Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Иванова А.Е.
судей Капункина Ю.Б, Аняновой О.П.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Исмаиловой Р.Э, поданную от ее имени представителем Романовым В.В, поступившую в суд первой инстанции 18 октября 2023 года, на решение Кировского районного суда города Астрахани от 19 мая 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Астраханского областного суда от 16 августа 2023 года по административному делу по административному исковому заявлению Исмаиловой Р.Э. к администрации муниципального образования "Городской округ город Астрахань", жилищному управлению администрации муниципального образования "Город Астрахань" о признании распоряжения о снятии с учета в качестве нуждающихся в жилом помещении, отказе во внесении изменений в список многодетных семей незаконным и восстановлении в очередности.
Заслушав доклад судьи Иванова А.Е, пояснения представителя административного истца Быкова А.В, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Исмаилова Р.Э. обратилась в суд с административным иском о признании незаконным распоряжения жилищного управления администрации муниципального образования "Город Астрахань" Nр-04-03-794 от 4 мая 2022 года, которым с учета в качестве нуждающихся в жилом помещении снята ее семья из семи человек (она, супруг, пятеро детей, трое из которых совершеннолетние), а также отказано во внесении изменений в список многодетных семей, состоящих на жилищном учете, в отношении еще шести детей, родившихся после 2010 года.
Административное исковое заявление мотивировано тем, что с 2004 года семья Исмаиловых в составе семи человек (родители и пятеро детей) признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий и поставлены на соответствующий жилищный учет. В период с 2010 по 2022 годы у супругов Исмаиловых родилось еще шесть детей. Также с ними стала проживать в качестве члена семьи бабушка. В связи с изменением состава семьи Исмаиловы обратились в жилищное управление с заявлением о внесении изменений в список многодетных семей, в чем им отказано и вся семья снята с жилищного учета по мотиву того, что им в 2009 году предоставлялась бюджетная субсидия и они обеспечены жилой площадью на каждого члена семьи более учетной нормы.
Полагает указанное распоряжение жилищного управления незаконным, нарушающим права всех членов семьи Исмаиловых, поскольку приобретенное в 2014 году на средства жилищной субсидии по программе "Молодая семья" жилое помещение, в 2022 году признано аварийным и подлежащим сносу. Жилищные условия семьи не улучшились, они продолжают нуждаться в жилом помещении.
Решением Кировского районного суда города Астрахани от 19 мая 2023 года в удовлетворении административных исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Астраханского областного суда от 16 августа 2023 года решение Кировского районного суда города Астрахани от 19 мая 2023 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, Исмаилова Р.Э. просит отменить обжалуемые судебные акты, по делу принять новое решение об удовлетворении исковых требований.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель административного истца Быков А.В. доводы кассационной жалобы подержал, просил отменить обжалуемые судебные акты.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились. На основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 КАС РФ).
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Из материалов административного дела следует, что Исмаилова Р.Э. является матерью 12 детей, что подтверждается соответствующими свидетельствами о рождении.
Постановлением администрации Кировского района города Астрахани от 4 октября 2004 года N 1942 семья Исмаиловой Р.Э. поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договорам социального найма из муниципального жилого фонда, по общегородскому списку и была включена в список молодых семей, с составом семьи четверо человек (супруг и двое несовершеннолетних детей).
Постановлением администрации Кировского района города Астрахани от 14 февраля 2005 года N "О внесении дополнений изменений в постановление администрации района от 9 апреля 2004 года N1942 в данный список была включена дочь Исмаиловой Р.Э. - Исмаилова С.Н, 2005 года рождения, а также семья была включена в список многодетных семей и одиноких матерей.
В 2009 году семье Исмаиловой Р.Э, на состав семьи пять человек (она, супруг, сын - Исмаилов И.Н.о, дочь - Исмаилова М.Н, дочь - Исмаилова С.Н.) в установленном порядке от органа местного самоуправления выделены бюджетные средства на приобретение или строительство жилого помещения, как молодой семье, и на данные денежные средства семья Исмаиловой Р.Э. приобрела жилое помещение - "адрес" площадью 58, 5 кв.м.
Исмаиловой Р.Э. с 6 мая 2014 года на праве собственности принадлежит жилой дом, расположенный по адресу: "адрес", общей площадью 162, 8 кв.м.
Дочери Исмаиловой Р.Э. - Исмаиловой М.Н, 2002 года рождения, на праве собственности принадлежит жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес" общей площадью 54, 6 кв.м.
Распоряжением администрации муниципального образования "Город Астрахань" N339-р от 04 марта 2022 года многоквартирный дом литера "А" по адресу: "адрес" признан аварийным и подлежащим сносу.
30 марта 2022 года Исмаилова Р.Э. обратилась с заявлением в жилищное управление администрации муниципального образования "Город Астрахань" о внесении изменений в список состава семьи, как многодетная семья, в связи с рождением детей 6 детей.
Распоряжением жилищного управления администрации муниципального образования "Город Астрахань" Nр-04-03-749 от 4 мая 2022 года Исмаилова Р.Э. и члены ее семьи сняты с учета в качестве нуждающихся в жилом помещении, а также Исмаиловой Р.Э. отказано о внесении изменения в список многодетных семей и одиноких матерей.
При принятии решения о снятии с жилищного учета истца Исмаиловой Р.Э. и состоящих с ней на учете лиц, ответчиком учтена жилая площадь, в связи с получением в установленном порядке от органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения и ввиду того, что её обеспеченность общей площадью жилого помещения превышает учетную норму, установленную в Астраханской области.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении административных исковых требований, суд первой инстанции, с выводом которого согласился суд апелляционной инстанции, указал, что на момент вынесения распоряжения 4 мая 2022 года, с учетом зарегистрированного права собственности Исмаиловой Р.Э. и членов ее семьи, произошли изменения в жилищных условиях семьи истца, в результате которых были утрачены основания для нахождения на жилищном учете, в связи с чем, снятие истца и членов ее семьи с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий является законным, оспариваемое распоряжение отмене не подлежит.
Кроме того суд апелляционной инстанции указал, что на момент принятия Жилищным управлением администрации муниципального образования "Город Астрахань" оспариваемого распоряжения Nр-04-03-794 от 04 мая 2022 года, жилой дом, расположенный по адресу: "адрес", являлся пригодным для проживания, с заявлением о признании данного жилого дома непригодным для проживания административный истец обратился в Межведомственную комиссию для оценки жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, и муниципального жилищного фонда, расположенных на территории муниципального образования "Городской округ Город Астрахань" 09 марта 2023 года, по результатам рассмотрения которого 17 марта 2023 года вынесено заключение о выявлении оснований для признания помещения "адрес" непригодным для проживания, и 12 апреля 2023 года администрацией муниципального образования "Город Астрахань" вынесено распоряжение N541-р о признании непригодным для проживания в жилом помещении "адрес"
В настоящее время Исмаилова Р.Э, с учетом возникших обстоятельств после вынесения оспариваемого распоряжения от 04 мая 2022 года, в частности признания объектов недвижимости по адресам: "адрес" аварийным и подлежащим сносу, "адрес" - непригодным для проживания, не лишена возможности вновь обратиться с соответствующим заявлением о постановке ее семьи на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Между тем судом нижестоящих инстанций не учтено следующее.
Жилищный кодекс Российской Федерации, являясь системообразующим правовым актом, устанавливающим правила регулирования жилищных отношений, закрепляет общие критерии нуждаемости граждан в жилье.
Одним из условий признания гражданина нуждающимся в жилом помещении является обеспечение его общей площадью жилого помещения для постоянного проживания на одного члена семьи менее учетной нормы либо отсутствие такого жилого помещения вовсе (часть 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации).
При этом согласно части 2 статьи 51 поименованного кодекса при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
Статьей 55 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданам предоставлено право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных статьей 56 названного кодекса оснований снятия их с учета.
В соответствии с пунктом 2 и 4 части 1 статьи 56 названного кодекса одним из условий снятия граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях является утрата оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма; получения ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения.
Частью 2 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны быть приняты органом, на основании решений которого такие граждане были приняты на данный учет, не позднее чем в течение тридцати рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием принятия таких решений. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны содержать основания снятия с такого учета с обязательной ссылкой на обстоятельства, предусмотренные частью 1 данной статьи.
В соответствии с пунктом 8 Обзора практики рассмотрения судами в 2013 - 2014 годах дел по спорам, связанным с обеспечением права малоимущих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 23 декабря 2015 года следует, что приобретение гражданином, состоящим на учете, права собственности на жилое помещение, признанное в установленном порядке непригодным для проживания, не свидетельствует об улучшении его жилищных условий и не может являться основанием для снятия его с учета.
Как следует из материалов дела административному ответчику еще в 2009 году было известно о выделении административному истцу бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения, однако в установленный частью 2 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации срок административный ответчик решение о снятии административного истца с очереди не принял.
Как следует из материалов дела на момент принятия решения 04 мая 2022 года, приобретенное жилое помещение по адресу: "адрес" признан аварийным и подлежащим сносу, и приобретения указанного помещения не могло являться основанием для снятия административного истца с очереди.
В соответствии с пунктом 24 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.09.2016 N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" доказывание по административным делам осуществляется на основе принципа состязательности и равноправия сторон при активной роли суда (пункт 7 статьи 6, статья 14 КАС РФ). Указанный принцип выражается в том числе в принятии предусмотренных Кодексом мер для всестороннего и полного установления всех фактических обстоятельств по административному делу, для выявления и истребования по собственной инициативе доказательств в целях правильного разрешения дела (часть 1 статьи 63, части 8, 12 статьи 226, часть 1 статьи 306 Кодекса).
Указанные требования судами нижестоящих инстанций выполнены не были.
Как следует из материалов дела административный истец указывал о том, что на момент принятия решения о снятии с учета жилое помещения расположенное по адресу: г. Астрахань, ул. Бабаевского, д.90, являлось не пригодным для проживания и административный истец готовил документы о признания его токовым.
Однако суды, указанный довод административного истца не проверили. Суд апелляционной инстанции указал только на то, что решение о признании непригодным для проживания указанного помещения было принято после снятия административного истца с учета.
Для правильного разрешения дела судам необходимо было выяснить являлось ли жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес" не пригодным для проживания на момент снятия административного истца с очереди 04 мая 2022 года.
Из разъяснений Верховного Суда Российской Федерации, содержащихся в постановлении от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении", следует, что судебный акт является законным в том случае, когда он принят при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, и обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, а также тогда, когда он содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Обжалуемые судебные акты приведенным требованиям не соответствуют, поскольку предусмотренные Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации меры для всестороннего и полного установления всех фактических обстоятельств дела, судом первой и апелляционной инстанции не выполнены.
При таких данных судом первой и апелляционной инстанций допущены существенные нарушения норм материального и процессуального права, которые привели к принятию неправильного судебного решения, в связи с чем судебная коллегия приходит к выводу об отмене обжалуемых судебных актов с направлением административного дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении административного дела суду необходимо принять во внимание изложенное выше, разрешить дело в соответствии с требованиями процессуального закона, нормами материального права, а также с соблюдением прав, свобод и законных интересов сторон.
Руководствуясь статьями 318, 327 - 331 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Кировского районного суда города Астрахани от 19 мая 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Астраханского областного суда от 16 августа 2023 года отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьей 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Полный текст кассационного определения изготовлен 21 декабря 2023 года.
Председательствующий
А.Е. Иванов
Судьи Ю.Б. КапункинО.П. Анянова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.