Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Аняновой О.П, судей Капункина Ю.Б. и Монмаря Д.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Гарбузова Александра Ивановича на решение Евпаторийского городского суда Республики Крым от 13 марта 2023 г, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крым от 19 сентября 2023 г. по административному делу по административному исковому заявлению Гарбузова А.И. к МИФНС России N 6 по Республике Крым о признании действий незаконными и понуждении совершить определенные действия.
Заслушав доклад судьи Аняновой О.П, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Гарбузов А.И. обратился в Евпаторийский городской суд Республики Крым с административным исковым заявлением, в котором просит признать незаконным бездействие МИФНС N6 по Республике Крым (далее - МИФНС N6, Инспекция, налоговый орган), выразившееся в невнесении изменений в сведения о месте проживания налогоплательщика Гарбузова А.И. в Едином государственном реестре налогоплательщиков; обязать МИНФС N6 внести в Федеральную информационную адресную систему (ФИАС) и Единый государственный реестр налогоплательщиков (ЕГРН) достоверные сведения о месте проживания налогоплательщика Гарбузова А.И.
В обоснование указал, что на основании свидетельства о праве на наследство за ним 18 января 2016 г. в Едином государственном реестре недвижимости за ним зарегистрировано право собственности на ? долю жилого дома, расположенного по адресу: "адрес". При получении истцом паспорта гражданина Российской Федерации, Миграционной службой Российской Федерации поставлена отметка о регистрации по месту жительства по адресу: "адрес"
Однако МИФНС N 6 в основной учетной информации указывает данные налогоплательщика - физического лица Гарбузова А.И, ИНН N N и адрес регистрации "адрес", который не совпадает с паспортными данным Гарбузова А.И.
В этой связи неоднократно обращался в налоговый орган с заявлениями о внесении в учетные данные достоверных сведений о месте его жительства, вместе с тем соответствующие сведения в нарушение норм права регулирующих спорные отношения налоговым органом в ФИАС и ЕГРН не внесены.
Решением Евпаторийского городского суда Республики Крым от 13 марта 2023 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крым от 19 сентября 2023 г. в удовлетворении требований отказано.
В кассационной жалобе Гарбузов А.И. просит отменить судебные акты, как постановленные с нарушением норм материального и процессуального права, принять новое решение, которым требования удовлетворить.
Лица, участвующие в рассмотрении дела, извещенные о дате, времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились. На основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации(далее - КАС РФ) судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
В соответствии с частью 2 статьи 329 КАС РФ при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления. При этом суд кассационной инстанции не вправе проверять законность судебных актов в той части, в которой они не обжалуются, а также законность судебных актов, которые не обжалуются.
Согласно части 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу, что судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении настоящего дела такого рода нарушения допущены не были.
Согласно сведениям централизованного учета физических лиц налогоплательщик Гарбузова А.И. (ИНН N N) зарегистрирован по адресу места жительства (пребывания) в Российской Федерации - "адрес"
Согласно сведениям ЕГРН жилой N, расположен по адресу "адрес" 7, поставлен на кадастровый учет за N; на указанный объект недвижимости за Гарбузовым А.И. и Гарбузовым В.И. зарегистрировано право собственности по ? доле за каждым.
В Федеральной информационной адресной системе об адресе места проживания Гарбузова А.И. содержатся сведения: 297415, Республика Крым, г. Евпатория 7 (УЮТ СНТ) Аллея 220.
Проверив доводы административного искового заявления, суды признали оспариваемые административным истцом действия (бездействие) налогового органа соответствующими положениям части 7 статьи 83 Налогового кодекса Российской Федерации; статьи 2, пункта 4 статьи 7 Федерального закона от 28 декабря 2013 г..N443-ФЗ "О федеральной информационной адресной системе и о внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"; постановления Правительства Российской Федерации от 19 ноября 2014 г..N1221 "Об утверждении правил присвоения, изменения и аннулирования адресов"; пункта 3 Приказа Минфина России от 27 июня 2017 г..N 99 н "Об утверждении Порядка ведения Единого государственного реестра налогоплательщиков и о признании утратившими силу приказов Министерства финансов Российской Федерации от 30 сентября 2010 г..N 116н и от 7 сентября 2011 г..N 106 н"; решения Евпаторийского городского совета от 26 февраля 2016 г..N 1-31/10 N "Об утверждении Правил присвоения, изменения и аннулирования адресов объектам недвижимого имущества (объектам адресации) и присвоение наименований элементам планировочной структуры, изменения и аннулирования таких наименований на территории муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым"; постановления Администрации г..Евпатория Республики Крым от 27 января 2020 г..N 789-п "Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги "Присвоение, изменение и аннулирование адресов объектам адресации"; постановления Правительства Российской Федерации от 29 апреля 2014 г..N 384 "Об определении федерального органа исполнительной власти, осуществляющего нормативно-правовое регулирование в области отношений, возникающих в связи с ведением государственного адресного реестра, эксплуатацией федеральной информационной адресной системы и использованием содержащихся в государственном адресном реестре сведений об адресах, а также оператора федеральной
информационной адресной системы"; пунктов 3, 7, раздела 2, подпункта "в" пункта 9, подпунктов "а" и "б" пункта 10, пункта 11, пункта 23, 24, 25, 32, 34 Порядка ведения государственного адресного реестра, утвержденного Приказом Министерства Финансов Российской Федерации N 37н от 31 марта 2016 г..
Принимая приведенные нормы права суды, разрешая спор, исходили из отсутствия полномочий у налогового органа на внесение изменений сведений в ФИАС, так как присвоение, изменение и аннулирование адресов объектам адресации является муниципальной услугой, оказываемой Отделом архитектуры и градостроительства Администрации города Евпатория Республики Крым, а также отсутствия факта бездействия Инспекции, которая уведомляла орган местного самоуправления о вышеуказанных несоответствиях, необходимости их устранения.
При установленных по настоящему делу фактических обстоятельствах судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции вопреки повторно приведенным кассатором доводам, которым судами дана надлежащая оценка, соглашается с указанными выводами судов первой и апелляционной инстанций.
Согласно части 1 статьи 83 НК РФ в целях проведения налогового контроля организации и физические лица подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащих ему недвижимого имущества и транспортных средств и по иным основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом.
На основании части 1 статьи 84 НК РФ постановка на учет, снятие с учета в налоговых органах организаций и физических лиц по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, а также внесение изменений в сведения о них в налоговых органах осуществляются в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации.
При постановке на учет физических лиц в состав сведений об указанных лицах включаются также их персональные данные: фамилия, имя, отчество; дата и место рождения; пол; место жительства; данные паспорта или иного документа, удостоверяющего личность налогоплательщика; данные о гражданстве.
В соответствии с пунктом 8 статьи 84 НК РФ на основе данных учета федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, ведет Единый государственный реестр налогоплательщиков в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации. Состав сведений, содержащихся в Едином государственном реестре налогоплательщиков, определяется Министерством финансов Российской Федерации.
Порядок ведения Единого государственного реестра налогоплательщиков утвержден приказом Министерства финансов Российской Федерации от 27 июня 2017 г. N 99 н.
В силу пунктов 2 - 5 вышеназванного Порядка Единый государственный реестр налогоплательщиков (далее - Реестр) ведется Федеральной налоговой службой и ее территориальными органами (далее - налоговые органы) на основе единых методологических и программно-технических принципов и документированной информации, имеющейся у налоговых органов.
В состав сведений, содержащихся в ЕГРН в отношении физических лиц, включаются, в том числе сведения об адресе места жительства (места пребывания при отсутствии на территории Российской Федерации места жительства).
Пунктом 1 части 3 статьи 5 Федерального закона от 28.12.2013 N 443-ФЗ "О федеральной информационной адресной системе и о внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 443-ФЗ) определено, что органы местного самоуправления осуществляют полномочия по присвоению адреса объектам адресации, изменению адреса объектов адресации, аннулированию их в соответствии с установленными Правительством Российской Федерации правилами присвоения, изменения, аннулирования адресов.
При этом положениями статьи 7 Закона N 443-ФЗ налоговая служба, как оператор ФИАС не наделана полномочиями изменения адресов, на чем настаивает податель кассационной жалобы.
В соответствии с частями 4, 5 статьи 7 Закона N 443-ФЗ в случае выявления оператором несоответствия в базе он направляет в орган местного самоуправления соответствующую информацию.
Как установлено судами, такая обязанность административным ответчиком была выполнена.
Порядок присвоения, изменения и аннулирования адресов, включая требования к структуре адреса, и перечень объектов адресации установлены Правилами присвоения, изменения и аннулирования адресов утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 19 ноября 2014 г. N 1221.
Согласно пункту 6 Правил, присвоение объекту адресации адреса, изменение и аннулирование такого адреса осуществляется органами местного самоуправления, органами государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения или органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований городов федерального значения, уполномоченными законами указанных субъектов Российской Федерации на присвоение объектам адресации, с использованием федеральной информационной адресной системы.
Присвоение объектам адресации адресов и аннулирование таких адресов осуществляются уполномоченными органами по собственной инициативе или на основании заявлений физических или юридических лиц, указанных в пунктах 27 и 29 настоящих Правил (пункт 7 Правил).
Согласно ответу Отдела архитектуры и градостроительства администрации г. Евпатория Республики Крым от 2 марта 2023 г. правовые акты о присвоении, изменении или аннулировании адреса в отношении вышеуказанного объекта невидимости, принятые в период с 2015 г. по 2023 г. не значатся.
Исходя из изложенного, учитывая установленные обстоятельства дела, а также то, что присвоение, изменение и аннулирование адресов объектам адресации осуществляется органами местного самоуправления, является муниципальной услугой, предоставляемой Отделом архитектуры и градостроительства Администрации г. Евпатории Республики Крым, суды пришли к правильному выводу, что со стороны МИФНС N 6 незаконного бездействия допущено не было.
Доводы кассационной жалобы об обратном основаны на ошибочном толковании приведенных в ней норм и не могут быть приняты во внимание, поскольку сводятся, по сути, к переоценке исследованных судами доказательств и оспариванию обоснованности выводов судов об установленных ими по делу фактических обстоятельствах при том, что суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями частей 2 и 3 статьи 329, а также применительно к статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судом первой и второй инстанций фактических обстоятельств дела, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, и правом устанавливать новые обстоятельства по делу и давать самостоятельную оценку собранным по делу доказательствам не наделен.
На основании изложенного, руководствуясь положениями статей 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Евпаторийского городского суда Республики Крым от 13 марта 2023 г, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крым от 19 сентября 2023 г. - оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 12 января 2024 г.
Председательствующий
О.П. Анянова
Судьи
Ю.Б. Капункин
Д.В. Монмарь
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.