Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Сергеева С.С, судей Иванова А.Е, Поляковой Е.А, с участием прокурора Костюка А.И.
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу прокурора Краснодарского края на решение Крымского районного суда Краснодарского края от 22 февраля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 11 июля 2023 года по административному делу по административному иску ОМВД России по Крымскому району к ФИО1 об установлении административного надзора.
Заслушав доклад судьи Сергеева С.С, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ОМВД России по Крымскому району обратилось с административным иском к ФИО1 (далее - административный ответчик) об установлении административного надзора и административных ограничений, в котором представитель административного истца просил установить в отношении административного ответчика административный надзор сроком до погашения судимости с установлением следующих административных ограничений: обязать являться один раз в месяц в территориальный ОВД России по месту жительства или временного пребывания, для регистрации; запретить выезд за пределы края (области), по месту жительства или временного пребывания, без разрешения органа внутренних дел; запретить посещать места реализации алкогольной и спиртосодержащей продукции на розлив (кафе, бары, рестораны).
Решением Крымского районного суда Краснодарского края от 22 февраля 2023 года административный иск ОМВД России по Крымскому району к ФИО1 об установлении административного надзора удовлетворен в полном объеме.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 22 февраля 2023 года решение Крымского районного суда Краснодарского края от 22 февраля 2023 года изменено в части установления срока исчисления административного надзора.
Суд установиладминистративный надзор в отношении ФИО8, "данные изъяты" года рождения, сроком на три года, но не свыше срока погашения судимости по приговору Октябрьского районного судаг. Новороссийска от 17 июля 2015 года.
Срок административного надзора исчислять со дня вступления взаконную силу решения об установлении административного надзора.
В остальной части решение оставлено без изменения.
В кассационном представлении, поступившем в суд первой инстанции 31 октября 2023 года прокурор просит изменить решение суда первой инстанции и апелляционное определение.
Определением судьи от 20 ноября 2023 года кассационная жалоба с делом переданы для рассмотрения в судебном заседании Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Проверив в соответствии с требованиями части 2 статьи 329 КАС РФ правильность применения и толкования судами норм материального права и норм процессуального права в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии со статьей 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Такие нарушения допущены судами.
Как следует из материалов административного дела, приговором Октябрьского районного суда г. Новороссийска Краснодарского края от 17 июля 2015 года ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживающий по адресу: "адрес", осужден за совершение тяжкого преступления, предусмотренного частью 2 статьи 162 УК РФ, к 3 (трем) годам 8 (восьми) месяцам лишения свободы.
28 сентября 2018 года ФИО1 освобожден по отбытию срока наказания из ФКУ ИК-5 УФСИН России по Кировской области.
В период отбывания наказания, в местах лишения свободы был признан злостным нарушителем установленного порядка, в связи с чем, решением Кирово-Чепецкого районного суда Кировской области в отношение ФИО1 установлен административный надзор сроком на 2 года, с административными ограничениями.
После освобождения из исправительного учреждения в период с 2 октября 2018 года по 2 октября 2020 года, ФИО1 состоял под административный надзором в ОМВД России по Крымскому району по категории "Злостный нарушитель ИУ". По истечению срока административного надзора был поставлен на профилактический учет категории N2 (как лицо, формально подпадающее под действие административного надзора).
В соответствии со статьей 15 УК РФ, преступление, предусмотренное частью 2 статьи 162 УК РФ, относится к категории тяжких преступлений, срок погашения судимости составляет 8 лет. Судимость погашается 28 сентября 2026 года.
При постановке на профилактический учет ФИО1 был предупрежден о том, что в случае совершения административных правонарушений, в отношении него будет повторно установлен административный надзор.
Все проводимые профилактические мероприятия не дали положительного результата, ФИО1 на путь исправления не встал, правильных выводов для себя не сделал, о чем свидетельствуют два совершенных административных правонарушения, посягающие на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения общественную нравственность и на общественный порядок и (или) общественную безопасность, в течение одного года, а именно ФИО1 привлекался к административной ответственности: 4 января 2023 года по части 1 статьи 20.1 КоАП РФ и 12 января 2023 года по части 1 статьи 6.9 КоАП РФ.
Согласно характеристики по месту жительства ФИО1 характеризуется посредственно, проживает совместно с родственниками, работает по найму в сфере строительства, алкогольными напитками не злоупотребляет, несовершеннолетних детей на иждивении не имеет, за время проживания жалоб со стороны соседей в отдел МВД России по Крымскому району не поступало.
Руководствуясь частью 3 статьи 4, пунктом 2 части 3 статьи 3, статьей 7 Федерального закона N 64-ФЗ от 6 апреля 2011 года "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" суд пришел к выводу об установлении дополнительных ограничений в отношении ФИО1
Проверяя законность решения суда первой инстанции, апелляционная инстанция пришла к выводу об отмене решение Крымского районного суда Краснодарского края от 11 июля 2023 года в части.
Суд апелляционной инстанции установиладминистративный надзор в отношении ФИО1 сроком на три года, но не свыше срока погашения судимости по приговору Октябрьского районного суда г. Новороссийска от 17 июля 2015 года, с исчислением срока административного надзора со дня вступления в законную силу решения об установлении административного надзора.
В остальной части решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Однако нижестоящими судами не учтено следующее.
При назначении административных ограничений судами неправильно применены нормы материального права, что в силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) является основанием для изменения судебных актов кассационным судом общей юрисдикции.
Так, при назначении ограничения в виде запрещения выезда за установленные судом пределы территории, судами не учтены положения пункта 32 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16 мая 2017 г. N 15 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" в части того, что в решении надлежит указывать наименование субъекта Российской Федерации муниципального образования, границы которого не разрешается покидать поднадзорному лицу в период действия административного надзора.
В этой связи принятые по делу судебные акты надлежит привести в соответствие с действующим законодательством.
Судебные акты подлежат изменению в соответствующей части путем указания на запрет административному ответчику покидать пределы Крымского района Краснодарского края, на территории которого находится его место жительство.
При назначении ограничения в виде обязательной явки в орган внутренних дел не учтены изменения, внесенные Федеральным законом от 28 мая 2017 года N 102-ФЗ в пункт 5 части 1 статьи 4 Федерального закона от 6 апреля 2011 года N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" (далее - Закон N 64-ФЗ).
В связи с этим принятые по делу судебные акты надлежит привести в соответствие с действующим законодательством.
Кроме того, из мотивировочных частей судебных актов подлежат исключению ссылки на положения части 3 статьи 4 (дополнение административных ограничений) и статьи 7 (продление административного надзора) Закона N 64-ФЗ.
Указанные нормы права не подлежат применению, поскольку ранее установленный Кирово-Чепецким районным судом Кировской области срок административного надзора истек в 2020 году. В связи с этим органом внутренних дел предъявлены требования о повторном назначении ФИО1 административного надзора, а не о продлении его срока и дополнении ограничений.
Допущенные судами нарушения норм права являются существенными, поскольку могут препятствовать эффективному осуществлению органами внутренних дел наблюдения в отношении поднадзорного лица.
В соответствии со статьей 329 КАС РФ суд кассационной инстанции, рассмотрев кассационное представление с административным делом, вправе изменить судебный акт суда первой и апелляционной инстанции.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
изменить решение Крымского районного суда Краснодарского края от 22 февраля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 11 июля 2023 года исключив из мотивировочной части судебных актов указание на применение положений части 3 статьи 4 и статьи 7 Федерального закона от 6 апреля 2011 года N64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы".
Изменить резолютивную часть решения Крымского районного суда Краснодарского края от 22 февраля 2023 года в части установленного административного ограничения в виде запрета покидать установленные пределы территории, определив его в виде запрета поднадзорному лицу покидать пределы Крымского района Краснодарского края; в части установленного административного ограничения в виде обязательной явки в орган внутренних дел для регистрации, определив его в виде возложения на административного ответчика обязанности один раз в месяц являться в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.
В остальной части решение Крымского районного суда Краснодарского края от 22 февраля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 11 июля 2023 года оставить без изменения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьей 318 КАС РФ.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 18 января 2024 года.
Председательствующий судья
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.