Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Сергеева С.С, судей Иванова А.Е, Поляковой Е.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу административного ответчика Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя на решение Гагаринского районного суда г.Севастополя от 30 августа 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Севастопольского городского суда от 23 мая 2023 года по административному делу по административному иску ФИО1 к Департаменту по имущественным и земельным отношениям г.Севастополя об оспаривании распоряжения
Заслушав доклад судьи Сергеева С.С, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
распоряжением Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от 10 июля 2020 года N-РДЗ ФИО1 предоставлен в собственность земельный участок N с кадастровым номером "данные изъяты" площадью 438 кв.м в "адрес".
На основании договора купли-продажи от 19 ноября 2020 года указанный земельный участок ФИО1 продан ФИО6
Распоряжением Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от 7 апреля 2022 года N 1208-РДЗ отменено распоряжение Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от 10 июля 2020 года N 3831-РДЗ.
Ссылаясь на нарушение своих прав и законных интересов, несоответствие закону распоряжения Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от 7 апреля 2022 года N 1208-РДЗ ФИО1 обратилась в суд с административным исковым заявлением о признании его незаконным.
Решением Гагаринского районного суда г.Севастополя от 30 августа 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Севастопольского городского суда от 23 мая 2023 года, административный иск ФИО1 удовлетворен.
Признано незаконным распоряжение Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от 7 апреля 2022 года N 1208-РДЗ "Об отмене распоряжения Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от 10 июля 2020 года N 3831-РДЗ".
В кассационной жалобе представитель Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя ставит вопрос об отмене постановленных по делу судебных актов судов первой и апелляционной инстанций, принятии нового решения об отказе в удовлетворении административного иска. В обоснование жалобы указывает на нарушение нор материального права, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела.
Кассационная жалоба, поступившая в суд первой инстанции 19 октября 2023 года, определением судьи кассационной инстанции от 20 ноября 2023 года с административным делом передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились в связи с чем, судебная коллегия, на основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), определиларассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Согласно части 2 статьи 329 КАС РФ при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции в силу части 2 статьи 328 КАС РФ являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу о том, что судом первой и апелляционной инстанций не были допущены нарушения, являющиеся основанием для отмены судебных актов в кассационном порядке.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции установил, что решением Севастопольского городского Совета народных депутатов N 153 от 18 ноября 1992 года СТ "Боевик" предоставлен в постоянное пользование земельный участок площадью 2, 36 га из земель запаса. Также, утверждена схема распределения земельных участков между членами СТ "Боевик".
Распоряжением Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от 10 июля 2020 года N 3831-РДЗ ФИО1 предоставлен в собственность земельный участок N с кадастровым номером "данные изъяты", площадью 438 кв.м в "адрес".
На основании договора купли-продажи земельного участка от 19 ноября 2020 года ФИО1 через ФИО7, действующего от имени ФИО1 на основании доверенности, продал земельный участок площадью 438 кв.м, кадастровый N, адрес: "адрес"" ФИО9
Распоряжением Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от 7 апреля 2022 года N 1208-РДЗ отменено распоряжение Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от 10 июля 2020 года N 3831-РДЗ. Основанием для отмены распоряжения явилось приведение в соответствие распорядительных актов Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя с учетом решения Севастопольского Совета народных депутатов от 13 апреля 1993 N 287.
Установив данные обстоятельства, суд первой инстанции, руководствуясь частями 1 и 4 статьи 7, частью 1 статьи 48 Федерального закона от 6 октября 2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пунктом 3 статьи 3 Земельного кодекса Российской Федерации, частями 3 и 5 статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", статьями 8.1, 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, исходил из того, что органы местного самоуправления не могут отменять свои предыдущие решения, вносить в них изменения, если в соответствии с предписаниями этих решений возникли правоотношения, связанные с реализацией определенных субъектных прав и охраняемых законом интересов, и субъекты этих правоотношений возражают против их изменения или прекращения. Поскольку доказательств законности оспариваемого распоряжения административным ответчиком не представлено, суд пришел к выводу о том, что принятым Департаментом по имущественным и земельным отношениям города Севастополя распоряжением от 7 апреля 2022 года N 1208-РДЗ нарушены права и законные интересы административного истца ФИО1 и в этой связи признал административный иск обоснованным и подлежащим удовлетворению.
С такими выводами согласился суд апелляционной инстанции.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы судов правильными, основанными на установленных по делу обстоятельствах с верным применением норм материального права.
Доводы кассационной жалобы со ссылкой на положения статьи 48 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" о том, что нормы регионального законодательства города Севастополя не устанавливают запретов или ограничений по отмене или изменению исполнительными органами города Севастополя изданных ими приказов или распоряжений, судебная коллегия находит основанными на неправильном толковании и применении норм материального права.
В соответствии с частями 1 и 4 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее также - Закон N 131-ФЗ) по вопросам местного значения органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, названному федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Решения органов местного самоуправления в сфере имущественных отношений должны быть предсказуемыми, обоснованными, исключающими произвольность и возможность злоупотреблений, о чем указано в пункте 3.3 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30 марта 2012 г. N 9-П "По делу о проверке конституционности части второй статьи 4 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 г. N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" в связи с жалобой администрации муниципального образования "Звениговский муниципальный район" Республики Марий Эл".
Частью 1 статьи 48 Закона N 131-ФЗ установлено, что муниципальные правовые акты могут быть отменены органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт.
Как следует из правовой позиции, изложенной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 26 мая 2011 г. N 739-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы общества с ограниченной ответственностью "ВИО" на нарушение конституционных прав и свобод положением части 1 статьи 48 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", часть 1 статьи 48 Закона N 131-ФЗ не исключает возможности судебного контроля принимаемых органами местного самоуправления решений, а сами решения об отмене ранее изданных муниципальных правовых актов не могут носить произвольный характер, должны быть законными и обоснованными.
Таким образом, орган местного самоуправления вправе в порядке самоконтроля отменить ранее изданный им муниципальный правовой акт в случае несоответствия его требованиям законодательства. При этом реализация органами местного самоуправления предоставленных законом полномочий не может ставиться в зависимость исключительно от усмотрения данных органов. Отменяющий акт органа местного самоуправления должен соответствовать закону, то есть быть обоснованным и не нарушать законных прав граждан и организаций. Принятие такого акта не может повлечь произвольного и внесудебного прекращения субъективного гражданского права, возникшего на основании отменяемого ненормативного акта. Акты органов местного самоуправления о предоставлении земельных участков в собственность бесплатно могут быть отменены в порядке самоконтроля, только если на его основе не возникло гражданское право.
Иное толкование статьи 48 Закона N 131-ФЗ позволило бы органу местного самоуправления произвольно без учета прав и интересов лиц, в отношении которых принят акт, отменять свои постановления, послужившие основанием для возникновения гражданских прав и обязанностей.
Между тем в нарушение указанных положений орган местного самоуправления отменил распоряжение от 10 июля 2020 года N 3831-РДЗ о предоставлении ФИО1 земельного участка в собственность, в то время как право собственности на данный земельный участок зарегистрировано в ЕГРН.
Таким образом, приведенные в кассационной жалобе доводы направлены на иное толкование правовых положений, не содержат новых обстоятельств, которые бы опровергали выводы районного суда и судебной коллегии в постановленных решении и апелляционном определении соответственно, сводятся к оспариванию обоснованности выводов об установленных фактических обстоятельствах, и в соответствии со статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не являются основаниями для отмены судебных актов в кассационном порядке.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд кассационной инстанции, рассмотрев кассационные жалобу, представление с административным делом, вправе оставить судебный акт суда первой, апелляционной или кассационной инстанции без изменения, кассационные жалобу, представление без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь, статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Гагаринского районного суда г.Севастополя от 30 августа 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Севастопольского городского суда от 23 мая 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке статей 318 - 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 17 января 2024 года.
Председательствующий судья:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.