей в интересах Асафова С.Н, Калюжной Л.В, Кляйс В.В, Мурадян Т.Л, на решение Анапского районного суда Краснодарского края от 10 апреля 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 24 августа 2023 года по административному делу по административному исковому заявлению Асафова С.Н, Калюжной Л.В, Кляйс В.В, Мурадян Т.Л. об оспаривании решения органа местного самоуправления.
Заслушав доклад судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Шелудько В.В, выслушав объяснение представителя администрации муниципального образования город-курорт Анапа Краснодарского края по доверенности Белоусова В.А, возражавшего против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Асафов С.Н, Калюжная Л.В, Кляйс В.В, Мурадян Т.Л. обратились в суд с административными исковыми заявлениями об оспаривании решения администрации муниципального образования город-курорт Анапа Краснодарского края от 21 декабря 2022 года N 11363-ОГ/22, управления архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город-курорт Анапа Краснодарского края от 27 декабря 2022 года N17-13-74-36/22 об отказе во внесении изменений в генеральный план и правила землепользования и застройки муниципального образования город-курорт Анапа Краснодарского края в части изменения зоны расположения земельных участков и вида их разрешённого использования.
Определением Анапского районного суда Краснодарского края от 27 марта 2023 года административные дела объединены в одно производство, рассмотрение административного дела начато с начала.
Решением Анапского районного суда Краснодарского края от 10 апреля 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 24 августа 2023 года, в удовлетворении административного искового заявления отказано.
В кассационной жалобе, поданной представителем Асафова С.Н, Калюжной Л.В, Кляйс В.В, Мурадян Т.Л. по доверенности Жадновой Е.В. в кассационный суд общей юрисдикции, ставится вопрос об отмене указанных судебных актов и принятии по делу нового решения об удовлетворении требований иска.
Кассационная жалоба, поступившая в суд первой инстанции 19 октября 2023 года, определением судьи кассационной инстанции от 21 ноября 2023 года с делом передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Выслушав объяснение представителя администрации муниципального образования город-курорт Анапа Краснодарского края по доверенности Белоусова В.А, полагавшего судебные акты законными и обоснованными, проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции пришла к следующим выводам.
В кассационной жалобе указано на неправильное применение норм материального права, нарушение и неправильное применение норм процессуального права, а также на несоответствие выводов, изложенных в обжалуемых судебных актах, обстоятельствам административного дела.
На основании части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Как следует из материалов дела, административные истцы обратились с заявлением на имя главы администрации муниципального образования город-курорт Анапа Краснодарского края о включении земельных участков с кадастровыми номерами N, расположенных по адресу "адрес"", прилегающем к границам населённого пункта села Джигинка, категории земель сельскохозяйственного назначения с видом разрешенного использования "для сельскохозяйственного использования", в границы населённого пункта село Джигинка Джигинского сельского округа муниципального образования город-курорт Анапа Краснодарского края. Также просили изменить вид разрешенного использования земельных участков с "для сельскохозяйственного использования" на "для ведения личного подсобного хозяйства", а земельного участка с кадастровым номером N - на "улично-дорожная сеть".
Асафов С.Н. 19 декабря 2022 года обратился в администрацию муниципального образования город-курорт Анапа Краснодарского края с заявлением о включении земельных участков в границы населённого пункта.
Административными истцами в администрацию муниципального образования город-курорт 29 ноября 2022 года направлено заявление о включении земельных участков в границы населённого пункта.
В адрес административных истцов поступил ответ администрации муниципального образования город-курорт Анапа Краснодарского края от 21 декабря 2022 года N 11363-01722, а также ответ управления архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город-курорт Анапа Краснодарского края от 27 декабря 2022 года N 17-13-74-36/22 (по Асафову С.Н.), в котором сообщалось о невозможности включения принадлежащих административным истцам земельных участков в границы населённого пункта села Джигинка.
Рассмотрение заявления административных истцов осуществлялось администрацией путем проведения заседания комиссий по землепользованию и застройке муниципального образования город-курорт Анапа Краснодарского края без уведомления административных истцов и иных заинтересованных лиц.
К ответам прилагалась выписка из протокола заседания комиссии по землепользованию и застройке от 21 декабря 2022 года.
Основанием для отказа во включении земельных участков, принадлежащих административным истцам, в границы населённого пункта с. Джигинка Анапского района Краснодарского края послужили то, что при разработке генерального плана проведен расчет необходимой площади включения в границы населённых пунктов дополнительных территорий с учетом прироста населения. Земельные участки административных истцов относятся к особо ценным продуктивным сельскохозяйственным угодьям и виноградопригодным территориям, использование которых не допускается для целей, не связанных с сельскохозяйственным производством.
Таким образом, при иных равных обстоятельствах правового режима виноградопригодных земель принцип земельного законодательства закрепляет приоритет их отнесения к землям сельскохозяйственного назначения, что подтверждает необходимость исключения земельных участков из границ населённых пунктов.
В соответствии с абзацем 3 пункта 2 статьи 3.3 Федерального закона "О введение в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.
Подпункт 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливает принцип деления земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определённой категории и разрешённого использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Категории земельных участков в зависимости от их целевого назначения перечислены в пункте 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации, в том числе: земли сельскохозяйственного назначения, земли населённых пунктов. Земли в Российской Федерации, обозначенные в пункте 1 указанной статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением.
В соответствии с частями 1, 3 статьи 4 Федерального закона от 7 июля 2003 года N 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве" для ведения личного подсобного хозяйства могут использоваться земельный участок в границах населённого пункта (приусадебный земельный участок) и земельный участок за пределами границ населённого пункта (полевой земельный участок). Полевой земельный участок используется исключительно для производства сельскохозяйственной продукции без права возведения на нём зданий и строений.
Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешённого использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов (пункт 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации).
Пунктом 1 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что перевод земель населённых пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населённых пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путём установления или изменения границ населённых пунктов в порядке, установленном настоящим Кодексом и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности. Порядок перевода земель из одной категории в другую устанавливается федеральными законами.
Правовое регулирование отношений, возникающих в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, осуществляется в соответствии с Федеральный закон от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую".
Как следует из пункта 3 части 1 статьи 7 Федерального закона N 172-ФЗ перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в исключительных случаях, связанных с установлением или изменением черты населённых пунктов. При этом установление или изменение границ населённых пунктов, а также включение земельных участков в границы населённых пунктов либо исключение земельных участков из границ населённых пунктов является переводом земель населённых пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населённых пунктов (часть 1 статьи 8 Федерального закона N 172-ФЗ).
Порядок разрешения вопроса о включении земельного участка в границы населённого пункта предусмотрен статьей 4.1 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 191-ФЗ "О введение в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации".
Согласно части 1.1 указанной статьи при наличии генеральных планов поселений, схем территориального планирования муниципальных районов изменение границ населённых пунктов до 31 декабря 2012 года может осуществляться путём внесения изменений в указанные генеральные планы, схемы территориального планирования в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, либо путём включения земельных участков в границы населённых пунктов или исключения земельных участков из границ населённых пунктов исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном настоящей статьёй.
В силу установленного названной нормой порядка лицо, заинтересованное во включении земельного участка в границы населённого пункта либо в исключении земельного участка из границ населённого пункта, направляет в орган местного самоуправления городского округа или поселения, на территориях которых находится населённый пункт, а в случае, если земельный участок расположен на межселенной территории, в орган местного самоуправления муниципального района мотивированное заявление о включении земельного участка в границы населённого пункта либо об исключении земельного участка из границ населённого пункта и об установлении или об изменении вида разрешённого использования земельного участка (часть 4).
Орган местного самоуправления в течение сорока пяти дней с даты поступления указанного заявления: подготавливает заключение о возможности и целесообразности включения земельного участка в границы населённого пункта либо исключения земельного участка из границ населённого пункта, а также о возможности установления или изменения вида разрешённого использования земельного участка в случае, если эго указано в данном заявлении (часть 5).
Заключение органа местного самоуправления городского округа или поселения, на территориях которых находится населённый пункт о невозможности и целесообразности включения земельного участка в границу населённого пункта может являться основанием для принятия решения об отказе во включении земельного участка в границы населённого пункта (часть 20).
Из указанной нормы следует, что изменения границ населённого пунктов до 31 декабря 2012 года осуществлялось двумя способами:
путём внесения изменений в генеральные планы, схемы территориального планирования в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации - органами местного самоуправления соответствующих муниципальных образований;
путём включения земельных участков в границы населённых пунктов или исключения земельных участков из границ населённых пунктов исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьей 4.1 Федерального закона N 191-ФЗ.
В настоящее время изменение границ населённых пунктов осуществляется путём внесения изменений в генеральные планы, схемы территориального планирования в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации.
Установлением и изменением границ населённых пунктов являются:
1) утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населённых пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования;
2) утверждение или изменение схемы территориального планирования муниципального района, отображающей границы сельских населённых пунктов, расположенных за пределами границ поселений (на межселенных территориях) (пункт 1 статьи 84 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 2 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации решение о подготовке проекта генерального плана, а также решения о подготовке предложений о внесении в генеральный план изменений принимаются соответственно главой местной администрации поселения, главой местной администрации городского округа.
Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, заинтересованные физические и юридические лица вправе обращаться к главе местной администрации поселения, главе местной администрации городского округа с предложениями о внесении изменений в генеральный план (часть 16).
Таким образом, перевод, земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в земли населённого пункта допускается при наличии соответствующего заключения органа местного самоуправления городского округа или поселения, на территориях которых находится населённый пункт.
Из содержания оспариваемых решений судами установлено, что принятые решения по сути представляют собой заключения о невозможности или нецелесообразности включения земельных участков в границу населённого пункта, приняты уполномоченным на то лицом, являются мотивированными, соответствуют нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения. Срок составления заключений, а также срок направлений заявителям ответов на их обращения соблюдены.
Обоснованно указано, что критерии целесообразности включения земельных участков в границы населённых пунктов законодателем не установлены. Принятие решений по данному вопросу отнесено к исключительной компетенции органа местного самоуправления, который при принятии оспариваемых решений учитывал, в том числе, расположение земельных участков по отношению к границе населённого пункта с. Джигинка, преследуемую административными истцами цель изменения категории земельных участков - осуществление индивидуального жилищного строительства, а также то обстоятельство, что полевой земельный участок используется исключительно для производства сельскохозяйственной продукции без права возведения на нем зданий и строений.
При таких обстоятельствах, суды пришли к правомерному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.
Доводы кассационной жалобы не могут быть приняты судом в качестве основания к отмене обжалуемых судебных актов, поскольку противоречат установленным по делу обстоятельствам и исследованным материалам дела, направлены на ошибочное толкование норм материального и процессуального права, на иную оценку исследованных судами доказательств и не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения судов или опровергали бы выводы судебных постановлений.
Поскольку судами нижестоящих инстанций не были допущены неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, а изложенные в обжалованных судебных актах выводы соответствуют обстоятельствам административного дела, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения требований кассационной жалобы.
Руководствуясь статьей 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Анапского районного суда Краснодарского края от 10 апреля 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 24 августа 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение изготовлено в полном объеме 19 декабря 2023 года.
Председательствующий В.В. Шелудько
Судьи Н.В. Усенко
С.С. Серге
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.