Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Иванова А.Е.
судей Шелудько В.В, Поляковой Е.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Гришковой Н.А, Бурдасовой Ю.Г, поданную от их имени представителем Черной Е.Ю, поступившую в суд первой инстанции 2 ноября 2023 года, на решение Первомайского районного суда города Краснодара Краснодарского края от 13 апреля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 3 августа 2023 года по административному делу по административному исковому заявлению Гришковой Н.А, Бурдасовой Ю.Г, к департаменту архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования города Краснодар о признании незаконным приказа органа местного самоуправления, возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Иванова А.Е, объяснения представителя Гришковой Н.А. и Бурдасовой Ю.Г. по доверенности Черной Е.Ю, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Гришкова Н.А. и Бурдасова Ю.Г. обратились в суд с административным исковым заявлением к департаменту архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар о признании незаконным приказа органа местного самоуправления, возложении обязанности.
Решением Первомайского районного суда города Краснодара от 13 апреля 2023 года в удовлетворении административных исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 3 августа 2023 года оставлено без изменения решение Первомайского районного суда города Краснодара от 13 апреля 2023 года.
В кассационной жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, представитель административных истцов Гришковой Н.А. и Бурдасовой Ю.Г. по доверенности Черная Е.Ю. просит отменить решение суда первой и апелляционной инстанции и принять по делу новое решение об удовлетворении административных исковых требований.
В судебном заседании суда кассационной инстанции принимала участие представитель административных истцов Гришковой Н.А. и Бурдасовой Ю.Г. по доверенности Черная Е.Ю, доводы кассационной жалобы поддержала, настаивала на отмене обжалуемых судебных актов и принятии по делу нового решения об удовлетворении административных исковых требований.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились. На основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 КАС РФ).
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия пришла к выводу, что при рассмотрении и разрешении настоящего административного дела, такие нарушения судом первой и апелляционной инстанции не допущены, в связи с чем, кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Согласно материалам дела, Гришковой Н.А, Гришковой М.В. и Гришкову В.В. принадлежат по 1/3 доли в праве общей долевой собственности на квартиру "адрес", что указано в выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 12 мая 2021 года.
Бурдасова Ю.Г. является собственником квартиры "адрес", о чем выдано свидетельство о государственной регистрации права от 17 февраля 2006 года.
Осьмаков С.И. на основании договора купли-продажи от 27 января 1995 года является собственником квартиры "адрес"
Согласно техническим паспортам многоквартирный дом по "адрес" включает строения, которые указаны в технической документации под литерами А, Б, В, Г, Д, Е, Ж, 3 и К.
В строении литер В расположены "адрес"
Приказом департамента архитектуры и градостроительства администраций муниципального образования город Краснодар от 20 января 2022 года N 416-А зданию с кадастровым номером N и всем расположенным в нем нежилым помещениям присвоен адрес: "адрес"
Согласно пункту 21 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 года N131-ФЗ "Об общих принципах организаций местного самоуправления в Российской Федераций" к вопросам местного значения городского поселения относятся присвоение адресов объектам адресаций, изменение, аннулирование адресов, присвоение наименований элементам улично-дорожной сети (за исключением автомобильных дорог федерального значения, автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, местного значения муниципального района), наименований элементам планировочной структуры в границах поселения, изменение, аннулирование таких наименований, размещение информации в государственном адресном реестре.
Согласно пункту 1 части 3 статьи 5 Федерального закона от 28.12.2013 года N 443-ФЗ "О федеральной информационной адресной системе и о внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления присваивают адреса объектам адресаций, изменяют адреса объектов адресации, аннулируют их в соответствии с установленными Правительством Российской Федерации правилами присвоения, изменения, аннулирования адресов.
Во исполнение Федерального закона от 28.12.2013 года N 443-ФЗ постановлением Правительства Российской Федерации от 19 ноября 2014 года N 1221 утверждены Правила присвоения, изменения и аннулирования адресов (далее - Правила).
На основании пунктов 7, 27 и 29 Правил присвоение объектам адресации адресов осуществляются уполномоченными органами по собственной инициативе или на основании заявлений собственника объекта адресаций либо его представителем.
Исходя из пункта 7 Правил, уполномоченный орган может по своей инициативе присвоить или аннулировать адреса.
Согласно пункту 62 Правил объектам адресации, находящимся на пересечений элементов улично-дорожной сети, присваивается адрес по элементу улично-дорожной сети, на который выходит фасад объекта адресации.
В силу пункта 2 Положения о реализации администрацией муниципального образования город Краснодар полномочий по присвоению адресов объектам адресации на территории муниципального образования город Краснодар, их изменению и аннулированию, утвержденного постановлением администрации муниципального образования город Краснодар от 24 июля 2020 года N 2809 (далее - Положение N 2809), органом, уполномоченным администрацией муниципального образования город Краснодар на присвоение, изменение и аннулирование адресов, размещение сведений в государственном адресном реестре, является департамент архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар (далее - департамент).
Департамент проводит инвентаризацию сведений об адресах в целях проверки достоверности, полноты и актуальности содержащихся в государственном адресном реестре сведений об адресах, сформированных на оснований информации, содержащейся в Федеральной информационной адресной системе, и при необходимости внесения изменений в указанные сведения, а также в целях размещения ранее не размещенных в государственном адресном реестре сведений об адресах, присвоенных объектам адресации до дня вступления в силу Федерального закона от 28.12.2013 года N 443-ФЗ "О федеральной информационной адресной системе и о внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Согласно пункту 19 Положения N 2809 в случае, если на земельном участке расположено более одного здания (сооружения), то в структуру адреса таких зданий (сооружений) включается дополнительный элемент объекта адресации (при необходимости).
При необходимости департамент дополнительно присваивает зданиям гражданского назначения номер корпуса, зданиям промышленного назначения - номер строения.
Пунктом 31 Положения N 2809 установлено, что виды адресообразующих элементов допускается указывать в сокращенной форме в соответствии с Правилами сокращенного наименования адресообразующих элементов, утвержденными приказом Министерства финансов Российской Федерации от 05.11.2015 года N 171н "Об утверждении Перечня элементов планировочной структуры, элементов улично-дорожной сети, элементов объектов адресации, типов зданий (сооружений), помещений, используемых в качестве реквизитов адреса, и Правил сокращенного наименования адресообразующих элементов" (далее - Перечень).
Согласно положению о департаменте архитектуры, утвержденному решением городской Думы Краснодара от 21.12.2006 года N 17 п.26 (далее - Положение N17п.26), департамент архитектуры является функциональным и специально уполномоченным органом администрации муниципального образования город Краснодар в области архитектуры и градостроительства.
На основании пункта 12.9.1 Положения N17 п. 26 департамент архитектуры присваивает, изменяет и аннулирует адреса на территории муниципального образования город Краснодар, размещает, изменяет, аннулирует сведения об адресах в государственном адресном реестре.
В указанном выше Перечне отсутствует понятие "литер" относительно идентификационных элементов объекта адресации.
Как следует из материалов дела, исходя из плана участка в техническом паспорте, фасад здания с отметкой литер В не выходит по улицу Горького, а фактически выходит на улицу Коммунаров.
По данным Единого государственного реестра недвижимости в 2009 году зданию с отметкой литер В был присвоен кадастровый номер N зданию с отметкой литер Д был присвоен кадастровый номер N
Указанные обстоятельства подтверждают различие объектов недвижимости.
Согласно части 2 статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с названным федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с этим федеральным законом сведений.
В силу части 3 статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав).
Государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке (часть 5 статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ).
При изложенных обстоятельствах суды нижестоящих инстанций пришли к верному выводу о том, что указанные объекты недвижимости являются разными.
Согласно информации, предоставленной ГБУ КК "Крайтехинвентаризация - Краевое БТИ", при первичной инвентаризации в 1971 году были учтены здания с отметками литер В и Д однако сведения об указанных объекта недвижимости как едином капитальном объекте отсутствует.
Следовательно, выводы, содержащиеся в техническом заключении ГБУ КК "Крайтехинвентаризация - Краевое БТИ", о том, что строения с отметками литер В и Д имеют общую стену, не препятствуют присвоению адресов.
При изложенных обстоятельствах суды нижестоящих инстанций пришли к верному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административного искового заявления Гришковой Н.А, Бурдасовой Ю.Г. к департаменту архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования города Краснодар о признании незаконным приказа органа местного самоуправления, возложении обязанности осуществить действия.
При рассмотрении административного иска судом первой и апелляционной инстанции верно определены юридически значимые обстоятельства дела, которые всесторонне и полно исследованы при надлежащей оценке доказательств, правильно применен и истолкован материальный закон, а доводы подателя жалобы, изложенные в кассационной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали изложенные в обжалуемых судебных актах выводы, поэтому признаются судом кассационной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права.
Таким образом, исходя из вышеизложенного, судебная коллегия находит доводы, приведенные в кассационной жалобе, аналогичными позиции подателя жалобы в суде первой и апелляционной инстанций, которой суд дал надлежащую правовую оценку.
Выводов судов они не опровергают, в связи с чем, оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебных актов не имеется.
Доводов, подтверждающих несоответствие выводов, изложенных в обжалованных судебных актах, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, которые привели к принятию неправильного судебного акта, заявителем не представлено.
Руководствуясь статьями 318, 327 - 331 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Первомайского районного суда города Краснодара Краснодарского края от 13 апреля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 3 августа 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьей 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Полный текст кассационного определения изготовлен 19 декабря 2023 года.
Председательствующий
А.Е. Иванов
Судьи В.В. ШелудькоЕ.А. Полякова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.