Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Шелудько В.В.
судей Усенко Н.В. и Сергеева С.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу
Цховребова В.Х. на решение Ялтинского городского суда Республики Крым
от 28 марта 2017 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Крым от 21 августа 2023 года по административному делу по административному исковому заявлению Крымской таможни о взыскании с Цховребова В.Х. таможенных платежей и санкций.
Заслушав доклад судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Шелудько В.В, выслушав представителя Цховребова В.Х. по доверенности Перекрестную О.О, настаивавшую на удовлетворении кассационной жалобы, представителя Крымской таможни по доверенности Пинчук О.В, возражавшую против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
представитель Крымской таможни обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил взыскать с Цховребова В.Х. таможенные платежи в размере 3 054 745, 51 руб. и пени 576 557, 76 руб.
Решением Ялтинского городского суда Республики Крым от 28 марта 2017 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Крым
от 21 августа 2023 года, административное исковое заявление удовлетворено.
В кассационной жалобе, поданной Цховребовым В.Х. в кассационный суд общей юрисдикции, ставится вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных актов как незаконных, и принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении требований иска.
Кассационная жалоба, поступившая в районный суд 8 ноября 2023 года, определением судьи кассационной инстанции от 28 ноября 2023 года с делом передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Выслушав представителя Цховребова В.Х. по доверенности Перекрестную О.О, настаивавшую на требованиях кассационной жалобы, представителя Крымской таможни по доверенности Пинчук О.В, полагавшую судебные акты законными, проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции пришла к следующим выводам.
Исходя из части 6 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
Как следует из материалов дела, согласно таможенной декларации
от 10 февраля 2015 года N 10010091/100215/В0017774 гражданин Украины Цховребов В.Х. через Джанкойский таможенный пост Крымской таможни временно ввез на территорию ЕАЭС транспортное средство - автомобиль марки " "данные изъяты"", государственный регистрационный знак N, номер кузова N, ДД.ММ.ГГГГ года выпуска. Срок временного ввоза автомобиля был установлен до 10 мая 2015 года, который в дальнейшем таможенным органом не продлевался. В установленный таможенным органом срок Цховребов В.Х. автомобиль за пределы таможенной территории ЕАЭС не вывез.
21 мая 2016 года сотрудниками БО ДПС ГИБДД по Республике Крым на трассе Симферополь-Евпатория было остановлено спорное транспортное средство под управлением Цховребова В.Х. При проверке документов уполномоченным лицом было установлено, что транспортное средство находится на территории Евразийского экономического союза за пределами установленного таможенным органом срока временного ввоза.
Постановлением Железнодорожного районного суда г. Симферополя
от 30 июня 2016 года Цховребов В.Х. признан виновным в совершении административного правонарушения по части 1 статьи 16.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 2500 руб. без конфискации предмета административного правонарушения. Указанное постановление не обжаловано, вступило в законную силу, назначенный административный штраф оплачен.
Также судами установлено, что Цховребову В.Х. предъявлено требование об уплате таможенных платежей N 47, выставленное в связи с невывозом временно ввезенного на таможенную территорию Евразийского экономического союза транспортного средства марки " "данные изъяты"".
Причитающиеся к уплате таможенные платежи административным ответчиком не оплачены, требование в установленный статьей 152 Федерального закона от 27 ноября 2010 года N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" срок не исполнено.
Удовлетворяя требования административного иска, суд первой инстанции и согласившийся с ним суд апелляционной инстанции исходили из того, что обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания таможенных платежей и пени административным истцом исполнена, правильность расчета сумм подтверждена, срок обращения таможенного органа в суд соблюден, Крымской таможней представлены доказательства, подтверждающие ее полномочия на обращение в суд с указанными требованиями.
Судебная коллегия по административным делам кассационного суда не может согласиться с указанными выводами судов по следующим основаниям.
Порядок перемещения физическими лицами через таможенную границу Таможенного союза товаров для личного пользования, в том числе транспортных средств, на момент возникновения спорных правоотношений регулировался главой 49 Таможенного кодекса Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества на уровне глав государств от 27 ноября 2009 года N 17, далее - Таможенный кодекс).
В соответствии с названным кодексом таможенное декларирование товаров для личного пользования осуществляется физическими лицами при их следовании через таможенную границу одновременно с представлением товаров таможенному органу, в том числе транспортных средств, перемещаемых любым способом, за исключением транспортных средств для личного пользования, зарегистрированных на территории государств - членов таможенного союза, временно вывозимых с таможенной территории таможенного союза и обратно ввозимых на такую территорию (пункт 1, подпункт 4 пункта 2 статьи 355).
Критерии отнесения товаров, перемещаемых через таможенную границу, к товарам для личного пользования, стоимостные, количественные и весовые нормы перемещения товаров для личного пользования с освобождением от уплаты таможенных платежей, случаи освобождения от уплаты таможенных платежей отдельных категорий товаров для личного пользования, а также порядок применения таможенных пошлин, налогов устанавливаются международным договором государств - членов Таможенного союза (часть 3 статьи 352 Таможенного кодекса).
Таким международным договором, действовавшим до 29 марта 2018 года (вступление в силу Договора о Таможенном кодексе ЕАЭС от 11 апреля
2017 года) является Соглашение между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 18 июня 2010 года "О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском" (далее - Соглашение).
Статья 12 Соглашения устанавливает, что в отношении перечисленных в приложениях 3 и 4 товаров для личного пользования, перемещаемых через таможенную границу, таможенные платежи не уплачиваются.
Так, в пункте 24 приложения 3 к Соглашению, устанавливающего категорию товаров и нормы ввоза, при перемещении которых через таможенную границу лицо освобождается от уплаты таможенных платежей, указаны автомобиль и прицеп (в количестве не более одного автомобиля и одного прицепа), находящиеся в собственности физических лиц, признанных в соответствии с законодательством государства - члена Союза беженцами, вынужденными переселенцами, а также прибывающих (переселяющихся) в государство - член Союза на постоянное место жительства, - при одновременном выполнении следующих условий:
- их ввоз на таможенную территорию Союза из страны предыдущего проживания осуществляется не позднее 18 месяцев с даты прибытия указанного лица на постоянное место жительства в государство - член Союза;
- такие автомобиль и прицеп должны находиться в собственности у указанных лиц и быть зарегистрированы на таких лиц в стране предыдущего проживания в течение не менее 6 месяцев до даты их прибытия (переселения) на постоянное место жительства.
Подпункт 2 пункта 1 статьи 2 Соглашения разъясняет, что датой прибытия (переселения) физического лица на постоянное место жительства в государство - член Таможенного союза является дата выдачи документа, подтверждающего получение статуса беженца, вынужденного переселенца либо признание лица прибывшим (переселившимся) на постоянное место жительства в государство - член Таможенного союза в соответствии с законодательством этого государства.
18 марта 2014 года подписан Договор между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов.
Согласно статье 5 этого Договора со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов граждане Украины и лица без гражданства, постоянно проживающие на этот день на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, признаются гражданами Российской Федерации, за исключением лиц, которые в течение одного месяца после этого дня заявят о своем желании сохранить имеющееся у них и (или) их несовершеннолетних детей иное гражданство либо остаться лицами без гражданства.
Из материалов дела видно, что Цховребов В.Х. принял гражданство Российской Федерации, 31 июля 2015 года документирован паспортом гражданина Российской Федерации серии 39 14 и номер 901244.
Решением Ялтинского городского суда Республики Крым от 6 февраля 2015 года установлен факт постоянного проживания Цховребова В.Х. на территории Республики Крым по состоянию на 18 марта 2014 года.
Таким образом, на момент ввоза 15 февраля 2015 года зарегистрированного в другом государстве автомобиля на территорию Российской Федерации административный ответчик являлся гражданином Российской Федерации, прибывшим на постоянное место жительства в государство - член Союза - Российскую Федерацию.
Транспортное средство ввезено Цховребовым В.Х. на таможенную территорию Таможенного союза не позднее 18 месяцев с даты прибытия на постоянное место жительства в Российскую Федерацию.
Кроме того, собственник, ввезенного по доверенности Цховребовым В.Х, спорного транспортного средства - Цховребова А.В, являющаяся гражданином Российской Федерации с 2014 года, приобрела право собственности на него более чем за 6 месяцев до даты его прибытия на постоянное место жительства в Российскую Федерацию (т. 1, л.д. 208).
Более того, в 2017 году регистрационные документы, выданные в соответствии с законодательством Украины на ввезенный Цховребовым В.Х. указанный автомобиль были заменены в установленном порядке на регистрационные документы и государственные регистрационные знаки в соответствии с законодательском Российской Федерации.
Данные обстоятельства свидетельствуют о соответствии ввезенного для личного пользования административным ответчиком транспортного средства условиям, установленным пунктом 24 приложения 3 к Соглашению и, как следствие, о распространении на него действующего таможенного законодательства об освобождении от уплаты таможенных платежей.
Указание в таможенной декларации на временный ввоз спорного транспортного средства, ввезенного административным ответчиком по доверенности от Цховребовой А.В, не лишает последнюю права на такую льготу.
При таких обстоятельствах административное исковое заявление Крымской таможни удовлетворению не подлежало.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
На основании пункта 5 части 1 статьи 329 поименованного Кодекса суд кассационной инстанции, рассмотрев кассационные жалобу, представление с административным делом, вправе отменить либо изменить судебный акт суда первой, апелляционной или кассационной инстанции и принять новый судебный акт, не передавая административное дело на новое рассмотрение, если допущена ошибка в применении и (или) толковании норм материального права.
Поскольку судами первой и апелляционной инстанций допущены ошибки в применении норм материального права, а также в оценке обстоятельств настоящего дела, судебная коллегия считает необходимым судебные акты нижестоящих судов отменить.
В силу того, что для исправления допущенных ошибок, после отмены судебных актов не требуются установление новых обстоятельств, представление, исследование и оценка доказательств, то суд кассационной инстанции полагает возможным принять новый судебный акт, не передавая дело на новое рассмотрение.
Руководствуясь статьями 328 и 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 28 марта 2017 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Крым от 21 августа 2023 года отменить.
Принять по делу новое решение.
В удовлетворении административного искового заявления Крымской таможни о взыскании с Цховребова В.Х. таможенных платежей и санкций отказать.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Текст мотивированного кассационного определения изготовлен 10 января 2024 года.
Председательствующий В.В. Шелудько
Судьи Н.В. Усенко
С.С. Сергеева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.